КОМПЕТЕНЦИЯ ЯЗЫКОВАЯ
КОМПЕТЕНЦИЯ (компетентность) ЯЗЫКОВАЯ
овладение нормами русского литературного языка и его функциональными стилями.
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
совокупность конкретных умений, необходимых члену языкового сообщества для речевых контактов и овладения языком как учебной дисциплиной [84].
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
То же, что лингвистическая компетенция. Владение системой сведений об изучаемом языке по его уровням: фонемном, морфемном, лексическом, синтаксическом. Учащийся обладает Я. к., если он имеет представление о системе изучаемого языка и может пользоваться этой системой на практике. На качество Я. к. в изучаемом языке влияет не только степень владения им, но и уровень компетенции учащихся в родном языке. Я. к., по Н. Хомскому, озна1 чает способность понимать и продуцировать неограниченное число правильных в языковом отношении предложений с помощью усвоенных языковых знаков и правил их соединения. В исследовании порогового уровня владения русским языком. Я. к. определяется как «способность учащегося конструировать грамматически правильные формы и синтаксические построения, а также понимать смысловые отрезки в речи, организованные в соответствии с существующими нормами русского языка, и использовать их в том значении, в котором они употребляются носителями языка в изолированной позиции» (Пороговый уровень, 1996).
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
одна из трёх базовых компетенций в составе интегральной Культурно-речевой компетенции (см.). В общепонятийную часть Я.к. входит знание таких понятий, как языковая норма, варианты нормы, критерии нормативности, кодификация. Основной частью Я.к. является владение средствами всех уровней языка и соответствующими языковыми нормами, т.е. структурно-языковая субкомпетенция.
К структурно-языковой компетенции примыкает текстовая субкомпетенция, т.е. понимание структуры (устройства) текста, состава и роли текстовых категорий, его основной единицы — сложного синтаксического целого, которое в определённой степени соотносительно с предложением.
Поскольку центральным понятием Я.к. является правильность, т.е. соблюдение норм литературного языка на всех его уровнях, на первый план в Я.к. выходят субкомпетенции: нормативно-языковая, или ортологическая (от греч. ὀρθός — ‘правильный’), предполагающая владение (знание и умение) основными нормами литературного языка (орфоэпическими, акцентологическими, словообразовательными, лексическими, морфологическими, синтаксическими) и нормами орфографии и пунктуации; и эрратологическая (от лат. error — ‘ошибка’), или ошибковедческая, субкомпетенция, т.е. умение находить, квалифицировать (определять тип) и оптимальным образом исправлять речевые ошибки.
Близкие определения Я.к. находим у некоторых других авторов. Так, напр., в учебном словаре-справочнике «Русская речевая культура» (2006): «Языковая компетенция. Осведомлённость человека (носителя языка) в системе языка. Языковая компетенция предполагает освоение необходимых знаний о языке (как знаковой системе и общественном явлении), его устройстве, развитии и функционировании. К этому типу компетенции относится овладение основными нормами литературного языка, богатство словарного запаса и грамматического строя речи, способность к языковой рефлексии, умение размышлять и рассуждать по поводу языковых явлений и языкового выбора, к оценке языковых явлений и фактов» [Русская речевая ... 2006: 49;. См. также Обучение... 2004: 31]. Способность к языковой рефлексии обозначена нами как «перцепривно-рефлексивная субкомпетенция» (см. ст. «Комуникативно-речевая компетенция»).
Лит.: Русская речевая культура: учебный словарь-справочник. СПб, 2006; Обучение русскому языку в школе: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Е.А. Быстрова, С.И. Львова, В.И. Капинос и др. М., 2004; Сковородников А.П., Копнина Г.А. Модель культурно-речевой компетенции студента высшего учебного заведения // Журнал СФУ. Гуманитарные науки. Спецвыпуск «Культура речевого общения». 2009. № 2; Сковородников А.П., Копнина Г.А. О культурно-речевой компетенции студента высшего учебного заведения // ФН. 2009. № 3.
А.П. Сковородников
К структурно-языковой компетенции примыкает текстовая субкомпетенция, т.е. понимание структуры (устройства) текста, состава и роли текстовых категорий, его основной единицы — сложного синтаксического целого, которое в определённой степени соотносительно с предложением.
Поскольку центральным понятием Я.к. является правильность, т.е. соблюдение норм литературного языка на всех его уровнях, на первый план в Я.к. выходят субкомпетенции: нормативно-языковая, или ортологическая (от греч. ὀρθός — ‘правильный’), предполагающая владение (знание и умение) основными нормами литературного языка (орфоэпическими, акцентологическими, словообразовательными, лексическими, морфологическими, синтаксическими) и нормами орфографии и пунктуации; и эрратологическая (от лат. error — ‘ошибка’), или ошибковедческая, субкомпетенция, т.е. умение находить, квалифицировать (определять тип) и оптимальным образом исправлять речевые ошибки.
Близкие определения Я.к. находим у некоторых других авторов. Так, напр., в учебном словаре-справочнике «Русская речевая культура» (2006): «Языковая компетенция. Осведомлённость человека (носителя языка) в системе языка. Языковая компетенция предполагает освоение необходимых знаний о языке (как знаковой системе и общественном явлении), его устройстве, развитии и функционировании. К этому типу компетенции относится овладение основными нормами литературного языка, богатство словарного запаса и грамматического строя речи, способность к языковой рефлексии, умение размышлять и рассуждать по поводу языковых явлений и языкового выбора, к оценке языковых явлений и фактов» [Русская речевая ... 2006: 49;. См. также Обучение... 2004: 31]. Способность к языковой рефлексии обозначена нами как «перцепривно-рефлексивная субкомпетенция» (см. ст. «Комуникативно-речевая компетенция»).
Лит.: Русская речевая культура: учебный словарь-справочник. СПб, 2006; Обучение русскому языку в школе: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Е.А. Быстрова, С.И. Львова, В.И. Капинос и др. М., 2004; Сковородников А.П., Копнина Г.А. Модель культурно-речевой компетенции студента высшего учебного заведения // Журнал СФУ. Гуманитарные науки. Спецвыпуск «Культура речевого общения». 2009. № 2; Сковородников А.П., Копнина Г.А. О культурно-речевой компетенции студента высшего учебного заведения // ФН. 2009. № 3.
А.П. Сковородников
Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.