КОМПЕТЕНЦИЯ ЯЗЫКОВАЯ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

КОМПЕТЕНЦИЯ (компетентность) ЯЗЫКОВАЯ
овладение нормами русского литературного язы­ка и его функциональными стилями.

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
совокупность конкретных умений, необходимых члену языкового сообщества для речевых контактов и овладения языком как учебной дисциплиной [84].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
То же, что лингвистическая компетенция. Владение системой сведений об изучаемом языке по его уровням: фонемном, морфемном, лексическом, синтаксическом. Учащийся обладает Я. к., если он имеет представление о системе изучаемого языка и может пользоваться этой системой на практике. На качество Я. к. в изучаемом языке влияет не только степень владения им, но и уровень компетенции учащихся в родном языке. Я. к., по Н. Хомскому, озна1 чает способность понимать и продуцировать неограниченное число правильных в языковом отношении предложений с помощью усвоенных языковых знаков и правил их соединения. В исследовании порогового уровня владения русским языком. Я. к. определяется как «способность учащегося конструировать грамматически правильные формы и синтаксические построения, а также понимать смысловые отрезки в речи, организованные в соответствии с существующими нормами русского языка, и использовать их в том значении, в котором они употребляются носителями языка в изолированной позиции» (Пороговый уровень, 1996).

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
одна из трёх базовых компетенций в составе интегральной Культурно-речевой компетенции (см.). В общепонятийную часть Я.к. входит знание таких понятий, как языковая норма, варианты нормы, критерии нормативности, кодификация. Основной частью Я.к. является владение средствами всех уровней языка и соответствующими языковыми нормами, т.е. структурно-языковая субкомпетенция.
К структурно-языковой компетенции примыкает текстовая субкомпетенция, т.е. понимание структуры (устройства) текста, состава и роли текстовых категорий, его основной единицы — сложного синтаксического целого, которое в определённой степени соотносительно с предложением.
Поскольку центральным понятием Я.к. является правильность, т.е. соблюдение норм литературного языка на всех его уровнях, на первый план в Я.к. выходят субкомпетенции: нормативно-языковая, или ортологическая (от греч. ὀρθός — ‘правильный’), предполагающая владение (знание и умение) основными нормами литературного языка (орфоэпическими, акцентологическими, словообразовательными, лексическими, морфологическими, синтаксическими) и нормами орфографии и пунктуации; и эрратологическая (от лат. error — ‘ошибка’), или ошибковедческая, субкомпетенция, т.е. умение находить, квалифицировать (определять тип) и оптимальным образом исправлять речевые ошибки.
Близкие определения Я.к. находим у некоторых других авторов. Так, напр., в учебном словаре-справочнике «Русская речевая культура» (2006): «Языковая компетенция. Осведомлённость человека (носителя языка) в системе языка. Языковая компетенция предполагает освоение необходимых знаний о языке (как знаковой системе и общественном явлении), его устройстве, развитии и функционировании. К этому типу компетенции относится овладение основными нормами литературного языка, богатство словарного запаса и грамматического строя речи, способность к языковой рефлексии, умение размышлять и рассуждать по поводу языковых явлений и языкового выбора, к оценке языковых явлений и фактов» [Русская речевая ... 2006: 49;. См. также Обучение... 2004: 31]. Способность к языковой рефлексии обозначена нами как «перцепривно-рефлексивная субкомпетенция» (см. ст. «Комуникативно-речевая компетенция»).
Лит.: Русская речевая культура: учебный словарь-справочник. СПб, 2006; Обучение русскому языку в школе: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Е.А. Быстрова, С.И. Львова, В.И. Капинос и др. М., 2004; Сковородников А.П., Копнина Г.А. Модель культурно-речевой компетенции студента высшего учебного заведения // Журнал СФУ. Гуманитарные науки. Спецвыпуск «Культура речевого общения». 2009. № 2; Сковородников А.П., Копнина Г.А. О культурно-речевой компетенции студента высшего учебного заведения // ФН. 2009. № 3.
А.П. Сковородников

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
799.31 кб

Языковая компетенция и социальная мобильность

Крюкова Ольга Сергеевна, Фадеев Владимир Владимирович
В статье рассматривается влияние языковой компетенции и образовательного уровня на изменение социального статуса человека, связь языка с различными социальными институтами.
Читать PDF
294.44 кб

Иммиграция языковая компетенция интеграция в Германии

Шнайдер Ульрих
Мысли о языковом содействии и межкультурной интеграции
Читать PDF
13.77 мб

Социокультурная компетенция учителя иностранных языков

Максимчик Оксана Александровна
В статье анализируется одна из составляющих иноязычной коммуникативной компетенции и ключевой компонент профессиональной культуры учителя иностранного языка социокультурная компетенция (СКК).
Читать PDF
756.58 кб

Развитие языковой компетенции в процессе обучения чтению

Алиева Айше Эдемовна
Известно, что целью обучения иностранному языку является формирование языковой компетенции. В статье раскрывается значение термина «языковая компетенция».
Читать PDF
566.48 кб

Языковая компетенция как условие профессионального успеха

Киссюк В.В.
Читать PDF
154.63 кб

К вопросу о языковой и коммуникативной компетенции юристов

Снегирёва Мария Васильевна
Читать PDF
639.59 кб

ЭТНОЯЗЫКОВОЕ САМОСОЗНАНИЕ И ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ГОРСКИХ ЕВРЕЕВ

Шахбанова Мадина Магомедкамиловна
Этноязыковая ситуация в российском обществе обладает спецификой, которая выражается в глубоком и всестороннем взаимодействии и взаимовлиянии всех национальных языков, при одновременном существовании двуязычия в форме этнически-рус
Читать PDF
339.28 кб

Языковая компетенция и социальная мобильность в эпоху глобализации

Блажевич Виталий Валерьянович, Бляхер Леонид Ефимович
В статье рассматривается влияние глобализационных процессов на развитие языковой компетенции у социально активного населения российского Дальнего Востока.
Читать PDF
578.73 кб

Психологические факторы формирования языковой компетенции учащихся

Чернов Дмитрий Николаевич
Излагаются результаты исследования психологических факторов формирования языковой компетенции учащихся.
Читать PDF
685.16 кб

Повышение мотивации к освоению языковых компетенций студентами вуза

Дерябина Наталия Алексеевна
Рассматривается проблема мотивации к изучению иностранного и родного языков у студентов высших учебных заведений в современных условиях нарастания деструктивности речевой среды.
Читать PDF
289.63 кб

Культурно-языковая компетенция личности в ряду смежных способностей

Токарева Инна Юрьевна
Рассматривается культурно-языковая компетенция в ряду смежных способностей: языковой, коммуникативной, культурной. Определяется её наполнение, выясняются когнитивные компоненты и пути её формирования
Читать PDF
1.84 мб

Конструирование лексических тестов для контроля языковой компетенции

Копылова С. С.
Читать PDF
479.95 кб

Основы развития переводческой компетенции у магистров языковых вузов

Мещерякова Елена Владиленовна, Попова Ольга Ильинична
В статье авторы рассматривают понятие переводческой компетенции в контекстеглобализации образования и интегрирования языкового образовательного пространства. В качестве теоретическойосновы используется компетентностный подход.
Читать PDF
257.35 кб

Способы формирования языковой компетенции студентов неязыковых вузов

Лихачева Жанна Владимировна
В данной статье рассматриваются различные способы формирования языковой компетенции студентов неязыковых вузов.
Читать PDF
314.35 кб

Коммуникативная компетенция как синтез речевой и языковой способности

Щербакова Виктория Викторовна