КОММЕРЧЕСКИЕ УЧИЛИЩА

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

КОММЕРЧЕСКИЕ училища
профессиональные общеобразовательные средние учебные заведения. «Первое коммерческое училище создано в 1772 г. при Московском воспитательном доме (…в 1804 г. переведено в Петербург как самостоятельное учебное заведение). […] К 1901 году в России действовало 88 коммерч. училищ. Их выпускники могли сразу же идти на работу в торговлю и промышленность или поступать в высшие коммерч. институты […]
О 1900-х гг.: «В городе есть гимназия, техническое училище, коммерческое училище, мореходное. В каждом училище своя форма…. У коммерсантов – бархатные зелёные петлички на тужурках и тоже золотые пуговицы» (Василенко, [1961] 1967, 155–156).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.

КОММЕРЧЕСКИЕ УЧИЛИЩА
в России профессиональные общеобразовательные средние учебные заведения. Первое К.у. создано в 1772 при Московском воспитательном доме (устав разработан И.И. Бецким; в 1804 переведено в Петербург как самостоятельное учебное заведение). В 1804 открыто К.у. в Москве. В 1862-93 на средства купечества осн. К.у. в Одессе, С.-Петербурге (Петровское), Москве (Александровское), Харькове, Риге (коммерческое отделение в политехническом училище), частные мужское и женское (1892-93) в Одессе и др. Наиболее известные К.у.: Тенишевское, Лесное, А.П. Нечаева в С.-Петербурге, Практическая академия коммерческих наук в Москве (открытая на основе созданного в 1804 К.И. Арнольдом частного коммерческого пансиона). В 1894 К.у. переданы в ведение Министерства финансов, с 1906 - Министерства торговли и промышленности. Положение о коммерческих учебных заведениях (1896, дополнено в 1900) определило статус К.у. как общеобразовательных учебных заведений, дающих учащимся общее (в объеме курса реального училища) и коммерческое образование. К.у. содержались за счет благотворительности и платы за обучение. Носили всесословный характер: 42,8% - дети мещан, 13,5% - почетных граждан и купцов, 24,4% - крестьян, 11,0% - дворян и др. (1913), обучались совместно девушки и юноши. В К.у. принимались дети не моложе 10 лет. К.у. имели 7-летний и 8-летний курс обучения. 3(4)-летние К.у. состояли из старших (начиная с 5-го) классов обычных К.у. В учебный план входили общеобразовательные предметы, в т.ч. два новых языка, коммерческая арифметика и коммерческая география, бухгалтерия, коммерческая корреспонденция, политическая экономия, законоведение, химия и товароведение с технологией, каллиграфия, рисование и гимнастика и ряд необязательных предметов. Выпускники могли поступать в коммерческие институты или высшие технические учебные заведения, а после 1914 - в университеты. К.у. отличались творческим подходом к образовательному процессу. В них преподавали методисты В.А. Герд, В.Н. Верховский, П.А. Знаменский, С.И. Шохор-Троицкий и др. В 1913/14 учебном году было 260 К.у. Вопросы развития К.у. обсуждались на 1-м и 2-м съездах (совещаниях) русских деятелей по коммерческому образованию (С.-Петербург, 1901, 1902). В 1918 К.у. преобразованы в единые трудовые школы. В 1919-20 на базе некоторых К.у. созданы промышленно-экономические техникумы (Москва, Саратов, Н. Новгород, Тверь и др.). (28)731.4

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

КОММЕРЧЕСКИЕ УЧИЛИЩА
в России ср. уч. заведения. Первое К. у. создано в 1773 в Москве при Воспитат. доме на средства П. А. Демидова, в 1800 переведено в Петербург. В 1804 на средства Моск. , купечества в Москве было открыто еще одно К. у.; тогда же был основан Моск. , коммерч. пансион, переименованный в 1806 вПрактич. академию коммерч. наук. В 1862—93 на средства купечества были созданы одесское, Петровское (в Петербурге), Александровское (в Москве) и харьковское К. у. В 1892 и 1893 в Одессе открылись частные (мужское и женское) К. у. В 1894 все К. у. были переданы в ведение Мин-ва финансов, затем — Мин-ва торговли и пром-сти. В 1896 было утверждено Положение (дополнено в 1900), по к-рому К. у. стали общеобразоват. уч. заведениями, дающими учащимся общее (в объеме курса реального уч-ща) и коммерч. образование. Широкое участие общественности в организации К. у., их независимость от МНП привлекали мн. прогрессивных педагогов, стремившихся создавать К. у. как школу нового типа с совм. обучением мальчиков и девочек, с лучшей постановкой обучения и воспитания, передовыми методами преподавания и т. п.
В К. у. принимались дети из всех сословий не моложе 10 лет. Плата за обучение была высокой, поэтому подавляющее большинство учащихся составляли дети крупной и ср. буржуазии, а также либеральной интеллигенции. К. у. имели 7-летний (1—7-е кл.) и 8-летний (1—8-е кл.) курс обучения. Существовали и 3(4) — лет-ние К. у., состоявшие из старших (начиная с 5-го) классов обычных К. у. Преподавались: закон Божий, рус. яз. и словесность, два новых языка, история, география, математика, естеств. история, физика, коммерч. арифметика, бухгалтерия, коммерч. корреспонденция, полит. экономия, законоведение, химия и товароведение с технологией, коммерч. география, каллиграфия, рисование и гимнастика; необязат. предметы: черчение, стенография, пение, музыка, танцы, иностр. и родной языки. Спец. предметы занимали незначит. место в уч. плане. Выпускники могли поступать в коммерч. ин-ты или высш. техн. уч. заведения, а после 1914 — в ун-ты.
Все К. у. содержались на обществ. или частные средства. Значит. часть К. у. (особенно в нач. 20 в.) была открыта «товариществами преподавателей» или группами прогрессивной интеллигенции. Среди самых известных — Выборгское, Лесное, Тенишевское и др. в Петербурге. К. у. отличались лучшей по сравнению с др. ср. уч. заведениями постановкой уч. работы, в них применялись прогрессивные методы преподавания, устраивались хорошо оборудованные кабинеты физики, естествознания. В К. у. работали известные рус. педагоги-методисты В. А. Герд, В. К. Верховский, П. А. Знаменский, С. И. Шохор-Троицкий и др. В 1913/14 уч. г. в России было св. 200 К. у. В 1918 преобразованы в единые трудовые школы.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

КОММЕРЧЕСКИЕ УЧИЛИЩА
это профессионально-общеобразовательные средние учебные заведения России. Первые учебные заведения, носившие название коммерческих, возникли в конце ХVIII – начале XIX в. Первое «воспитательное училище из купеческих детей для коммерции» создано в 1772 г. при Московском воспитательном доме. Его устав был разработан И.И. Бецким. С переводом в Петербург в 1804 г. оно стало самостоятельным учебным заведением. В 1804 г. московским купечеством также открыто К.у., близкие к ним по типу коммерческие учебные заведения были открыты во многих городах России. Интенсивное развитие К.у. связано с подъемом торговли, промышленности, финансово-кредитного дела в России в первой половине XIX в. В 1862– 1893 гг. на средства купечества были созданы Одесское, Петровское (в Петербурге), Александровское (в Москве) и Харьковское К.у., коммерческое отделение в Рижском политехническом училище и др.
Значительная роль в развитии К.у. принадлежала частной и общественной инициативе. В 1889 г. в Петербурге было создано Общество для распространения коммерческих знаний, а затем – и в других крупных городах России. В 1892 г. и 1893 г. в Одессе открылись частные (мужское и женское) К.у. Наиболее известными в России были Тенишевское, Лесное, К.у. А.П. Нечаева в Петербурге, Практическая академия коммерческих наук в Москве, открытая на основе созданного в 1804 г. К.И. Арнольдом частного коммерческого пансиона. В 1894 г. все К.у. были переданы в ведение Министерства финансов, затем – Министерства торговли и промышленности. 15 апреля 1896 г. было утверждено Положение о коммерческих учебных заведениях, которое было дополнено в 1900 г. Оно определило статус К.у. как общеобразовательных учебных заведений, дающих учащимся общее (в объеме курса реального училища) и коммерческое образование. Однако они содержались за счет благотворительности и платы за обучение. Несмотря на высокую плату за обучение, К.у. были всесословными: 42,8% составляли дети мещан, 13,5% – почетных граждан и купцов, 24,4% – крестьян, 11,0% – дворян и др. (1913). В К.у. принимались дети не моложе 10 лет. К.у. имели 7-летний (I–VII классы) и 8-летний (I–VIII классы) курс обучения. Существовали и 3(4)-летние К.у., состоявшие из старших (начиная с V-го) классов обычных К.у. Особенностью их было осуществление совместного обучения юношей и девушек. В учебный план входили: закон Божий, русский язык и словесность, два новых языка, история, география, математика, естественная история, физика, коммерческая арифметика, бухгалтерия, коммерческая корреспонденция, политическая экономия, законоведение, химия и товароведение с технологией, коммерческая география, каллиграфия, рисование и гимнастика; необязательные предметы: черчение, стенография, пение, музыка, танцы, иностранный и родной языки. Специальные предметы занимали незначительное место в учебном плане. Выпускники могли поступать в коммерческие институты или высшие технические учебные заведения, а после 1914 г. – в университеты. К.у. отличались хорошей материально-техническеой базой, творческой постановкой образовательного процесса. В числе педагогов были известные методисты В.А. Герд, В.Н. Верховский, П.А. Знаменский, С.И. Шохор-Троицкий и др. Число К.у. интенсивно росло: если в 1903 г. было 53 К.у., то в 1913/14 учебном году – 260.
Вопросы развития К.у. обсуждались на I и II съездах (совещаниях) русских деятелей по коммерческому образованию (Петербург, 1901, 1902). К.у. сыграли важную роль в подготовке специалистов для торговли, финансово-кредитного дела и экономики России. В 1918 г. К.у. были неоправданно преобразованы в единые трудовые школы, что привело к ликвидации среднего промышленно-экономического образования. В 1919–1920 гг. на базе некоторых К.у. Наркоматом торговли и промышленности по согласованию с Наркомпросом стали создаваться промышленно-экономические техникумы (Москва, Саратов, Н. Новгород, Тверь и другие города).
Лит.: Григорьев С. Коммерческое образование в России и его нужды: Исторический очерк // Русское экономическое обозрение. 1898. № 7–98; Парникаль Б.М. История коммерческой средней школы в дореволюционной России. – М., 1954; Кузьмин Н.Н. Коммерческое образование в России конца XIХ – начале XX в. // Актуальные проблемы профессионально-технического образования в СССР: Вопросы методологии исследований и истории / Под ред. С.Я. Батышева. – Горький, 1974.Е.Г. Осовский

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
222.10 кб

Из истории коммерческих училищ Москвы ф (1885-1918 гг. )

Разманова Н. А.
Читать PDF
130.08 кб

Нравственное воспитание в коммерческих училищах Восточной Сибири в начале ХХ в

Шилов Александр Иванович
В статье раскрыты наиболее важные аспекты нравственного воспитания учащихся в коммерческих училищах. Воспитательная работа с детьми вменялась в обязанность всем служащим, включая директора.
Читать PDF
14.00 мб

Организация учебного процесса в коммерческих училищах Восточной Сибири начала ХХ в

Шилов Александр Иванович, Филиппова Полина Сергеевна
В статье дан анализ организации учебного процесса в коммерческих училищах Восточной Сибири начала ХХ в.
Читать PDF
260.91 кб

Московское училище на Остоженке важный этап становления коммерческого образования в России

Косорукова М.И.
Статья посвящена истории Московского училища на Остоженке, его роли в становлении коммерческого образования в России.
Читать PDF
244.86 кб

Деятельность педагогического комитета Санкт-Петербургского Охтенского коммерческого училища

Семенова Л.Н.
С конца XIX начала ХХ века в России увеличивается число общественных, частных и государственных коммерческих учебных заведений.
Читать PDF
428.84 кб

Особенности деятельности коммерческих училищ в Киевском учебном округе в конце ХІХ - начале ХХ в

Мисечко Ольга Евгеньевна, Хмеливская С. И.
В статье излагаются и анализируются факты, характеризующие процесс развития коммерческого образования в общем в Российской империи и в частности в Киевском учебном округе в конце ХІХ начале ХХ в.