КОМАРОВСКИЙ Борис Борисович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

КОМАРОВСКИЙ Борис Борисович (1889-1965)
педагог, д-р педагогических наук, профессор (1927). С 1924 вел научную и преподавательскую работу в вузах и НИИ Азербайджана. Исследовал труды американских и европейских педагогов 19-20 вв., уделяя преимущественное внимание теоретикам свободного воспитания. Изучал педагогическую терминологию. В монографии "Русская педагогическая терминология" (1969) анализировал педагогическую лексику в исторических памятниках и литературных источниках со времен образования первых школ на Руси до 60-х гг. 20 в. Категории общего языкознания применил к анализу языка педагогической науки. Доказывал, что термины педагогики как общественной науки имеют политическую направленность. Составил "Большой педагогический словарь" (1946- 1950).

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

КОМАРОВСКИЙ Борис Борисович
24.4 (6.5).1889, м. Байрамлы Бакинской губ., — 18.12.1965, Баку], педагог, д-р пед. наук, проф. (1927). Окончил пед. ф-т Днепропетровского высш. ин-та нар. образования (1921). Пед. деятельность начал в 1908 учителем сел. школы. С 1924 вел Н.-и. и преподавательскую работу в Азерб. гос. ун-те им. С. М. Кирова, в Азерб. индустриальном ин-те (1931—37), Азерб. НИИ пед. наук (1938—51), Азерб. пед. ин-те языков им. Ахундова (1952—65).
Исследовал труды амер. и европ. педагогов 19—20 вв., уделяя преим. внимание теоретикам свободного воспитания, прагматизма. Развивал идею Дж. Дьюи о демократизации школы и личности, связи обучения с жизнью и производит, трудом, соединения духовного развития личности с развитием способностей к обществ. работе.
Изучал пед. терминологию, к-рую рассматривал как систему лексич. средств и наименований, применяемых в теории и практике воспитания, образования и обучения (в широком смысле) и как совокупность терминов, закрепляющих важнейшие понятия педагогики (в узком смысле). В монографии «Русская пед. терминология» (1969) исследовал пед. лексику в ист. памятниках и лит. источниках со времен образования первых школ на Руси до 60-х гг. 20 в. Категории общего языкознания применил к анализу языка пед. науки. Им расширено толкование понятий термина и номена (к числу заменителей терминов К. относил суждения, речения, афоризмы). Доказывал, что термины педагогики как обществ. науки имеют полит. направленность.
Составил «Большой пед. словарь» (1946—50), частично опубликованный в журн. «Азербайджан Мектеби» («Азербайджанская школа», 1946, № 5; 1947, № 1—3, 5—6; 1948, № 1). На основе работ К. по пед. терминологии разработаны пособия для студентов — краткие словари пед. терминов в Пятигорском пед. ин-те иностр. языков, Узб. респ. пед. ин-те рус. яз. и лит-ры и др.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия