КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ
КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ (обучения)
цельное представление об основных компонентах воспитания (обучения): целях, содержании, методах, средствах, формах. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. )
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ
совокупность идей и принципов воспитательной деятельности, определяющих цель, содержание, позиции и способы взаимодействия воспитателей и воспитуемых в воспитательном процессе. Основу К. в. составляют цель воспитания и способы ее достижения. Как правило, К. в. имеет следующую логическую последовательность: анализ современной социально-педагогической ситуации, идеологии современного воспитания; определение его целей, функций, задач, базового компонента содержания воспитания; обоснование методов и технологий воспитания; выявление критериев воспитанности. Концептуальные подходы к воспитанию отличаются многообразием, что обусловлено социально-экономическими, демографическими, культурными особенностями, различием представлений об актуальности тех или иных общественных проявлений (Бондаревская Е. В. Опыт разработки концепций воспитания. – Ростов-н/Д, 1998. – С. 64; Кукушин В. С. Теория и методика воспитательной работы: учеб. пособие. – Ростов-н/Д: МарТ 2002. – С. 33). Т. В. Зверко
Источник: Глоссарий современного образования.
Концепция воспитания
совокупность идей и принципов «педагогической деятельности, определяющих цель, содержание, позиции и способы взаимодействия воспитателей и воспитуемых в воспитательном процессе.- Известные в педагогике концепции всегда имели конкретно-исторический характер, выражали интересы и идеалы определенных социальных групп, обобщали накопленный опыт семейного и общественного воспитания, отражали характер взаимодействия теории и воспитательной практики и, в целом, являлись концентрированным выражением уровня педагогической культуры общества и способах ее достижения. Обоснование цели воспитания, как и решение его основных проблем, невозможно без анализа и учета особенностей социально-педагогической ситуации, которая их обусловливает и порождает. Поэтому одним из существенных исходных моментов разработки концепции является осмысление (точнее, переосмысление) реального состояния дел и воспитательных проблем, возникающих в изменяющихся социально-экономических условиях, а также анализ того, что происходит с воспитуемыми и воспитателями в этих условиях, какие новые побудительные силы действуют в современном воспитании, чтобы опереться в его перестройке на внутренние цели и ценности основных участников этого процесса.
Такой подход указывает на необходимость использовать в качестве ключевых слов разрабатываемой концепции, кроме целей, содержания и методов воспитания, такие понятия, как социально-педагогическая ситуация, ценности, личностный смысл воспитания и некоторые другие, позволяющие описать кризисные явления в воспитательной практике и обозначить возможные пути выхода из кризиса.
Такой подход указывает на необходимость использовать в качестве ключевых слов разрабатываемой концепции, кроме целей, содержания и методов воспитания, такие понятия, как социально-педагогическая ситуация, ценности, личностный смысл воспитания и некоторые другие, позволяющие описать кризисные явления в воспитательной практике и обозначить возможные пути выхода из кризиса.
Источник: Глоссарий по педагогике.