Condillac) (1715-1780) — французский философ- просветитель, член Французской академии (1768). Воспитатель внука Людовика XV (1758-68), для которого написал 13-томное руководство "Курс занятий по обучению принца Пармского". В своем гл. философском сочинении - "Трактате об ощущениях" (1754, рус. пер. 1935) стремился вывести все знания и духовные способности человека из ощущений. Отвергая теорию врожденных идей, считал, что не только знания, но и психические процессы складываются в результате обучения и воспитания и под влиянием самой жизни. В трактатах "Искусство мыслить", "Искусство рассуждать", "Искусство говорить (или риторика)", "Искусство писать (или грамматика)" К. на конкретном материале физики, языкознания, литературы представил систему преподавания.
КОНДИЛЬЯК, КОНДИЙАК, ЭТЬЕН БОИНОДЕ
КОНДИЛЬЯК, Кондийак, Этьен Боиноде
30.9.1715, Гренобль, — 3.8.1780, Божанси), франц. философ-просветитель, чл. Франц. академии (1768). Брат Г. Мабли. Воспитатель внука Людовика XV (1758—68), для к-рого написал 13-томное руководство «Курс занятий по обучению принца Парм-ского ».
В философии и психологии К. — последователь Дж. Локка. В своем гл. филос. соч. — «Трактате об ощущениях» (1754, рус. пер. 1935) К. стремился вывести все знания и духовные способности человека (мышление, волю, чувства, воображение, память, внимание и т. д.) из ощущений. Отвергая теорию врожденных идей, считал, что не только знания, но и психич. процессы — «действия души» — не являются врожденными, но складываются в результате обучения и воспитания и под влиянием самой жизни. К. явился одним из основоположников ассоциативной психологии. Утверждал, что воспитателей необходимо вооружить знанием «механизма человеческого ума», к-рое «могло бы способствовать хорошему воспитанию». В обучении считал главным не просто сообщить ученику как можно больше знаний, но научить его правильно мыслить, т.е. думать, рассуждать, говорить, писать; всю систему преподавания необходимо строить с учетом этой задачи. В трактатах «Иск-во мыслить», «Иск-во рассуждать», «Иск-во говорить (или грамматика)», «Иск-во писать (или риторика)» К. на конкретном материале физики, языкознания, лит-ры и др. дал пример такой системы. Требовал избегать догматизма в преподавании, развивать у ученика потребность в самопознании и самовоспитании. К. высоко ценил анализ как важнейший способ приобретения знания; считал наиб. целесообразным в уч. курсах освещать науч. достижения в соответствии с ист. последовательностью развития науки и культуры.
Соч.: Oeuvres completes, v. 1 — 23, Р. 1798; nouv. ed., v. 1—16, Р., 1821—23; в рус. пер. — Соч., т. 1—3, М., 1980—83.
Лит. Ге Ф., История образования и воспитания, М., 1912; Богуславский В. М., Этьенн Бонно де Кондильяк, М., 1984; Lenoir R., Condillac, Р., 1924; Lefevre R., Condillac, Р., 1966.
Л. Н. Ждан.
В философии и психологии К. — последователь Дж. Локка. В своем гл. филос. соч. — «Трактате об ощущениях» (1754, рус. пер. 1935) К. стремился вывести все знания и духовные способности человека (мышление, волю, чувства, воображение, память, внимание и т. д.) из ощущений. Отвергая теорию врожденных идей, считал, что не только знания, но и психич. процессы — «действия души» — не являются врожденными, но складываются в результате обучения и воспитания и под влиянием самой жизни. К. явился одним из основоположников ассоциативной психологии. Утверждал, что воспитателей необходимо вооружить знанием «механизма человеческого ума», к-рое «могло бы способствовать хорошему воспитанию». В обучении считал главным не просто сообщить ученику как можно больше знаний, но научить его правильно мыслить, т.е. думать, рассуждать, говорить, писать; всю систему преподавания необходимо строить с учетом этой задачи. В трактатах «Иск-во мыслить», «Иск-во рассуждать», «Иск-во говорить (или грамматика)», «Иск-во писать (или риторика)» К. на конкретном материале физики, языкознания, лит-ры и др. дал пример такой системы. Требовал избегать догматизма в преподавании, развивать у ученика потребность в самопознании и самовоспитании. К. высоко ценил анализ как важнейший способ приобретения знания; считал наиб. целесообразным в уч. курсах освещать науч. достижения в соответствии с ист. последовательностью развития науки и культуры.
Соч.: Oeuvres completes, v. 1 — 23, Р. 1798; nouv. ed., v. 1—16, Р., 1821—23; в рус. пер. — Соч., т. 1—3, М., 1980—83.
Лит. Ге Ф., История образования и воспитания, М., 1912; Богуславский В. М., Этьенн Бонно де Кондильяк, М., 1984; Lenoir R., Condillac, Р., 1924; Lefevre R., Condillac, Р., 1966.
Л. Н. Ждан.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия