КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

компетенция (компетентность) коммуникативная
знания о ре­чи, ее функциях; сформированность умений в об­ласти четырех основных видов речевой деятельности (говорения, слушания и по­нимания, чтения, письма); способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности с соблюдением социальных норм речевого поведения.

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ (КОМПЕТЕНТНОСТЬ)
приобретенное в процессе естественной коммуникации или специально организованного обучения особое качество речевой личности, складывающееся из нескольких составляющих, в числе которых можно выделить языковую компетенцию (знание единиц языка и правил их соединения), предметную компетенцию (активное владение лексикой), лингвистическую компетенцию (специальные лингвистические знания) и прагматическую компетенцию (возможность осуществления речевой деятельности, обусловленной коммуникативными целями) [8; 32; 71; 92].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
Способность решать средствами иностранного языка актуальные для учащихся задачи общения в бытовой, учебной, производственной и культурной жизни; умение учащегося пользоваться фактами языка и речи для реализации целей общения. Способность реализовывать лингвистическую компетенцию в различных условиях речевого общения. Учащийся владеет К. к., если он в условиях прямого или опосредованного контакта успешно решает задачи взаимопонимания и взаимодействия с носителями изучаемого языка в соответствии с нормами и традициями культуры этого языка. С психологической точки зрения К. к. – это прежде всего способность человека адекватно ситуации общения организовать свою речевую деятельность в ее продуктивных и рецептивных видах. Понятие К. к. предложил американский лингвист Д. Хаймс (1972), который утверждал что для речевого общения недостаточно знать только языковые знания и правила. Для этого необходимо также знание «культурных и социально-значимых обстоятельств». Д. Хаймс рассматривал К. к. как интегративное образование, которое включает в свой состав наряду с лингвистическими и социокультурные компоненты. Единицами К. к. являются: единицы языка и речи, используемые участниками общения в соответствии с содержанием высказывания в различных сферах и ситуациях общения. Необходимый уровень К. к. определяется этапом и целью обучения. Применительно к обучению иностранным языкам понятие К. к. получило детальную разработку в рамках исследований, проводимых Советом Европы для установления необходимого уровня владения иностранным языком (см. «Современные языки: изучение, преподавание, оценка. Общеевропейская компетенция владения иностранным языком», Страсбург, 1966); в этой публикации К. к. была определена как совокупность следующих компетенций: лингвистической, социолингвистической, дискурсивной, стратегической, социальной, социокультурной). См. также компетенция, языковая компетенция, речевая компетенция, компетентность (Московкин, Юрков, 2004; Hymes, 1972).

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
от лат. communico -делаю общим, связываю, общаюсь и competens (competentis) — способный) — приобретенное в процессе естественной коммуникации или специально организованного обучения особое качество речевой личности, складывающееся из нескольких составляющих, в числе которых можно выделить языковую к., предметную к., лингвистическую к. и прагматическую к. Языковая к. включает знание единиц языка и правил их соединения, связи. Знание грамматики в отвлечении от порождения единиц коммуникативного назначения является лишь базой осуществления актов общения. С этой точки зрения языковая к. имеет отчетливо двусторонний характер: она объединяет язык и речь и характеризует личность как человека, владеющего языком и умением пользоваться языком на основе грамматических правил. Лингвистическая к., в отличие от языковой, имеет характер знаний, относящихся к лингвистике как науке. Этот аспект реализуется у лиц, специально занимающихся языковедением. Предметная к. является неотъемлемой частью К. к. Язык отражает в словах предметы окружающего мира и отношение между ними и формирует в сознании говорящего картину мира. На основе активного владения общей лексикой и складывается предметная к. Прагматическая к. — это возможность осуществления речевой деятельности, обусловленной коммуникативными целями. Прагматическая к. предполагает отбор языкового материала, умение пользоваться вариативными формами. Прагматическая к., будучи базисной составляющей К. к., предполагает, что говорящий (пишущий) способен к общению и может реализовать любое высказывание, учитывая условия, при которых осуществляется акт говорения (слушания, письма), статус адресата, объект обсуждения и т. д. С другой стороны, прагматическая к. — это выбор нужных форм, в том числе и вариантных, выбор типа речи, учет функционально-стилевых разновидностей. Лит.: Вятютнев М.В. Теория учебника русского языка как иностранного. — М., 1984; Жуковская Е.Е. и др. Учебник русского языка для студентов-иностранцев естественных и технических специальностей. — М., 1984; Изаренков Д.И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирования на продвинутом этапе обучения студентов-нефилологов // Русский язык за рубежом. — 1990. — № 4. А.А. Евграфова

Источник: Педагогическое речеведение. Словарь-справочник

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
445.65 кб

Коммуникативная компетенция и ее составляющие

Солтанбекова Орынбасар Туяковна
Рассматривается понятие «коммуникативная компетенция», анализируются разные подходы к обучению коммуникативной компетенции, выделяются ее составляющие, особое внимание уделяется обучению текстовой компетенции студентов.
Читать PDF
107.22 кб

Коммуникативная компетенция учителя математики

Колетвинова Н.
Читать PDF
83.43 кб

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ АДВОКАТА

Гагарин Константин Николаевич, Кириченко Александр Викторович
Статья посвящена изучению социально-коммуникативная компетенция адвоката, описаны психолого-правовые детерминанты, обеспечивающие социально-коммуникативные компетенции адвоката.
Читать PDF
129.80 кб

Параметры коммуникативной компетенции менеджеров

Левченко А. Е.
В статье выявлены основные параметры коммуникативной компетенции менеджера, определены их составляющие знания, умения, навыки и личные качества.
Читать PDF
175.55 кб

Дидактический потенциал коммуникативной компетенции

Зубарев С. Н.
В статье вводится понятие дидактического потенциала в контексте исследования коммуникативной компетенции студентов гуманитарных вузов.
Читать PDF
211.64 кб

Оценивание межкультурной коммуникативной компетенции

Руденко Надежда Сергеевна, Брайтон Кристофер
Использование опросников самооценивания и дневников саморефлексии или журналов является важной составляющей межкультурного коммуникативного обучения.
Читать PDF
753.34 кб

Модель развития коммуникативной компетенции педагога

Ротова Наталья Александровна
В условиях модернизации современного российского образования педагогическое моделирование рассматривается как способ, метод достижения эффективных результатов в профессиональной деятельности педагога начального общего образования,
Читать PDF
740.68 кб

Модель развития коммуникативной компетенции педагога

Ротова Наталья Александровна
В условиях модернизации современного российского образования педагогическое моделирование рассматривается как способ, метод достижения эффективных результатов в профессиональной деятельности педагога начального общего образования,
Читать PDF
8.77 мб

Ретроспектива формирования коммуникативной компетенции

Исакова Алла Анатольевна
Введение: в статье описывается ретроспектива понятий «коммуникативная компетентность» и «межкультурная коммуникация». Определяется их место в вузовском образовании на примере Тюменского региона.
Читать PDF
116.45 кб

О развитии коммуникативной компетенции будущих учителей

Гаврилова М.
Читать PDF
342.48 кб

Коммуникативная компетенция как структурное образование

Глущенко К.С., Величко И.В.
Компетентностный подход предполагает формирование у школьников ключевых компетенций, одной из которых является коммуникативная компетенция.
Читать PDF
2.66 мб

Роль коммуникативной компетенции в подготовке специалиста

Л. М. Бегимбекова, Э.Н. Алиева, С.У. Мамырбекова
Статья демонстрирует необходимость формирования коммуникативных навыков в процессе подготовки современных медицинских работников.
Читать PDF
836.54 кб

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции студентов

Мингазизова Гульнара Гумяровна
В статье раскрывается вопрос развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов. Автор описывает основные современные методы развития коммуникативной компетенции студентов
Читать PDF
311.59 кб

Воспитание коммуникативной компетенции студентов педвуза.

Дубаков А. В.
В статье обозначается роль воспитания по отношению к коммуникативной компетенции, механизмы функционирования ситуативных задач в качестве средства ее воспитания.
Читать PDF
230.75 кб

К вопросу о модели коммуникативной компетенции переводчика

Емельянова Яна Борисовна
В статье рассматривается специфика иноязычной коммуникативной компетенции переводчика как компонента профессиональной переводческой компетенции.