КОММУНИКАЦИЯ

Найдено 16 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КОММУНИКАЦИЯ
процесс, посредством которого осуществляется обмен информацией между людьми в управлении.

Источник: Словарь педагогического обихода. Псков ПГПИ 2003

Коммуникация
от латинского "сообщение", "связь", "делаю общим") - передача информации в процессе общения.

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

КОММУНИКАЦИЯ
специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности [32; 71; 80; 82; 83; 92].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

Коммуникация
процесс, посредством которого некоторая идея передается от источника к получателю с целью изменения его знаний, социальных установок, поведения.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Коммуникация
от лат. communico — связываю, общаюсь) — в психологии: — сообщение, передача информации посредством языка, речи или иных знаковых систем в процессе межличностного взаимодействия.

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

КОММУНИКАЦИЯ
(от лат. communicatio – сообщение, передача) – процесс, посредством которого некоторая идея передается от источника к получателю с целью изменения его знаний, социальных установок, поведения. По содержанию – это обмен информацией между людьми.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Коммуникация
communication) – связь, путь сообщения, общение, передача информации, в том числе – медийной (вербальная, невербальная, визуальная, аудиовизуальная, групповая, массовая, межличностная, внутриличностная, дистанционная, тактильная, контактная, конфликтная, культурная, межкультурная, социальная, педагогическая и др. виды коммуникации).

Источник: Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности

Коммуникация
лат. communicatio, от communico - делаю общим, связываю, общаюсь) - 1) путь сообщения, связь одного места с другим; 2) общение, передача информации от человека к человеку - специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка (реже - при помощи других знаковых систем).

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

КОММУНИКАЦИЯ
взаимодействие двух или нескольких лиц или неодушевленного посредника и людей, включенных в процесс передачи информации (сообщений, идей, знания, принципов и т.д.). Коммуникация может быть вербальной и невербальной, непосредственной/личной, опосредованной/на расстоянии и может осуществляться посредством привлечения разнообразных средств и каналов общения. Литература: [64].

Источник: Краткий словарь системы понятий инклюзивного образования. Терминологический словарь. 2015

Коммуникация
суть процесс использования знаковых средств для выражения представлений, рассматриваемых как значимых для «других», процесс воздействия знаковыми средствами на сознание «другого» (и субъективность в целом) для вторичного построение образа, могущего быть оцененным как «копия» образа автора. Функциональная структура коммуникации предполагает минимум двух участников (автора и понимающего). При морфологизации функциональной структуры места для одного из участников могут быть незаполненными, не предполагаемыми.

Источник: Методологический словарь для стратегов

КОММУНИКАЦИЯ
от лат. communicatio — связь) — 1) средства сообщения (транспортные коммуникации) и связи, информационные контакты. В современном мире особенно возросла роль информационных коммуникаций, в частности посредством систем связи происходят контакты от уровня региона до межгосударственного через специализированные телекоммуникационные системы; 2) процесс обмена информацией, контактная линия связи; по МСКО — это взаимоотношения между двумя или более лицами, связанными обменом информацией (сообщения, идеи, знания, стратегии и т. д.). Коммуникация может быть вербальной (словесной) и невербальной (несловесной), прямой (непосредственной, личной) или опосредованной (на расстоянии) и осуществляться благодаря большому разнообразию каналов и средств связи.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

КОММУНИКАЦИЯ
лат. communicatio делать общим, связывать, общаться). Специфический вид деятельности, форма социального общения, которая всегда имеет личностный смысл для одного из участников коммуникации, протекает в естественных условиях, поэтому используется аутентичный язык. Существует понятие «персональное общение», общение «внутри человека», общение с помощью внутренней речи и кодового языка мышления. К. может состояться между организациями и даже государствами. Единицей к. является коммуникативно-речевой акт, в котором отправитель (говорящий, пишущий) кодирует свое сообщение в текст и «отправляет» его по каналу связи получателю (слушающему, читающему). Последний декодирует полученное сообщение. Для того чтобы к. состоялась, оба участника должны владеть общим кодом (языком). См. общение.

Источник: Словарь терминов и понятий тестологии

КОММУНИКАЦИЯ
есть информационная связь субъекта с тем или иным объектом — человеком, животным, машиной. К. выражается в том, что субъект передает некую информацию (знания, идеи, деловые сообщения, фактические сведения, указания, приказания и т. п.), которую получатель должен всего-навсего принять, понять (правильно декодировать), хорошо усвоить и в соответствии с этим поступать. Таким «приемником» информации может быть человек, животное или техническое устройство (например, в автоматически действующих космических лабораториях или саморегулирующихся технических системах). Лит.: Головин Б.Н. Основы культуры речи.— М., 1988; Каган М.С. Мир общения. — М., 1988; Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка. — М., 1984; Родионов Б.А. Коммуникация как социальное явление.— Ростов н/Д., 1984. В.Н. Мещеряков

Источник: Педагогическое речеведение. Словарь-справочник

КОММУНИКАЦИЯ
(от лат. сообщение, передача)акт общения, имеющий целью обмен информацией между индивидами посредством общей системы символов; осуществляется вербальными и невербальными средствами.
Канал коммуникации — способ, которым передается сообщение от
лица к лицу: письменно, на электронном носителе или каким-либо другим образом.
Коммуникация межличностная — форма коммуникации, при которой в ролях как отправителя, так и получателя выступают отдельные индивиды.
Формы коммуникации — исторически сложившиеся формы производства и распространения социальной информации, зависящие от общественных отношений, уровня экономического, технического и культурного развития общества, структуры власти и форм управления и т.п.
Социальные коммуникативные процессЫ - процессы общения, а поэтому роль технических агентов взаимодействия в них сведена к технологическому обеспечению эффекта интериоризации, т.е. проникающего воздействия информации на сознание человека, благодаря чему язык с его словарем и грамматикой, входя в сознание человека, формирует всю его умственную жизнь.

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

КОММУНИКАЦИЯ
(от лат. communicatio – сообщение, передача). Специфический вид деятельности, содержанием которого является обмен информацией между членами одного языкового сообщества для достижения взаимопонимания и взаимодействия. Вслед за Н. Хомским с 1965 г. К. обычно определяется как общение между N лицами, где N >= 2. К. может состояться и внутри человека (персональная К.), в этом случае она реализуется с помощью внутренней речи. Кроме того, К. может осуществляться и между организациями, государствами и т. п.; в этом случае говорящий выступает не от себя лично и выражает не свое мнение. На основе приведенного определения можно вывести ряд признаков и характеристик К.: 1) К. является формой социального общения, которая всегда имеет как личностный смысл для одного ее участника, так и общезначимый смысл для обоих участниковпартнеров и для общества в целом; 2) К. осуществляется между участниками с помощью коммуникативных актов, являющихся ее содержательными, прагматическими единицами, с помощью речевых действий, являющихся ее операциональными единицами, с целью реализации указ. коммуникативных актов и коммуникативных намерений (задач); 3) К. всегда целенаправленна, ее цель – результативность, т. е. обмен информацией, а также сообщение и выявление коммуникативных намерений, т. е. выполнение коммуникативных задач и др. Единицей К. является коммуникативный речевой акт, в котором отправитель (говорящий, пишущий) кодирует свое сообщение в текст и направляет по каналу связи получателю (слушающему, читающему), а тот в свою очередь декодирует содержащееся в тексте сообщение. Чтобы коммуникативный речевой акт состоялся, оба участника должны владеть общим кодом (языком) – словарем и грамматикой, а также правилами синтеза и анализа грамматически оформленных и осмысленных предложений и правилами кодирования и декодирования речевых намерений (интенций). Элементарной единицей коммуникативно-речевого акта является речевое действие каждого участника К. Для отправителя совершить речевое действие означает: определить свое коммуникативное намерение, преобразовать его в свернутое высказывание на языке внутреннего программирования, реализовать высказывание на внешнем языке в виде текста. Для получателя речевое действие состоит из тех же действий в обратном порядке: воспринять звучащий текст, реконструировать высказывание, декодировать коммуникативное намерение. К. может быть вербальной (процесс передачи информации при помощи языка, языкового кода) и невербальной (жесты, мимика, телодвижения, средства наглядности), которая может дублировать и поддерживать вербальную К. Считается, что в процессе невербальной коммуникации передается до 55% информации. См. общение.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

КОММУНИКАЦИЯ
(от лат. communis — ‘сообща, вместе, совместно, в коллективе’) — общение, форма взаимодействия людей или социальных групп. В современном употреблении термин «К.» применяется в различных смыслах. Им обозначают целый спектр явлений социального мира, а именно: 1) общение как специфическую форму взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющуюся гл. обр. при помощи языка; 2) путь сообщения (транспортные коммуникации); 3) процесс сообщения информации с помощью технических средств — средств массовой коммуникации [БЭС 1998: 233].
В исследованиях коммуникативной направленности традиционно различаются широкое и узкое толкования понятия «К.». Под К. в широком смысле подразумеваются технические, биологические, психические, физические и социальные разновидности коммуникации. Соответственно, широкий подход применяется в разных сферах и научных направлениях (био-и анимальная коммуникация, техническая, машинная коммуникация, а также коммуникация между человеком и машиной). В узком значении К. соотносится с социальным взаимодействием, взятым в его знаковом аспекте. В зависимости от состава коммуникантов выделяют следующие виды К.: межличностная («индивид — индивид»), групповая (коммуникация внутри группы, между группами или коммуникация типа «индивид — группа»), интраперсональная (разговор с самим собой), массовая (ориентированная на большое количество людей, протекает в форме систематического распространения информации через печать, радио, телевидение, кино, звуко- и видеозапись). Иногда в качестве особого вида коммуникации выделяют слухи (англ. rumour) — К. с неустанавливаемым количеством и неопределяемой структурой коммуникаторов: здесь информация разной степени достоверности быстро передаётся людьми друг другу и становится достоянием широкой аудитории (см. Слухи).
Современный подход к К. как многофакторному мультимодальному феномену, принимаемый сегодня многими авторитетными лингвистами, отражает интеракционная модель [Schiffrin 1994: 398], согласно которой суть общения не в одностороннем воздействии говорящего на слушающего, а в сложном коммуникативном взаимодействии субъектов с учётом социально-культурных условий ситуации [Макаров 2003: 38—43]. При этом К. осознаётся и конституируется каждым его участником в качестве субъекта [Тарасов 1992: 37; Сергеева 1993: 5; Богушевич 1985: 40], что ведёт к достижению интерсубъективности, трактуемой как психологическое или феноменологическое переживание общности интересов, действий и т.п. [Ninio, Snow 1996: 23; Макаров 2003: 39]. При подобном подходе термины «передача сообщения» и «восприятие сообщения» понимаются как метафоры, поскольку «сообщение, вернее, его содержание не передаётся, а конструируется слушающим при восприятии тел языковых знаков, образующих текст» [Тарасов 1990: 10],. См. также [Залевская 2002: 20]. Интеракционная модель К. лишена того недостатка, о котором писал Е.Ф. Тарасов в отношении многих моделей, построенных лингвистами [Тарасов 1977: 70], поскольку в большинстве из них гипертрофирована роль языковых средств и в неоправданно редуцированном виде отображена экстралингвистическая ре-альность, на фоне которой протекает речь.
Сколько бы субъекты ни старались порой спланировать, проиграть в голове предстоящий с кем-л. разговор, реально он никогда не разворачивается точно так, как был запланирован. Действительная интеракция конструируется высказываниями, реакциями на высказывания и осмыслениями этих реакций одновременно каждым из участников общения. Реальное течение разговора всегда динамично и диалогично, поэтому динамичен и диалогичен и смысл, который создаётся интерактивно. «Активность или пассивность, слова или молчание — всё это передаёт информацию: влияет на других людей, которые, в свою очередь, не могут не ответить на эту коммуникацию, и, следовательно, сами в неё вступают. Необходимо ясно понимать, что если люди просто не разговаривают друг с другом или не обращают друг на друга внимания, это вовсе не опровергает утверждения, сделанные выше. Человек у стойки бара, который смотрит прямо вперёд, пассажир, сидящий в самолёте с закрытыми глазами, — оба они ясно сообщают, что не хотят ни с кем раз-говаривать, и окружающие обычно прекрасно понимают эти сообщения и оставляют их в покое. Очевидно, что это такая же коммуникация, как и оживлённая дискуссия» [Вацлавик 2000: 44].
Тем не менее, речь представляет собой наиболее успешный («производительный») инструмент в обеспечении взаимопонимания между людьми. Язык является самым эксплицитным из известных видов коммуникативного поведения [Сепир 2001: 211]. Как отмечает Г.Г. Почепцов, вербальная К. носит главенствующий характер в любой области человеческой деятельности [Почепцов 2003: 319]. В процессе К. (общения) люди осуществляют Речевую деятельность (см.), при этом её участники (коммуниканты) в ходе К. вырабатывают некоторый общий взгляд на вещи, согласовывают свои действия, т.е. взаимодействуют — совершают взаимосвязанные речевые действия, направленные на достижение общей цели. Эта цель достигается разными способами, разными видами речевой деятельности (письмо, чтение, говорение, слушание), но говоря о К., мы подчёркиваем участие людей в единой Коммуникативной ситуации (см), когда речевое взаимодействие направлено на некоторый общий результат (договориться, понять, узнать, сделать что-л. и пр.), который является важным, актуальным для всех участников данной ситуации.
В концепциях К. современных авторов одну из ключевых позиций занимает идея о необходимом наличии у партнёров по взаимодействию некой общности как minimum communale, являющейся главной предпосылкой для осуществления общения как такового, во-первых, и его успешной реализации, во-вторых. Так, речь идёт о наличии общего социального опыта у коммуникантов [Тарасов1977: 83], общности знаковых средств (ср. также Symbolvorrat или shared code [Graumann 1972, 1180]), апперцепционной базы как об-щих предварительных сведений и общего житейского опыта [Земская 1978: 201], общего когнитивного фонда или пресуппозиции как зоны пересечения когнитивных пространств коммуникантов [Гудков 2003: 23; Красных 2003: 104; Макаров 2003:136], пресуппозиции в смысле предварительных знаний каждого коммуниканта как условий возможного про-изводства высказывания [Формановская 2002: 44], контекстуальных условий [van Dijk, 1981: 54].
В целях анализа и описания выделяют относительно законченные единицы К. — коммуникативные (речевые) акты (см. Речевой акт). В реальном общении К. состоит из производства и восприятия высказываний, сообщений. Сообщения в речевой К. могут осуществляться вербальными (словесными) и невербальными (жестами, мимикой) средствами. Отметим, что общение людей с нарушениями слуха и голоса осуществляется также вербально (с помощью единиц национального жестового языка) и невербально (мимически, через экспрессивные жесты). Это ещё раз показывает, что речевая К. осуществляется посредством естественного языка как исторически сложившегося феномена, в отличие от, напр., искусственных коммуникативных систем (так называемых вторичных языков): азбуки Морзе, системы дорожных знаков, нотных знаков и под.
К. как взаимодействие людей может рассматриваться не только в аспекте своей эффективности, но и в аспекте этических норм и эстетической оценки. Существуют культурные и национально специфические требования к участникам коммуникативных ситуаций, особенно в области деловой К.
Лит.: Богушевич Д.Г. Единица, функция, уровень: К проблеме классификации единиц языка. Минск, 1985; Вацлавик П. Прагматика человеческих коммуникаций: изучение паттернов, патологий и парадоксов взаимодействия. М., 2000; Гудков Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации: курс лекций. М., 2003; Залевская А.А. Корпореальная семантика и интегративный подход к языку // Лингвистические парадигмы и лингводидактика: мат-лы 7-й междунар. науч.-практ. конф. Иркутск, 24-27 июня 2002 г. Иркутск, 2002; Кашкин В.Б.Основы теории коммуникации: Краткий курс. М., 2007; Красных В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность?. М., 2003; Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1997; Макаров М.Л. Основы теории дискурса. М., 2003; Национально-культурная специфика речевого поведения: монография / Ин-т языкознания АН СССР. М., 1977; Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М.-К., 2003; Сергеева В.И. Предложение-высказывание в коммуникативно-языковом процессе. Тверь, 1993; Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 2001; Тарасов Е.Ф. Место речевого общения в коммуникативном акте // Национально-культурная специфика речевого поведения. М., 1977; Тарасов Е.Ф. Речевое воздействие: методология и теория // Оптимизация речевого воздействия. М., 1990; Тарасов Е.Ф. Проблемы теории речевого общения. М., 1992; Формановская Н.И. Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика. М., 2007; ЯЭС. М ., 1998; Dijk Т.А. (van). Studies in the Pragmatics of Discourse. The Hague, Berlin, 1981; Graumann C.F. Interaktion und Kom- munikation: Handbuch der Psychologie, 7, 1972. Band: Sozialpsychologie, 2. Halbband: For- schungsbereiche. Gottingen; Schiffrin D. Approaches to Discourse. Oxford; Cambridge, MA, 1994.
Л.В. Куликова, В.В. Васильева

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
104.84 кб

Медиа-коммуникация

Богдановская Ирина Марковна
Читать PDF
346.16 кб

Педагогическая коммуникация как непременное условие трансляции современного знания (на примере образ

Санфирова О. В.
Рассмотрен методологический инструментарий передачи современного знания в процессе образования. Дано понятие педагогической коммуникации как системы, выделяются ее структурный, функциональный и интегративный аспекты.
Читать PDF
312.71 кб

Межкультурная коммуникация на постсоветском пространстве (на примере Республики Кыргызстан)

Тагаев М. Дж, Темиркулова Ы. А.
Читать PDF
277.36 кб

Педагогическая коммуникация в электронной среде

Розина И. Н.
Читать PDF
341.47 кб

Техническая коммуникация как необходимый компонент образовательных программ российских инженерных ву

Сунцова Е. Н.
При решении проблем повышения качества образования современные российские инженерные вузы должны ориентироваться как на минимальные требования к уровню содержания образования и подготовки специалистов, сформулированные в образоват
Читать PDF
555.08 кб

Подготовка слушателей по специальности «Коммуникация» в институте имени Даниэла Бержени (венгерская

Манко М.
Читать PDF
170.47 кб

Межкультурная коммуникация в профессиональной сфере

Ваулина Лидия Николаевна
Читать PDF
555.71 кб

Структура теоретического знания и языковая коммуникация

Заречнева Нина Георгиевна, Чупахин Николай Петрович
Читать PDF
139.31 кб

Всероссийская научно-практическая конференция «Межкультурная коммуникация: язык — культура — личност

Читать PDF
522.85 кб

Современная коммуникация и культура общения в образовательном процессе (из опыта практической работы

Андреева Галина Игоревна
В статье делается попытка анализа причин понижения речевой культуры в современном обществе.
Читать PDF
115.43 кб

Межкультурная коммуникация в историко-педагогической науке

Камызина Анна Владимировна
В данной работе рассматривается понятие «межкультурная коммуникация» через призму исторических периодов, которые обусловили ее появление и развитие как социального явления.
Читать PDF
2.31 мб

Межкультурная коммуникация и преподавание немецкого языка

Фурманова В. П.
Читать PDF
0.00 байт

Межнаучная коммуникация в педагогическом образовании

Хроменков П.
Читать PDF
0.00 байт

Коммуникация 2. 0: образовательные и социальные измерения, пределы, возможности

Розина И. Н.
Читать PDF
85.94 кб

Глобальная коммуникация и национальные информационные идентичности информационная модель цивилизацио

Шевченко А. В.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Коммуникация аудиовизуальная

    audiovisual communication) – связь, путь сообщения, общение, передача информации, в том числе – медийной; взаимодействие в процессе аудиовизуального, медийного восприятия.
  • МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ

    (от англ, communication – массовое общение) – систематическое распространение информации (через печать, радо, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) с целью утверждения духовных ценностей обществ
  • Коммуникация медийная

    media communication) – связь, путь сообщения, общение, передача медийной информации; взаимодействие в процессе медийного восприятия.
  • КОММУНИКАЦИЯ МУЗЕЙНАЯ

    лат. communico – делаю общим, связываю, общаюсь) – общение, обмен идеями, сведениями, умениями, навыками в музейном пространстве.
  • КОММУНИКАЦИЯ НЕВЕРБАЛЬНАЯ

    передача информации другому человеку или группе лиц без использования речи. Виды невербальной коммуникации.: — кинесика - совокупность телодвижений, жестов, мимики, пантомимики, манеры одеваться,
  • Сложная коммуникация

    суть результат дополняющих введений позиций «критика», «арбитра» и «организации коммуникации», приводящих к трансформации первичных процессов в разделенные на функциональные части, относитель
  • Социальная коммуникация

    целый ряд умений быстро и правильно уметь ориентироваться в условиях общения, уметь обеспечить обратную связь, находить адекватные средства для передачи содержания общения, уметь налаживать кон
  • ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

    от лат. verbum — слово) — процесс общения с помощью языка, т. е. речь. Под речью здесь понимается естественный звуковой язык, который является универсальным средством коммуникации, поскольку при перед
  • Коммуникация визуальная

    visual communication) – связь, путь сообщения, общение, передача визуальной информации, в том числе – медийной; взаимодействие в процессе визуального, зрительного восприятия.
  • Коммуникация звуковая

    audio communication, sound communication) – связь, путь сообщения, общение, передача звуковой информации, в том числе – медийной; взаимодействие в процессе слухового восприятия.
  • Литературно-художественная коммуникация

    обмен художественной или научной, литературоведческой информацией. Изучение литературы предполагает активную коммуникацию (диалог) между писателем и читателями, учителем литературы и учащимися
  • МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

    терминосочетание, встречающееся в современном повседневном и научном дискурсах в основном в трёх значениях: сфера научно-теоретических изысканий (разработка теории дисциплины); дидактический ас
  • Коммуникабельность

    от латинского "соединяемый", "сообщающийся") - способность с общению, общительности.
  • КОММУНИКАВИСТИКА

    (англ. communication science) – наука, изучающая проблемы информационных коммуникаций (в том числе сетевых).
  • КОММУНИКАНТ

    Участник коммуникации (коммуникативного акта), порождающий высказывания (тексты) и интерпретирующий их.
  • Коммуникатор

    communicator) – инициатор коммуникативных связей; лицо или группа лиц, создающих и передающих сообщения, медиатексты.
  • Язык коммуникации

    communication language) – комплекс средств и приемов общения.
  • Технология коммуникаций

    способы доставки сообщений, включая почтовые,радио-и телевизионные, телефон, спутниковую связь и компьютерные сети.
  • Литературно-художественный коммуникант

    а) автор художественного произведения, адресующий свой художественный продукт читателю; б) ученый, разрабатывающий научные идеи, приобщая к поиску единомышленников. А.С.
  • СРЕДСТВА ОРИЕНТАЦИИ НА КОММУНИКАНТА

    предложения и сочетания предложений, с помощью которых упреждается неправильный или нежелательный ход мысли у коммуникантов, зреющий у них вопрос, непонимание и одновременно поощряется опережен