КОНДИЛЬЯК, КОНДИЙАК, ЭТЬЕН БОИНОДЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

КОНДИЛЬЯК, КОНДИЙАК, ЭТЬЕН БОИНОДЕ

Condillac) (1715-1780) — французский философ- просветитель, член Французской академии (1768). Воспитатель внука Людовика XV (1758-68), для которого написал 13-томное руководство "Курс занятий по обучению принца Пармского". В своем гл. философском сочинении - "Трактате об ощущениях" (1754, рус. пер. 1935) стремился вывести все знания и духовные способности человека из ощущений. Отвергая теорию врожденных идей, считал, что не только знания, но и психические процессы складываются в результате обучения и воспитания и под влиянием самой жизни. В трактатах "Искусство мыслить", "Искусство рассуждать", "Искусство говорить (или риторика)", "Искусство писать (или грамматика)" К. на конкретном материале физики, языкознания, литературы представил систему преподавания.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

КОНДИЛЬЯК, Кондийак, Этьен Боиноде
30.9.1715, Гренобль, — 3.8.1780, Божанси), франц. философ-просветитель, чл. Франц. академии (1768). Брат Г. Мабли. Воспитатель внука Людовика XV (1758—68), для к-рого написал 13-томное руководство «Курс занятий по обучению принца Парм-ского ».
В философии и психологии К. — последователь Дж. Локка. В своем гл. филос. соч. — «Трактате об ощущениях» (1754, рус. пер. 1935) К. стремился вывести все знания и духовные способности человека (мышление, волю, чувства, воображение, память, внимание и т. д.) из ощущений. Отвергая теорию врожденных идей, считал, что не только знания, но и психич. процессы — «действия души» — не являются врожденными, но складываются в результате обучения и воспитания и под влиянием самой жизни. К. явился одним из основоположников ассоциативной психологии. Утверждал, что воспитателей необходимо вооружить знанием «механизма человеческого ума», к-рое «могло бы способствовать хорошему воспитанию». В обучении считал главным не просто сообщить ученику как можно больше знаний, но научить его правильно мыслить, т.е. думать, рассуждать, говорить, писать; всю систему преподавания необходимо строить с учетом этой задачи. В трактатах «Иск-во мыслить», «Иск-во рассуждать», «Иск-во говорить (или грамматика)», «Иск-во писать (или риторика)» К. на конкретном материале физики, языкознания, лит-ры и др. дал пример такой системы. Требовал избегать догматизма в преподавании, развивать у ученика потребность в самопознании и самовоспитании. К. высоко ценил анализ как важнейший способ приобретения знания; считал наиб. целесообразным в уч. курсах освещать науч. достижения в соответствии с ист. последовательностью развития науки и культуры.
Соч.: Oeuvres completes, v. 1 — 23, Р. 1798; nouv. ed., v. 1—16, Р., 1821—23; в рус. пер. — Соч., т. 1—3, М., 1980—83.
Лит. Ге Ф., История образования и воспитания, М., 1912; Богуславский В. М., Этьенн Бонно де Кондильяк, М., 1984; Lenoir R., Condillac, Р., 1924; Lefevre R., Condillac, Р., 1966.
Л. Н. Ждан.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия