КОММУНАРСКАЯ МЕТОДИКА

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КОММУНАРСКАЯ МЕТОДИКА
система условий, методов, приемов и организационных форм воспитания, обеспечивающая формирование и творческое развитие коллектива взрослых и детей на принципах гуманизма; методика коллективной творческой деятельности.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

КОММУНАРСКАЯ МЕТОДИКА
Это система коллективного творческого воспитания. Более правильно коммунарскую методику следует назвать педагогикой коллективной творческой жизни. (ИвановИ.П. Педагогика коллективных творческих дел.— Киев:«Освита», 1992.— c.8)

Источник: Педагогика общей заботы: понятийный аппарат

КОММУНАРСКАЯ МЕТОДИКА
(методика коллективной организаторской или творческой деятельности, методика Иванова, «орлятская педагогика») – система условий, методов, приемов и организационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и творческое развитие коллектива взрослых и детей на принципах гуманизма. Разработана И.П. Ивановым и его единомышленниками в конце 1950х годов.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Коммунарская методика
разработанная творческим коллективом под руководством И.П. Иванова система методов, приемов, условий и организационных форм воспитания, обеспечивающая формирование и творческое развитие коллектива взрослых и детей на принципах гуманизма. Впоследствии были разработаны условия коллективной творческой деятельности (КТД), представляющие собой 6 этапов: предварительная работа воспитателей (определение места КТД, стартовая беседа, коллективная разведка); планирование дела; его подготовка; проведение КТД; подведение итогов; ближайшее последействие КТД (выполнение решений, принятых в результате коллективного анализа).

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

КОММУНАРСКАЯ МЕТОДИКА
система приемов и организационных форм воспитания учащихся школьного возраста, направленная на формирование и творческое развитие воспитательного коллектива в процессе совместной деятельности детей и взрослых. В педагогической литературе используются и другие обозначения К.м.: методика коллективного творческого воспитания, методика коллективной творческой деятельности и др. Разработана в России в 60-х гг. 20 в. И.П. Ивановым и другими педагогами для учебных заведений и внешкольных учреждений на основе педагогических идей А.С. Макаренко. Апробирована как методика коллективной организаторской деятельности Ивановым, Л.Г. Борисовой и Ф.Я. Шапиро в созданной ими Коммуне юных фрунзенцев - сводной пионерской дружине при Фрунзенском районном доме пионеров. Методика включала 3 осн. направления: коллективное планирование, повседневную организаторскую работу, коллективное обсуждение и оценку ее результатов. Разработку методики продолжил коллектив студентов и преподавателей ЛГПИ им. А.И. Герцена (Коммуна им. А.С. Макаренко, 1963-73). Идеи К.м. были также положены в основу деятельности Всесоюзного пионерского лагеря "Орленок", где в 1963-66 О.С. Газман, А.Ф. Дебольская и другие педагоги создавали модель образа жизни коммунарского коллектива. К.м. возникла как новаторская система воспитания, которая противопоставлялась официальной педагогике. С 80-х гг. К.м. развивалась в русле педагогики сотрудничества. Центральное звено К.м. - общая творческая забота об улучшение окружающей жизни. Осн. положения К.м.: создание коллектива на основе привлекательных для детей идеалов; организация социально значимой и интересной для всех деятельности; построение самоуправления ученического на принципах сменяемости организаторов с целью включения всех воспитанников в активную работу; особые отношения в коллективе, проникнутые заботой о каждом ребенке и взрослом. В К.м. деятельность организовывалась по тематическому признаку (общественная, познавательная, художественно-эстетическая). Особую роль играл коммунарский сбор, который выступал как средство эмоционального сплочения коллектива. См. также Пионерская организация

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

КОММУНАРСКАЯ МЕТОДИКА
система условий, методов, приемов и организационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и творческое развитие коллектива взрослых и детей на принципах гуманизма. Разработана в Российской Федерации И.П. Ивановым и его единомышленниками в конце 50-х гг. Используются также другие обозначения: методика коллективной организаторской деятельности, методика коллективной творческой деятельности, методика Иванова, «орлятская» педагогика (от названия всероссийского пионерского лагеря «Орленок»), методика коллективного творческого воспитания. Основная цель и результат применения К.м. – раскрепощение личности и воспитателя, и воспитанника, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского самосознания человека, его способности к социальному творчеству, нравственному самоопределению.
В основе К.м. лежат педагогические идеи Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, А.П. Гайдара, В.Н. Терского, работы Т.Е. Конниковой, В.С. Ханчина, С.Л. Соловейчика, опыт школ-коммун 20–30-х гг., романтическое содержание деятельности пионерской организации.Впервые К.м. как методика коллективной организаторской деятельности апробирована Ивановым в созданной им в 1959 г. вместе с ленинградскими педагогами Л.Г. Борисовой и Ф.Я. Шапиро Коммуне юных фрунзенцев (КЮФ) – сводной пионерской дружине при Фрунзенском районном Доме пионеров (после ухода Иванова коммуной руководила Ф.Я. Шапиро). Методика включала 3 основных звена: коллективное планирование, повседневную организаторскую работу, коллективное обсуждение и оценку ее результатов. Совместное участие в педагогическом творчестве воспитанников и взрослых «друзей коммуны» обогатило первоначальный замысел принципами и методами коллективной творческой деятельности (КТД).
К.м. возникла как альтернативная авторитарной командно-бюрократической системе воспитания. Она противостояла негативным сторонам официальной школы и педагогики 40–70-х гг. – «бездетной педагогике», «педагогике массовых мероприятий», парадно- показной демонстрации коллективных достижений. В основе К. м. – неприятие дисциплины, основанной на безоговорочных требованиях, чинопочитания в самоуправлении, фразерства и демагогии, педагогического высокомерия.
Несовместимость К.м. с формальнолозунговой воспитательной идеологией и
инструктивно-регламентированной практикой обусловила трудности ее распространения с середины 60-х до середины 80-х гг. Идеи демократизации отношений и самоуправления, творческие формы деятельности, организация неформального общения, коллективная мыслительная работа, игровые модели досуга школьников и другие начинания, рождавшиеся в эти годы, способствовали развитию К.м. В новом, обогащенном виде К.м. получила название методики коллективного творческого воспитания (КТВ).
Методика КТВ создает условия деформализации воспитания и является способом демократической организации коллектива как гуманистической общности учащихся и взрослых, имеющей целью свободное развитие каждого.
Суть К.м. (или методики КТВ) определяют 4 положения, характеризующие ее основные черты.
1. Создание коллектива на основе привлекательных для учащихся идеалов, не провозглашаемых в виде лозунгов, а рождаемых в процессе повседневной гуманной воспитательной работы педагогов и в результате участия воспитанников в социально значимых делах. Центральное звено методики – понятие общей, творческой заботы об улучшении окружающей жизни. В этом значении забота включает одновременно и общую деятельность, и ее мотив (на кого или на что она направлена), и эмоциональное человеческое отношение к тем, о ком заботятся дети. Такая забота есть по сути гуманистически мотивированная преобразовательная деятельность, в процессе которой изменяется образ жизни детей (воспитательная среда) и тем самым создаются условия для нравственного развития подростка.
2. Организация деятельности как общественно значимой («для людей, для близкого и далекого друга»), интересной для каждой личности и творческой («творчески – иначе зачем?»), художественно оформленной (ритуалы, традиции, игровые формы). Творческая социальная деятельность учащихся обеспечивается общим поиском людей, нуждающихся в заботе, коллективных дел («разведка дел и друзей») и способов совместной работы, помогающих достичь наилучших результатов. Особую роль в эмоциональном сплочении членов коллектива имеет их участие в изобретении новых (чаще всего игровых) форм деятельности. Так, членами КЮФА были придуманы ставшие популярными в стране творческие дела: трудовой десант, гайдаровский рейд, «концерт-ромашка», город веселых мастеров, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, турнир знатоков, день рыцаря, защита фантастических проектов, интеллектуальный бой и др.
Педагогические приемы Иванова и его последователей ориентированы на организацию полноценной детской жизни и деятельности. Например, вслед за Гайдаром и Терским Иванов успешно применял педагогический прием «коллективного сюрприза» – дело «по секрету», доставляющего радость как человеку, готовящему сюрприз, так и принимающему его.
3. Построение самоуправления на принципах периодичной сменяемости организаторов с целью включения всех воспитанников в общую деятельность. Переосмысление роли дежурных командиров как организаторов творческих дел и отношений привело кизобретению особого способа организации КТД – совета дела. Главная его задача – исключить деление коллектива на актив и пассивную часть: все думают, что делать, зачем и как сделать лучше, интересней; все вместе готовят дело и обсуждают успехи, неудачи и их причины. Основной механизм использования совета дела – создание внутри коллектива временных микрогрупп (звеньев, бригад, команд) для выполнения определенного дела от его планирования до завершения. В микроколлективе легче учитывается мнение каждого, а сжатые сроки, отведенные на выполнение данного дела, требуют от его участников интенсивной мыслительной работы (своеобразного мозгового штурма). Предложения микрогрупп обсуждаются на общем сборе класса, отряда (защита и конкурс проектов). Лучший проект направляется в совет дела коллектива, где процедура отбора повторяется. Окончательно план дела принимается общим сбором.
Организация отдельных операций дела поручается группам, внесшим те или иные предложения. Итоги обсуждаются в том же порядке: по микрогруппам, а затем на общем сборе.
4. Особые отношения в коммунарском коллективе, проникнутые заботой о каждом учащемся и взрослом, включающие помощь, поддержку, заинтересованность в судьбе товарища, в его успехе. Эти отношения закреплены в законах товарищества (например, закон «доброго отношения к человеку»), в позиции педагога как старшего друга, обеспечивающей полное взаимопонимание и взаимодействие педагогического коллектива. Как правило, таким коллективам свойственна искренность, юмор, понимание взрослыми устремленности подростков к самореализации не только в общественной деятельности, но и в любви, дружбе, сострадании к слабому и др. Положение методики Иванова об отношениях сотрудничества поколений во второй половине 80-х гг. получило дальнейшее развитие в демократическом принципе открытого воспитания, разработанном в экспериментальном лагере «Маяк». Открытость воспитания выражается в честном откровенном предъявлении друг другу (и взрослыми, и детьми) своих целей, интересов, намерений и предполагаемых способов взаимовлияния. В результате совместной деятельности и ее анализа рождаются доверие и сотрудничество, необходимые для образования «встречного движения» в процессе воспитания. Открытое воспитание требует организации такого взаимодействия, при котором рождение идей, представлений, оценок происходит не «за кулисами» воспитания, а непосредственно в реальных жизненных ситуациях при участии воспитанников и педагогов.
Открытость воспитания основывается на признании равенства личностного творческого потенциала всех участников воспитательного процесса независимо от возраста. Опыт и знания старших не являются основанием для подчинения младших; последним свойствен более богатый мир фантазии, большая непосредственность эмоциональных переживаний, быстрота реакций, оригинальность творческих решений и т.п. Дополняя друг друга, представители разных поколений создают атмосферу, открытую для взаимообогащения и саморазвития.
Опыт применения К.м. выявил особую роль коммунарского сбора. В практике сложились различные виды общего сбора («общего круга»): сбор-огонек (откровенный разговор), сбор-знакомство, сбор-разработка коллективного творческого дела, сбор-анализ, а также однодневные, многодневные и летние лагерные коммунарские сборы. Сбор выступает средством эмоционального сплочения коллектива, активным методом обучения гуманной и творческой коллективной жизни учащихся и взрослых, способом подведения итогов и одновременно поиска старта в движении к новым перспективам.
Лит.: Соловейчик С.Л. Фрунзенская коммуна. – М., 1972; Соловейчик С.Л. Воспитание по Иванову. – М., 1989; Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников. – М., 1981; Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. – М., 1982; Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 1989; Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. – М., 1990; Караковский В.А. Воспитай гражданина. – М., 1987; Теория и практика воспитания; коммунарская методика. // Советская педагогика. 1988. № 5–6, 9, 12; 1989. № 4; Коммунарская методика как феномен педагогической действительности. – Кострома, 1989; Газман О.С. Общественное гражданское воспитание: взгляд в будущее. // Советская педагогика. 1990. № 7; Поляков С.Д. О новом воспитании. – М., 1990.
О.С. Газман

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

КОММУНАРСКАЯ МЕТОДИКА
система условий, методов, приемов и организац. форм воспитания, обеспечивающих формирование и творч. развитие коллектива взрослых и детей на принципах гуманизма. Разработана в Рос. Федерации И. П. Ивановым и его единомышленниками в кон. 50-х гг. Используются также др. обозначения: методика коллективной организаторской деятельности, методика коллективной творческой деятельности, методика Иванова, «орлятская» педагогика (от назв. Всерос. пионерского лагеря «Орленок»), методика коллективного творческого воспитания. Осн. цель и результат применения К. м. — раскрепощение личности и воспитателя и воспитанника, формирование гуманистич. мировоззрения, гражд. самосознания человека, его способности к социальному творчеству, нравств. самоопределению.
В основе К. м. лежат пед. идеи Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого, А. П. Гайдара, В. Н. Терского, работы Т. Е. Конниковой, В. С. Ханчина, С. Л. Соловейчика, опыт школ-коммун 20—30-х гг., романтич. содержание деятельности пионерской орг-ции.
Впервые К. м. как методика коллективной организаторской деятельности апробирована Ивановым в созданной им в 1959 вместе с ленингр. педагогами Л. Г. Борисовой и Ф. Я. Шапиро Коммуне юных фрунзен-цев (КЮФ) — сводной пионерской дружине при Фрунзенском районном доме пионеров (после ухода Иванова коммуной руководила Ф. Я. Шапиро). Методика включала 3 осн. звена: коллективное планирование, повседневную организаторскую работу, коллективное обсуждение и оценку ее результатов. Совм. участие в пед. творчестве воспитанников и взрослых «друзей коммуны» обогатило перво-нач. замысел принципами и методами коллективной творческой деятельности (КТД). Разработку методики КТД Иванова продолжил творческий коллектив студентов и преподавателей ЛГПИ им. А. И. Герцена (Коммуна им. А. С. Макаренко, КИМ, 1963- 1973). В этих коллективах пед. система К. м. экспериментально подтверждалась и внедрялась в практику через «спутники коммуны», действовавшие в ленингр. школах, и штабы-коммуны школьников, организованные в ряде регионов страны. Распространению К. м. в Значит. степени способствовала созданная в 1963—66 пед. коллективом Всерос. пионерского лагеря «Орленок» (О. С. Газман, А. Ф. Дебольская и др.) при участии членов КЮФа обучающая имитац. модель образа жизни комму-нарского коллектива.
К. м. возникла как альтернативная авторитарной командно-бюрократич. системе воспитания. Она противостояла негативным сторонам офиц. школы и педагогики 40—70-х гг. — «бездетной педагогике», «педагогике массовых мероприятий», парадно-показной демонстрации коллективных достижений. В основе К. м. — неприятие дисциплины, осн. на безоговорочных требованиях, чинопочитания в самоуправлении, фразерства и демагогии, пед. высокомерия.
Несовместимость К. м. с формально-лозунговой воспитат. идеологией и инструктивно-регламентиров. практикой обусловила трудности ее распространения с сер. 60-х гг. до сер. 80-х гг. Идеи демократизации отношений и самоуправления, творческие формы деятельности, организация неформального общения, коллективная мыслит, работа, игровые модели досуга школьников и др. начинания, рождавшиеся в эти годы, способствовали развитию К. м. В новом, обогащенном виде К. м. получила назв. методики коллективного творческого воспитания (КТВ).
Методика КТВ создает условия дефор-мализации воспитания и является способом демокр. организации коллектива как гуманистич. общности детей и взрослых, имеющей целью свободное развитие каждого.
Суть К. м. (или методики КТВ) определяют 4 положения, характеризующие ее осн. черты.
1. Создание коллектива на основе привлекательных для детей идеалов, не провозглашаемых в виде лозунгов, а рождаемых в процессе повседневной гуманной воспитат. работы педагогов и в результате участия воспитанников в социально значимых делах. Центр. звено методики — понятие общей, творческой заботы об улучшении окружающей жизни. В этом значении забота включает одновременно и общую деятельность, и ее мотив (на кого или на что она направлена), и эмоциональное человеческое отношение к тем, о ком заботятся дети. Такая забота есть по сути гуманистически мотивированная преоб-разоват. деятельность, в процессе к-рой изменяется образ жизни детей (воспитат. среда) и тем самым создаются условия для нравств. развития подростка.
2. Организация деятельности как общественно значимой («для людей, для близкого и далекого друга»), интересной для каждой личности и творческой («творчески — иначе — зачем?»), художественно оформленной (ритуалы, традиции, игровые формы). Творческая социальная деятельность школьников обеспечивается общим поиском людей, нуждающихся в заботе, коллективных дел («разведка дел и друзей») и способов совм. работы, помогающих достичь наилучших результатов. Особую роль в эмоциональном сплочении членов коллектива имеет их участие в изобретении новых (чаще всего игровых) форм деятельности. Так, членами КЮФа были придуманы ставшие популярными в стране творческие дела: трудовой десант, гайдаровский рейд, «концерт-ромашка», город веселых мастеров, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, турнир знатоков, день рыцаря, защита фантастич. проектов, интеллектуальный бой и др.
Пед. приемы Иванова и его последователей ориентированы на организацию полноценной дет. жизни и деятельности. Напр., вслед за Гайдаром и Терским Иванов успешно применял не д. прием «коллективного сюрприза» — дело «по секрету», доставляющего радость как человеку, готовящему сюрприз, так и принимающему его.
3. Построение самоуправления на принципах периодич. сменяемости организаторов с целью включения всех воспитанников в общую деятельность. Переосмысление роли дежурных командиров как организаторов творческих дел и отношений привело к изобретению особого способа организации КТД — совета дела. Гл. его задача — исключить деление коллектива на актив и пассивную часть: все думают, что делать, зачем и как сделать лучше, интересней; все вместе готовят дело и обсуждают успехи, неудачи и их причины. Осн. механизм использования совета дела — создание внутри коллектива временных микрогрупп (звеньев, бригад, команд) для выполнения определенного дела от его планирования до завершения. В микроколлективе легче учитывается мнение каждого, а сжатые сроки, отведенные на выполнение данного дела, требуют от его участников интенсивной мыслит, работы (своеобразного мозгового штурма). Предложения микрогрупп обсуждаются на общем сборе класса, отряда (защита и конкурс проектов). Лучший проект направляется в совет дела коллектива (школы, дружины), где процедура отбора повторяется. Окончательно план дела принимается общим сбором. Организация отд. операций дела поручается группам, внесшим те или иные предложения. Итоги обсуждаются в том же порядке: по микрогруппам, а затем на общем сборе.
Защищая идею совета дела, Иванов предлагал « так строить работу, чтобы план общих дел был фактически результатом творчества всех отрядов, чтобы каждый, даже самый младший, чувствовал, что выполняет план, в который вошли и его предложения, и его доля инициативы. Старшие предложат то, что им кажется самым важным, младшие своими предложениями сделают общий план привлекательным для себя, а в результате получится замысел, включающий и действительно общее для всей дружины, и особенное для каждой из возрастных групп» (О коллективной организаторской деятельности пионеров, СП, 1958, № 21, с. 67—68).
4. Особые отношения в коммунарском коллективе, проникнутые заботой о каждом ребенке и взрослом, включающие помощь, поддержку, заинтересованность в судьбе товарища, в его успехе. Эти отношения закреплены в законах товарищества (напр., закон «доброго отношения к человеку»), в позиции педагога как старшего друга, обеспечивающей полное взаимопонимание и взаимодействие пед. и дет. коллективов. Как правило, таким коллективам свойственны искренность, юмор, понимание взрослыми устремленности подростков к самореализации не только в обществ. деятельности, но и в любви, дружбе, сострадании к слабому и др. Положение методики Иванова об отношениях сотрудничества поколений во 2-й пол. 80-х гг. получило дальнейшее развитие в демокр. принципе открытого воспитания, разработанном в эксперим. лагере «Маяк». Открытость воспитания выражается в честном откровенном предъявлении друг другу (и взрослыми и детьми) своих целей, интересов, намерений и предполагаемых способов взаимовлияния. В результате совм. деятельности и ее анализа рождаются доверие и сотрудничество, необходимые для образования «встречного движения» в процессе воспитания. Открытое воспитание требует организации такого взаимодействия, при к-ром рождение идей, представлений, оценок происходит не «за кулисами» воспитания, а непосредственно в реальных жизненных ситуациях при участии воспитанников и педагогов.
Открытость воспитания основывается на признании равенства личностного творческого потенциала всех участников воспитат. процесса независимо от возраста. Опыт и знания старших не являются основанием для подчинения младших; последним свойствен более богатый мир фантазии, большая непосредственность эмоциональных переживаний, быстрота реакций, оригинальность творческих решений и т. п. Дополняя друг друга, представители разных поколений создают атмосферу, открытую для взаимообогащения и саморазвития.
Ивановым разработаны условия пед. обеспечения КТД, названные «алгоритмом содружества» старших и младших и представляющие собой 6 стадий КТД: предварит. работа воспитателей (определение места КТД в решении воспитат. задач, стартовая беседа, коллективная разведка); планирование дела; его подготовка; проведение КТД; подведение итогов; ближайшее последствие КТД (выполнение решений, принятых в результате коллективного анализа).
Широкое распространение получила организация работы по тематич. признаку — КТД общественной, познавательной, худож.-эстетич. направленности.
Опыт применения К. м. выявил особую роль коммунарского сбора. В практике сложились разл. виды общего сбора («общего круга»): сбор-огонек (откровенный разговор), сбор знакомства, сбор-разработка коллективного творческого дела, сбор-анализ, а также однодневные, многодневные и летние лагерные комму-нарские сборы. Сбор выступает средством эмоционального сплочения коллектива, активным методом обучения гуманной и творческой коллективной жизни детей и взрослых, способом подведения итогов и одновременно поиска старта в движении к новым перспективам. Важнейший метод достижения целей сбора — творческая импровизация. В. А. Караковский назвал сбор наивысшей концентрацией положит. воспитат. опыта школы, пед. лабораторией, в к-рой идет постоянный поиск и апробация новых форм воспитания.
В методике КТВ разрабатываются механизмы включения детей в целеполага-ние, в отношения творческого сотрудничества, в поиск способов, помогающих коллективу и его членам достигать наилучших результатов (групповая рефлексия). Пед. принципы самоорганизации, предложенные Ивановым в К. м., подтвердились психол. принципами и механизмами развивающей деятельности, разработанные в трудах В. В. Давыдова и др. психологов и педагогов.
К. м. легла в основу творчества известных педагогов Караковского, А. А. Като-ликова, Р. Г. Подболотовой, А. Н. Тубе-льского, М. П. Щетинина и др., стала составной частью педагогики сотрудничества, способствовала перестройке внеурочной работы школы, деятельности обществ. орг-ций детей и подростков, внешкольной работы,
Лит.: Соловейчик С. Л., фрунзенская коммуна, M.; его же. Воспитание творчеством, М., 1978: его же, Воспитание по Иванову, М., 1989; МудрикА. В., О воспитании старшеклассников, M.; Газман О. С., Матвеев В. Ф., Педагогика в пионерском лагере, М., 1982; Иванов И. П., Воспитывать коллективистов, М., 1982; его же, Энциклопедия коллективных творческих дел, М., 1989; его же, Методика коммунарского воспитания, М., 1990; Караковский В. А., Воспитай гражданина, М., 1987; Теория и практика воспитания; коммунарская методика, СП, 1988, № 5—6, 9, 12; 1989, № 4; Коммунарская методика как феномен пед. действительности, Кострома, 1989; Газман О. С., Обществ. гражд. воспитание: взгляд в будущее, СП, 1990, № 7; Поляков С. Д., О новом воспитании, М., 1990.
О. С. Газман.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Похожие термины: