Концептуальность
Концептуальность
[лат. conceptus – мысль, понятие] – способность организовывать систему собственного мышления и понятий на основе определенной концепции как единого объясняющего действительность в ее противоречивости и целостности замысла. К. по определению предполагает внутренне диалектический подход к предметам и явлениям, к-рый означает рассмотрение их в единстве взаимопроникающих и взаимоисключающих противоположностей. Диалектическое раздвоение единого является эффективным способом построения концепции и обретения К. Так, одна из концепций нетрадиционной педагогики построена на основе рассмотрения знания и незнания как содержательного единства образования (Б.Г. Матюнин). Раздвоение целостного процесса развития познавательного потенциала человека на его диалектические составляющие: становление и реализацию – позволяет поднять на более высокий уровень К.