КОММУНА имени Ф.Э. ДЗЕРЖИНСКОГО

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

КОММУНА имени Ф.Э. ДЗЕРЖИНСКОГО
воспитательное учреждение на территории УССР в пос. Новый Харьков (1927-2-я половина 30-х гг.), организованное А.С. Макаренко (заведующий Коммуной, с 1932 начальник педагогической части). Коммуна входила в систему учреждений ГПУ для борьбы с детской беспризорностью и продолжала опыт Колонии имени М. Горького по организации детского коллектива. В Коммуне воспитывались как бывшие беспризорные, так и дети из семей. Школьный комбинат включал школу-семилетку (с 1934 полная школа-десятилетка), рабфак Харьковского машиностроительного института, подготовительные курсы для поступающих на рабфак. Учащиеся работали в мастерских, преобразованных затем в производственные цехи, в 1929 Коммуна перешла на самоокупаемость, в 1932 открыт завод электроинструментов, затем завод фотоаппаратов. Воспитанники занимались в более чем 40 творческих кружков, оркестре, летом участвовали в походах и экскурсиях. В Коммуне действовало самоуправление. Макаренко описал жизнь Коммуны в произведениях "Марш 30 года", "ФД-I", "Флаги на башнях", пьесе "Мажор". (2)719.23

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

КОММУНА ИМЕНИ Ф. Э. ДЗЕРЖИНСКОГО
воспитат. учреждение в УССР (1927 — 2-я пол. 30-х гг.). Создана в пос. Новый Харьков (пригород Харькова) в системе учреждений VIIV для борьбы с дет. беспризорностью на добровольные отчисления от зарплаты чекистов Украины. Организатор к зав. коммуной (с 1932 — нач. пед. части) — А. С. Макаренко (до 1935). Коммуна продолжала опыт Колонии имени М. Горького. Ядро коммуны составили воспитанники колонии, в коммуну поступали беспризорные дети и дети из семей. Коммунары получали широкое общее образование. Одним из осн. принципов воспитания в коммуне было соединение обучения с производит. трудом. Первоначально воспитанники ежедневно работали 4 часа в мастерских (1927—29), преобразованных затем в производств. цехи. Результаты производит, деятельности коммунаров позволили перейти в 1929 на самоокупаемость и отказаться от дотаций. В 1932 открыт завод электроинструментов, выпустивший первую сов. электросверлилку марки ФД-I, затем завод пленочных фотоаппаратов (изготовлена первая серия типа ФЭД), на к-рых коммунары выпускали продукцию, ранее ввозимую в страну из-за границы.
В коммуне действовал шк. комбинат, уч. база к-рого включала школу-семилетку (с 1934 полную ср. школу-десятилетку), подготовит, группы для поступающих на рабфак, рабфак Харьковского маш.-строит. ин-та (с 1930). В школе имелись хорошо оборудованные кабинеты по всем предметам. Четкая организация жизни воспитанников позволила им заниматься творческой деятельностью в более чем 40 кружках, руководимых специалистами. Оркестр коммуны стал одним из лучших самодеят. коллективов УССР. Ежегодно летом все коммунары участвовали в походах в Москву, Крым, на Кавказ.
Ведущей силой воспитания в коммуне был коллектив. Его деятельность, как и в колонии им. М. Горького, организовывалась на основе конституции, осн. положения к-рой регламентировали работу органов самоуправления, порядок организации дежурств, самообслуживания, перечень обязанностей выборного актива и его прав, распорядок дня, правила поведения на произ-ве и в быту, формы учета результатов социалистич. соревнования, поощрений, взысканий. Коммунары объединялись в отряды, а на произ-ве — в бригады. Все вопросы комму-нарской жизни решало общее собрание коллектива. Руководящий орган — совет командиров, избираемых на определенный период. Для текущих дел создавались комиссии: санитарная, хозяйственная и др., клубный совет, штаб социалистич. соревнования. Жизни коммуны посвящены произв. Макаренко «Марш 30 года», «ФД-I», «Флаги на башнях», пьеса «Мажор». С опытом коммуны ознакомилось св. 200 сов. и заруб. делегаций.
Лит.: Бобровская M. E., К истории дет. трудовой коммуны им. Ф. Э. Дзержинского, ИАПН РСФСР, 1952, в. 38; Тер-Гевондян А. Г., Дет. производит, труд в коммуне им. Ф. Э. Дзержинского, там же; Виноградова М. Д., Вопросы организации общего образования в школе коммуны им. Ф. Э. Дзержинского, там же, в. 102; Терский В. Н., Клубные занятия и игры в практике А. С. Макаренко, М., 1959; Воспоминания о Макаренко. Сб. мат-лов, Л., 1960; Павлова М. П., Пед. система А. С. Макаренко и современность, М., 1980; Развитие идей А. С. Макаренко в теории и методике воспитания, под ред. В. М. Коротова, М., 1989.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия