КОМПРЕССИЯ

Найдено 1 определение
КОМПРЕССИЯ
от лат. compressio — сжатие) — один из способов номинализации и свертывания тематической и рематической информации в реализованной части текста для перевода в тему очередного предложения текста. Например, после того как было сказано: Этот человек — космонавт, мы можем сказать: Космонавт вернулся на Землю, где космонавт означает «человек, которого мы назвали космонавтом». Существенно, что номинация на каждом новом шаге текстооб-разования «теряет» часть своих компонентов и, следовательно, преобразуется структурно. Но только структурными преобразованиями К. не ограничивается. В номинации компрессируются сам процесс, некоторые показатели предшествующего текста, операции соединения, результат приписывания данному объекту какого-то признака. Постепенно, шаг за шагом развертывая текст, мы качественно преобразуем предшествующую номинацию. Мы забываем некоторые детали и воспринимаем номинацию уже не во всех ее подробностях. Если мы говорим: Иван Иванович — учитель. Учитель прошел по коридору. Учитель, который прошел по коридору, зашел в класс, а затем утверждаем: Учитель начал урок, то все предшествующие высказывания могут оказаться несущественными и потому могут забываться. Однако каждому, кто производит или воспринимает текст, ясно, что речь идет не об учителе вообще, а об учителе, который был только что охарактеризован. Каждая последующая номинация, свертываясь, воспроизводит лишь некоторую часть текста, а не весь текст, каким он был. В этом случае изменения происходят уже не только в структуре номинации, но и в ее содержании, семантике. Таким образом, в свертывании текста К. номинации является не только структурной, но и семантической. Причем обе эти разновидности номинации отнюдь не сопряжены друг с другом: структурная К. не обязательно должны сопровождаться семантической, и наоборот. Так, на небольшом текстовом пространстве структурная К. не влечет за собой семантическую. Но как только К. становится более глубокой, компрессант (результат структурной К.) начинает отражать не все содержание компрессируемой номинации, а лишь какую-то часть этого содержания. И хотя по мере развертывания текста номинации становятся содержательно все более богатыми, они в то же время теряют что-то в своей семантике — свертываются и структурно, и семантически. Лит.: Мурзин Л.Н., Штерн А.С. Текст и его восприятие. — Свердловск, 1991. В. Н. Мещеряков

Источник: Педагогическое речеведение. Словарь-справочник

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
226.83 кб

Оптимизированные дельта-преобразования второго порядка и компрессия аудиосигналов

Кравченко Павел Павлович, Каграманянц Виктор Александрович
Рассматривается метод компрессии аудиосигналов, основанный на оптимизированных дельта-преобразованиях второго порядка со сглаживанием и предлагается метод повышения компрессии, не приводящий к существенному снижению качества декод
Читать PDF
336.01 кб

Смысловая компрессия иноязычного профессионально ориентированного текста как средство развития метап

Домбровская И.В., Петрова О.А.
Рассматривается общий развивающий потенциал смысловой компрессии иноязычного текста. Приводятся основания для выделения смысловой компрессии в качестве центрального элемента в системе профессиональной иноязычной подготовки.
Читать PDF
200.44 кб

Составляющая «Внимание» в методике компрессивного обучения

Левкова Е. С.
В статье обосновывается необходимость новых методов обучения, в частности методики компрессивного обучения, позволяющей за ограниченное время извлечь и усвоить значительный объем материала.
Читать PDF
217.29 кб

Структурно-содержательная модель компрессивного обучения математике школьников-абитуриентов

Детушева Л. В., Детушев И. В., Добрица В. П.
В статье рассматривается структурно-содержательная модель компрессивного обучения школьников-абитуриентов математике, приводятся важнейшие компоненты данной модели: целевой, методологический, содержательный, процессуально-технолог
Читать PDF
82.04 кб

Применение информационных технологий при обучении школьников математике в контексте компрессивного о

Детушева Л.В., Добрица В.П.
В статье рассматривается возможность использования современных информационных технологий при компрессивном обучении школьников математике. Показываются достоинства использования компьютерных технологий в образовательном процессе.
Читать PDF
693.01 кб

Элементы компрессивного обучения в общеобразовательной школе

Шкурина Валентина Анатольевна
В статье анализируются основные аспекты применения элементов компрессивного обучения в общеобразовательной школе. В частности рассматриваются возможности применения различных техник для развития памяти и внимания.
Читать PDF
494.37 кб

О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЕКТЕ "КОМПРЕССИВНОЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ"

Сафонова Н.Н.
В статье представлен анализ школьной программы по русскому языку на предмет изучения словообразования.
Читать PDF
1.21 мб

Особенности компрессивной технологии обучения учащихся решению текстовых задач

Далингер Виктор Алексеевич
В статье рассматриваются особенности компрессивного обучения учащихся математике, описаны этапы этой технологии, которые затем проиллюстрированы на решении текстовых задач.
Читать PDF
359.45 кб

О способах активизации внимания учащихся при компрессивном обучении математике

В. П. Добрица, Л. В. Детушева, И. В. Детушев
В статье рассматриваются способы активизации внимания абитуриентов на занятиях по математике в контексте компрессивных технологий обучения, приводятся конкретные рекомендации, способные усилить внимание школьников на занятиях.
Читать PDF
208.05 кб

Система математических заданий и задач при компрессивном обучении учащихся математкие на примере слу

Детушева Л.В., Детушев И.В., Добрица В.П.
В работе приведена классификация математических упражнений, описан алгоритм решения математических задач на основе компрессивного обучения математике, перечислены критерии отбора математического материала, выделены психолого-педаг
Читать PDF
203.50 кб

Развитие памяти у младших школьников как подготовка к компрессивному обучению

Захарова Е. С.
Современный этап развития образования должен обеспечить формирование всесторонне развитой личности, способной быстро воспринимать изменения требований жизни и уровня развития научного знания и реагировать на них.
Читать PDF
197.15 кб

МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ К КОМПРЕССИВНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Добрица В.П., Добрица И.С., Локтионова Н.Н., Атакищев О.Г.
В статье описываются аспекты, позволяющие использовать методику компрессивного обучения, а также обосновывается возможность подготовки к такому обучению учащихся уже с первого класса средней школы.
Читать PDF
451.11 кб

Методические особенности обучения компрессии иноязычного текста на основе формирования его понятийно

Чопорова Е. И.
В статье рассматриваются современные подходы к реферированию иноязычного текста в технических вузах.
Читать PDF
361.43 кб

Развитие навыков компрессии текста у иностранных студентов-нефилологов

Зарубина Д.Н., Мельникова А.Ю.
В статье приведены комплексная система и методы обучения компрессии текста в соответствии с конкретными этапами работы иностранных учащихся с научным текстом.
Читать PDF
3.70 мб

Конструкты и специфические принципы реализации методической компрессии в системе иноязычной професси

Бганцева Ирина Владимировна
В данной работе показано, что иноязычная профессионально ориентированная коммуникативная подготовка студентов неязыкового вуза на основе когнитивно-систематизирующей методической компрессии должна осуществляться на основе использо

Похожие термины:

  • КОМПРЕССИЯ ТЕКСТА

    Сокращение, «сжатие» текста до пределов минимальной избыточности, достаточной для понимания. К. т. может быть рассмотрена как самостоятельное упражнение, а также использоваться для составления р