компетентность Профессиональная

Найдено 16 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Профессиональная компетентность
это профессиональная подготовленность и способность субъекта труда к выполнению задач и обязанностей по занимаемой должности.

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

компетентность Профессиональная
совокупность профессиональных знаний, умений, а также владение способами выполнения профессиональной деятельности [24, c. 62].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

Профессиональная компетентность
это способность личности профессионально действовать в конкретном виде деятельности и ответственно принимать решения, направленные на интересы личности.

Источник: Глоссарий по педагогике.

Профессиональная компетентность
уровень сформированности общих (социальных), и ключевых профессиональных и специальных компетенций, который является основанием для определения уровня квалификации работника

Источник: Словарь рабочих терминов по предпрофильной подготовке

Компетентность профессиональная
интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая уровень знаний, умений, опыта, достаточных для осуществления профессиональной деятельности, связанной с принятием решений.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
формирование на базе общего образования таких профессионально значимых для личности и общества качеств, которые позволяют человеку наиболее полно реализовать себя в конкретных видах трудовой деятельности, соответствующих общественно необходимому разделению труда и рыночным механизмам стимулирования.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
способности и умения эффективно действовать в рамках своей профессии и квалификации. Оценка профессиональной компетенции проводится многими фирмами по специально разработанным программам. С этой целью применяются биографический метод, интервью, тестирование, групповые методы оценки персонала, психодиагностические методики.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
(лат. professio – официально указанное занятие, profiteor – объявлять своим делом; лат. compete – добиваться, соответствовать, подходить) – интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая уровень знаний, умений, опыт, достаточные для осуществления цели данного рода деятельности, а также его нравственную позицию. Критерием профессиональной компетентности является общественная значимость результатов труда специалиста, его авторитет в конкретной области знаний (деятельности).

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
(professional competence) – рассматривается как способность педагога к выполнению задач и обязанностей по занимаемой должности, для профессиональной компетентности недостаточно только психолого-педагогических и специальных знаний. Профессиональная компетентность – это способность к целостному и системному анализу сложных проблем современной жизни общества и окружающей среды, ориентированной на деятельность как теоретического, так и практического характера, т.е. владеющего различными компетенциями в различных областях жизнедеятельности.

Источник: Детские и молодежные объединения. Словарь-справочник для студентов 3 курса отделения социальной педагогики.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
комплекс профессиональных знаний, умений, профессиональных качеств личности. Основные характеристики специалиста, обладающего К. п.: владение на достаточно высоком уровне собственно профессиональной деятельностью в определенной области; способность проектировать свое профессиональное развитие; умение профессионально общаться; способность нести профессиональную ответственность за результаты своего труда (Петров А. Профессиональная компетентность: понятие, терминологические проблемы // Вестн. высш. шк. – 2004. – № 10. – С. 6; Шишов С., Ачаков А. Компетентный подход к образованию //Лучшие страницы педагогической прессы. – 2002. – № 3. – С. 5). Ю. Н. Розенфельд

Источник: Глоссарий современного образования.

Профессиональная компетентность
умения применять свои знания и умения на практике, используя при этом все свои умственные, психологические и даже физические возможности. Она включает в себя: специальную компетентность (подготовленность к самостоятельному выполнению профессионально-производственных заданий; умение оценивать результаты своего труда, способность самостоятельного приобретения новых знаний и умений), социальную компетентность (способность к групповой и коллективной деятельности и сотрудничеству с другими работниками, готовность к принятию на себя ответственности за результаты труда). Профессиональная компетентность – это еще и свойство личности, обеспечивающее высокий уровень саморазвития, переход от «неосознанной компетенции» к «осознанной некомпетентности».

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
важная составляющая и показатель высокого уровня профессионализма. К.п. включает знания и эрудицию, позволяющие человеку квалифицированно судить о вопросах сферы профессиональной деятельности, быть сведущим в определенной области, а также качества личности, дающие возможность человеку действовать ответственно и самостоятельно. К.п. проявляется в успешном решении определенного класса профессиональных задач, что лежит в основе различных видов компетентности (социально-перцептивная, коммуникативная, организационная и тд.).
Межпрофессиональная компетентность состоит во владении знаниями и качествами личности (способность к планированию, мотивация достижения, гибкое профессиональное мышление, способность к проектированию профессиональной деятельности, профессиональная обучаемость), необходимыми для выполнения ряда профессий.

Источник: Акмеологический словарь

Компетентность профессиональная
характеристика личности, определяющая способность и готовность решать профессиональные проблемы и задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, навыков, умений, профессионального и жизненного опыта, ценностей и культуры. Ее содержание включает совокупность ключевых, базовых и специальных компетентностей: -Компетентности ключевые, необходимые для любой профессиональной деятельности, связаны с успехом личности в современном мире. Проявляются прежде всего в способности решать профессиональные задачи на основе использования информации; коммуникации, в том числе на иностранном языке; социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе. -Компетентности базовые, отражающие специфику определенной профессиональной деятельности (управленческой, инженерной, педагогической, медицинской и т. д.). -Компетентности специальные, отражающие специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности. Их можно рассматривать как реализацию ключевых и базовых компетентностей в конкретной области профессиональной деятельности (например, в военной).

Источник: Военная педагогика

Компетентность профессиональная
общий оценочный термин, обозначающий способность к профессиональной деятельности «со знанием дела». Обычно употребляется применительно к лицам определенного социально-профессионального статуса, характеризуя меру соответствия их понимания, знаний и умений реальному уровню сложности выполняемых ими задач и разрешаемых проблем. В отличие от термина «квалификация», не связанного с личностными качествами работника, имеется в виду его способность принимать ответственные решения и действовать адекватно требованиям служебного и общественного долга. В этом контексте К.п. – атрибут человека, его личностное качество субъекта профессиональной деятельности в системе социального и технологического разделения труда. К.п. педагога может быть представлена как интегрированная структура, включающая специальную готовность, представленную специальной квалификацией и функциональной грамотностью человека, его личностной компетентностью как интегрированной способностью к идентификации и самоактуализации в действии, социальной функциональной грамотностью (результат специальной подготовки в вузе, в процессе послевузовской подготовки и профессиональной деятельности); квалификацию в деятельности, рефлексивную надстройку «над деятельностью» (результат освоения технологии профессиональной деятельности на практике и приобретения способности к ее рефлексии (критериальному анализу), приобретаемый в процессе профессиональной деятельности и последипломного образования; организационно-деятельностную компетентность, способность преобразовывать деятельность на основе результатов ее рефлексивного анализа (результат освоения механизмов развития деятельности в процессе непрерывного профессионального образования и практической деятельности). К.п. может быть обнаружена и оценена лишь в ситуации разрешения работником проблем профессиональной деятельности или решения им сложных задач, требующих доопределения условий и поиска недостающей информации. (Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. М., 1972 (англ. 1965). Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М., 2002 (англ. 1984). Спенсер-мл. Л.М., Спенсер С.М. Компетенции на работе. Пер. с англ. М.: НIРРО, 2005. 384 с.; Проблемы профессиональной компетентности кадров образования: содержание и технологии аттестации: Учеб.-метод. пособие: Эксперим. вариант / Ин-т повышения квалификации и переподгот. руководящих работников и специалистов образования [Авт.-сост.: А.И. Жук и др.]; Под ред. А.И. Жука. Минск, 1996; Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов ВУЗов / Зеер Э.Ф. Екатеринбург, 1999; Жук О.Л. Педагогическая подготовка студентов: компетентностный подход / О.Л. Жук. Минск: РИВШ БГУ, 2009. 336 с.)

Источник: Модельная программа подготовки андрагогов.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
включает не только представление о квалификации (профессиональные навыки как опыт деятельности, умения и знания), но также развитые социально-коммуникативные и индивидуальные способности, обеспечивающие самостоятельность профессиональной деятельности. Профессиональную компетентность, являющуюся основой профессиональных качеств личности, характеризуют следующие элементы и качества деятельности:
анализ трудового и технологического процессов;
анализ технической документации, заданий;
безошибочность выполнения и координации работ трудового процесса;
создание профессионально значимой информации, касающейся состояния объектов деятельности;
прогнозирование появления и развития нештатных ситуаций;
обеспечение безопасности выполнения работ;
соблюдение технологических требований;
освоение дополнительных квалификаций;
высокий уровень культуры и организации процесса;
профилактика поломок оборудования и инструмента, правильная их эксплуатация;
профилактика брака;
своевременное устранение отклонений, возникающих в технологическом процессе;
выполнение рекомендаций, норм и требований, касающихся физиологических, экономических, экологических и эргономических факторов. Социально-коммуникативная компетентность как необходимая составляющая коллективного трудового процесса определяется следующими характеристиками каждого участника:
способность к сотрудничеству в коллективной деятельности;
умение эффективно работать в составе группы;
психологическая совместимость как способность адаптироваться к различным темпераментам и характерам сотрудников;
способность устанавливать горизонтальные и вертикальные контакты;
искреннее уважение к труду других;
способность к пониманию, восприятию иных национальных культур, толерантность;
владение различными культурными навыками;
способность разрешать конфликты;
способность организовать работу группы; – умение пользоваться различными средствами связи. Компетентность самоуправления подразумевает:
умение рассуждать и оценивать;
творческий характер мышления;
проявление инициативы;
способность принимать на себя ответственность;
умение управлять собой и другими;
анализ ситуации и отбор информации, необходимой для принятия решений;
выявление проблем, самостоятельную постановку задач и способность их решения;
умение самостоятельно учиться и обучать других своей профессии;
способность критически анализировать собственную профессиональную деятельность и работу других;
понимание взаимосвязей данной работы с другими видами работ;
принятие рациональных решений в критической ситуации; – высокий уровень культуры и организации трудового процесса.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
включает не только представление о квалификации (профессиональные навыки, как опыт деятельности, умения и знания), но также освоенные социально-коммуникативные и индивидуальные способности, обеспечивающие самостоятельность профессиональной деятельности.
Профессиональная компетенция, являющаяся основой профессиональных качеств личности, представлена следующими элементами деятельности:
анализ трудового и технологического процессов; анализ технической документации, заданий;
безошибочность выполнения и координации работ трудового процесса;
создание профессионально значимой информации, касающейся состояния объектов деятельности;
прогнозирование появления и развития нештатных ситуаций; обеспечение безопасности выполнения работ;
соблюдение технологических требований; освоение дополнительных квалификаций;
высокий уровень культуры и организации процесса;отсутствие поломок оборудования и инструмента, связанных с неправильной эксплуатацией;
отсутствие брака;
своевременное устранение отклонений, возникающих в технологическом процессе;
выполнение рекомендаций, норм и требований, касающихся физиологических, экономических, экологических и эргономических факторов.
Социально-коммуникативная компетенция, пронизывающая коллективный трудовой процесс, проявляется в следующих способностях каждого участника:
способность к сотрудничеству в коллективной деятельности; умение эффективно работать в составе группы;
психологическая совместимость как способность адаптации к различным темпераментам и характерам;
способность установления горизонтальных и вертикальных контактов; искреннее уважение к труду других;
способность понимания, восприятия иных национальных культур, толерантность; владение многокультурными навыками;
способность разрешать конфликты; способность организовать работу группы;
способность пользования различными средствами связи.
Компетенция самоуправления определяет такие индивидуальные способности, как: умение рассуждать и оценивать;
творческий характер мышления; проявление инициативы;
способность принятия ответственности; способность управления собой и другими;
выявление необходимой информации из ситуации для принятия решений;
выявление проблем, самостоятельная постановка задач и способность их решения; умение самостоятельно учиться и обучать других своей профессии;
способность критически анализировать собственную профессиональную деятельность и работу других;
понимание взаимосвязей данной работы с другими; принятие рациональных решений в критической ситуации; уровень культуры и организации трудового процесса.
Ниже приводятся показатели К.п. рабочих комплексных бригад:
Выполнение норм выработки (требует совершенствования нормативной базы).Отсутствие брака.
Знание причин возможно более широкого перечня брака.
Своевременное выполнение требований техники безопасности независимо от уровня проверок.
Выполнение мероприятий, предупреждающих брак.
Соблюдение технологических требований при выполнении работы.
Способность диагностирования объекта трудовой деятельности, орудий и средств труда. Наиболее экономное использование материалов, инструментов и энергии.
Поломки оборудования и инструмента, связанные с неправильной эксплуатацией. Разработка мероприятий по снижению себестоимости.
Перерыв и задержки в работе в результате непредусмотрительности в работе. Освоение дополнительных операций.
Уровень понимания взаимосвязей данной работы с другими видами работ. Способность к творческому решению производственных задач и проблем. Осуществление программы саморазвития.
Самоанализ профессиональной деятельности. Уровень решений в критической ситуации.
Признание тезиса – «непрерывное повышение квалификации – профессиональная обязанность».
Предложения по совершенствованию условий труда, рационализации производственной деятельности.
Уровень культуры и организации трудового процесса. Уровень трудовой дисциплины.
Непроизводительные потери рабочего времени.
Умение ясно и полно объяснять, демонстрировать выполнение функций при обучении.
Лит.: Профессиональная педагогика: Учебник. – М., 1997; Теория и методика бригадного обучения / Под ред. С.Я. Батышева. – М., 1996.
О.Б. Ховов

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
4.62 мб

Профессиональная компетентность бакалавра

Гаврилова Мария Ивановна, Одарич Ирина Николаевна
Статья посвящена профессиональной компетентности бакалавров в области пищевых производств.
Читать PDF
224.06 кб

К вопросу о профессиональной компетентности

Щербакова Виктория Викторовна
В статье представлена модель формирования профессиональной компетенции, её контент, структура
Читать PDF
356.74 кб

Как измерить профессиональную компетентность?

Гурина Р.
Читать PDF
643.10 кб

Критерии профессиональной компетентности учителей

Жумаев Ахмамат Шермаматович
В данной статье рассматриваются критерии и проблемы подготовки педагогических кадров. А также анализируются требования к профессиональной компетенции преподавателя вуза.
Читать PDF
348.50 кб

Компетентностный подход в профессиональном обучении

Королькова Светлана Азатовна
Читать PDF
96.06 кб

К профессиональной компетентности -через творчество

Попов А. И.
Читать PDF
140.83 кб

Содержание профессиональной компетентности педагога

Шкатова Татьяна Геннадьевна
В статье рассматривается специфика содержания педагогической компетентности, ее место в структуре профессиональной деятельности педагога, особенности подготовки педагогов в рамках компетентностной модели высшего профессионального
Читать PDF
5.64 мб

Оценка профессиональной компетентности учителя в США

Лучкина Татьяна Викторовна, Наказная Елена Викторовна
В статье анализируется опыт США в области оценки профессиональной компетентности учителей посредством их сертификации как одного из условий выявления уровня эффективности его работы.
Читать PDF
144.16 кб

Профессиональная компетентность: понятие и структура

Алдашева Айгуль Абдулхаевна
Теоретический анализ понятия «компетентность» позволил определить структуру профессиональной компетентности, выделить технологический и надпрофессиональный уровни.
Читать PDF
139.75 кб

Система профессиональных компетентностей руководителя

Васильев Андрей Петрович
В статье рассмотрен ряд характеристик профессиональной компетентности в контексте современной профессиональной деятельности, выделена система базовых компетентностей руководителя (СБК).
Читать PDF
169.94 кб

К вопросу о профессиональной компетентности педагогов

Ильжухина Елена Валерьевна
Читать PDF
210.00 кб

Феноменология профессиональной компетентности учителя

Козырева О. А.
Читать PDF
125.02 кб

Повышение профессиональной компетентности дефектологов

Дудко Ольга Борисовна
Статья посвящена развитию профессиональной компетентности учителя-дефектолога дошкольного учреждения в области взаимодействия с семьями дошкольников с задержкой психического развития.
Читать PDF
216.03 кб

Компетентностный подход в профессиональном образовании

Ибрагимов Г. И.
Рассмотрены теоретические и историко-педагогические предпосылки компетентностного подхода в профессиональном образовании. Определено место компетентностного подхода в системе известных методологических подходов.
Читать PDF
139.59 кб

Профессиональное образование и компетентностный подход

Шестак Надежда Владимировна
В статье в дискуссионном порядке обсуждаются вопросы развития компетентностного подхода применительно к системе непрерывного медицинского образования.

Похожие термины:

  • Компетентность военно-профессиональная

    одна из важнейших сторон военно-профессиональной культуры специалиста; мера профессионализма военнослужащего; способность успешно и безошибочно осуществлять конкретную деятельность как в обыч
  • Профессиональная компетентность чтения

    заинтересованный в профессиональной сфере читатель может координировать свои стратегии и знания в рамках профессионального сообщества, с тем чтобы реализовать свои личностные и профессиональн
  • КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

    владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его пед. деятельности, пед. общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и
  • Профессиональная компетентность преподавателя

    владение необходимой суммой знаний, умений, навыков, определяющих сформированность педагогической деятельности, его педагогического общения, личности педагога как носителя определенных ценнос