КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ (от лат. collectio - собирание, сбор)
целенаправленное собирательство разнообразных предметов, объединенных по определенным признакам и представляющих познавательный и художественный интерес. Выделяют К. научное, любительское и учебное. Осн. виды К.: - филателия (изучение знаков почтовой оплаты, преимущественно марок) и почтовых изделий (конвертов и др.), - филокартия (К. открыток), - филумения (К. спичечных этикеток), - фалеристика (К. значков, нагрудных знаков), - нумизматика (К. монет и медалей), - библиофилия (собирательство книг), - филофония (К. музыкальных, художественных и других видов записей на различных носителях) и др. Любой вид К. может быть полезным для развития личности, если не превращается в бездумное накопительство предметов.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ
«целенаправленное собирательство разнообразных предметов, объединённых по определённым признакам и представляющих познавательный и худ. интерес» (ПЭС, 2003, 123) «Осн. виды коллекционирования: филателия (изучение знаков почтовой оплаты, преимущественно марок) и почтовых изделий (конвертов и др.), филокартия (коллекционирование открыток), филумения (коллекц-ие спичечных этикеток), фалеристика (коллекц-ие значков, нагрудных знаков), нумизматика (колекц-ие монет и медалей), библиофилия…, филофония… и др…» (ПЭС, 2003, 123) Коллекционирование у детей. Из книги М.В. Осориной: «Приблизительно после пяти лет (сроки условны) детское собирательство приобретает новые черты. У ребенка появляется собственная “сокровищница”… Детская “сокровищница” существует в течение неск. лет, а потом незаметно исчезает… После шести-семи лет появляется нов. тип дет. собирательства – коллекционирование… В основу коллекции всегда заложен некий, пусть и несовершенный, интеллектуально-логич. принцип подбора материала… …Коллекция социальна и больше обусловлена внешними факторами, связанными с жизнью ребенка в группе сверстников: модой, престижем, соперничеством, меновыми отношениями и т. д. Поэтому коллекции дети с удовольствием показывают друг другу, хвастаются, гордятся ими… …Дети семи-десяти лет обычно собирают предметы, которые можно добыть без денег, но сделать это нелегко, так как эти предметы сравнительно редки и труднодоступны. В этом плане типичны коллекции советских детей [19]30–[19]60-х годов. При тогдашней всеобщей бедности собиратель фантиков, например, мало надеялся на то, что ему когда-нибудь достанется конфета в желанной красивой обертке. Он больше рассчитал на свою способность заметить этот фантик валяющимся около какой-нибудь урны, на свою социальную ловкость, которая позволит потихоньку сохранить обертку от конфеты, съеденной во время чинного чаепития на чьем-нибудь роскошном дне рождения, и т. п. Многие дети никогда в жизни не ели дорогих (и поэтому вообще редко покупавшихся кемлибо) конфет с красивыми сложными картинками на обертках, конфет типа “Красной Шапочки”, “Гулливера”, “Утра в сосновом лесу”. Но прекрасно знали цену такого фантика при обмене его на другие, как теперешние люди знают отношение курсов валют, поскольку конфетные обертки были не только объектом коллекционирования, но и гл. элементом дет. азарта игры “в фантики”» (Осорина, 1999; 131, 134–135). См. также: Киндер-сюрприз; Марка почтовая; Собирательство у детей; «Сокровищницы у детей».

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.

КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ
от лат. collectio — собирание, сбор), целенаправл. собирательство разнообразных предметов, объединенных по определенным признакам и представляющих познават. и худож. интерес. К. развивает познават. активность личности, ее исследоват. потенциал, расширяет кругозор, вооружает знаниями. Собирательство известно с древних времен. Мн. коллекции легли в основу музеев. На рубеже 19—20 вв. К. разделилось на научное, любительское, учебное. Дети, как правило, увлекаются к.-л. видом К., но лишь нек-рые из них сохраняют интерес к К. всю жизнь. К. складывается из постоянного сбора материала, обработки, хранения и систематизации, изучения и использования экспонатов коллекции в уч. и др. целях. Сознат. отношение к К. требует определенных умений и навыков поиска и классификации экспонатов коллекции, знаний истории, географии, иностр. языков, основ изобразит, иск-ва и др. Изучение каждого нового предмета коллекции связано с обращением к уч. и справочной лит-ре, что способствует расширению знаний учащихся.
Любой вид К. приносит пользу, если не превращается в бессистемное накопительство предметов без понимания их содержат, ценности. Практич. задача школы, внешк. учреждений заключается в организации кружков, секций, клубов коллекционеров и обеспечении тесной связи К. с уч. процессом.
Коллекции учащихся могут быть индивидуальными (собираемыми отд. школьниками) и общественными (классными, школьными), являющимися результатом коллективной работы детей. В шк. практике наряду с уч. коллекциями, представляющими собой специально изготовленные наглядные пособия по предметам шк. программы, по трудовому обучению (ми-нералогич., ботан., энтомологич., палеон-тологич., технол. и др. коллекции), получили широкое распространение самодеят. коллекции учащихся (собрания марок, значков, монет, материалов, найденных во время краеведч. деятельности, и др.). Коллекции школьников используются в качестве иллюстративного материала для тематич. композиций, рассказывающих о зарубежных странах, нашей стране, выдающихся деятелях науки, иск-ва, о произведениях живописи и др. Юные коллекционеры организуют уголки коллекционеров, участвуют в стенной печати, шк. радиопередачах, выставках. Классные и шк. коллекции в нек-рых случаях становятся основой музеев школьных.
Сложились разл. виды любительского К. Филателия — К. и изучение знаков почтовой оплаты (марок, наклеек и др.) и почтовых изделий (конвертов, открыток, бандеролей). Помогает приобрести знания о разл. гос-вах, их экономике, культуре, иск-ве, растительном и животном мире. Марки бывают стандартные (массовые), выпускаемые для оплаты корреспонденции, и тематические (спец. выпуски, памятные, юбилейные и т. д.). Определение марки производится по спец. каталогам. Марки должны быть неповрежденными, с цельными зубцами, для чистых марок важно сохранение клея на обороте, для гашеных — четкий штемпель, не закрывающий рисунка. Обычно филателисты специализируются на К. марок неск. или одной страны или же составляют тематич. коллекции. Ф и л о-картия — К. почтовых и иллюстриров. открыток (худож., с репродукциями произведений иск-ва, поздравительных, рекламных с видами городов, фотооткрыток). К. высокохудож. открыток формирует вкус ребенка, знакомит его с историей иск-ва. Детям можно рекомендовать собирать тематич. коллекции, поев. отд. видам живописи, иллюстрациям к сказкам, дет. художникам, сатирич. сюжетам, ист. событиям и др. Хранить открытки удобнее всего в альбомах, располагая их в тематич. или хронологич. порядке либо по странам, художникам и пр. Филумения — К. спичечных этикеток, представляющих собой малоформатные плакаты с разнообразными рисунками. Так же как и марки, они рассказывают о жизни стран, произв. иск-ва, архитектуре и т. п., многие носят рекламный характер. Обычно этикетки систематизируются по тематич. признаку: история, экономика, пром-сть и т. п. Специально для коллекционеров выпускаются т. н. бланковые этикетки. Фалеристика — К. значков, нагрудных знаков, жетонов. Дети чаще всего собирают значки памятные (в честь к.-л. события, выдающегося деятеля и т. п.), юбилейные, сувенирные (поев, странам, городам, ист. местам, спорт, соревнованиям и т. п.). Значки рекомендуется хранить на одноформатных листах плотной ткани, бумаги, поролона, описание ведется в спец. каталогах. Нумизматика — К. монет и медалей. Обычно собирают монеты одной страны, определенного периода. Нумизматика требует углубленных знаний по истории, экономике, политике страны, поэтому привлекает больше подростков, старшеклассников. Ряд разделов шк. программы включает нек-рые вопросы по истории денег (возникновение товарно-денежных отношений, денежные реформы и др.). В качестве дополнит, иллюстративного материала учителем могут быть использованы нумизматич. коллекции. Материалы коллекций хранятся в альбомах, коробках и располагаются по странам, хронологии и номинальной стоимости денег. Библиофильство, библиофил и я — собирательство и изучение книг и др. печатных изданий. Мл. и ср. школьники в основном собирают сказки, произведения дет. писателей, книги с иллюстрациями. Ст. школьники стремятся собирать книги, исходя из их Библиографич. ценности, худож. достоинства. Чаще они собирают книги любимых писателей, отд. издательств, а также произведения, поев. к.-л. теме, изобразит, иск-ву и пр. Полезно приучать школьников к составлению карточек, каталогов своих книг, формировать навыки библиогра-фич. культуры. Филофония — К. муз., худож., документальных и др. видов записей на грампластинках, магнитофонных лентах. Получила большое распространение среди подростков и молодежи в связи с ростом увлечения совр. муз. течениями, особенно джазом, роком и т. п., а также с появлением совр. электронной техники звукозаписи, высококачеств. радиоаппаратуры, магнитофонов и т. п. Этот вид К. из-за высокой стоимости модных дисков, кассет представляет большую опасность как источник нездоровых отношений между коллекционерами. Поэтому увлечение филофонией требует особого внимания со стороны взрослых, а также повышения общей муз. культуры молодежи.
Лит.: Сов. коллекционер. Сб. ст., в. 1, М., 1963 Твоя коллекция. Монеты, марки, этикетки, открытки. [Сб., М.], 1963; Ильинский В. Н., Значки и их коллекционирование, М., 1977; Дьячков А. Н., У з-деников В. В., Монеты России и СССР, М., 1978; Вигилев А. Н., Имя твое — коллекционер, М., 1981; Фенглер X., Гироу Г., Унгер В., Словарь нумизмата, [пер. с нем.], М., 1982; III и а-гин М. В., Папа, мама, марки и я, М., 1982; его же, Ребенок собирает марки, М., 1983; Левитас И. Я., Основы практич. филателии, М., 1986.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
426.99 кб

Коллекционирование как способ сохранения, воспроизводства и устойчивого развития цивилизации: опыт о

Голядкин Геннадий Николаевич, Барболин М. П.
В статье делается попытка осмыслить и осознать процесс коллекционирования с позиций человека-коллекционера, общества и природы и на этой основе раскрыть непреходящее значение коллекций для развития культуры, а также обозначить воз

Похожие термины:

  • СПИЧЕЧНЫЕ этикетки собирать коллекционировать

    вид коллекционирования, имевший известное распространение в детско-подростковой в 1930-е – 1970-е годы. О 10-летних детях в 1932 годе «В приемной Глазной больницы мы вытащили из урны пустую спичечную кор