Когнитивный подход

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Когнитивный подход
Этот подход основан на том принципе, что чувства и действия человека перестают соответствовать ситуации, после того как он начинает расшифровывать эту ситуацию, пользуясь иррациональными и потому неадекватными соображениями. Например, эмоциональное расстройство, сопровождаемое чувством тревоги и бессилия, связано скорее с ложной когнитивной интерпретацией человеком тех или иных событий, нежели с самими этими событиями.

Источник: Основные термины, глоссарий образовательных технологий

КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД
(англ. cognitive approach). Подход к обучению, основанный на положениях когнитивной психологии и предусматривающий в процессе обучения опору на принцип сознательности, учет различных когнитивных стилей, характерных для учащихся конкретной учебной группы, и учебных стратегий, которыми они при этом пользуются. Согласно такому подходу учащийся является не только объектом обучающей деятельности преподавателя, но прежде всего активным участником процесса учения. Создателями подхода считаются Дж. Брунер и У. Риверс. К. п. основывается на следующих положениях: 1) развитие мышления является неотъемлемой составной процесса овладения языком. Обучение языку не должно строиться только на восприятии и механическом заучивании единиц языка и правил. Учащихся следует вовлекать в активный процесс познания сути изучаемых явлений, когда создаются условия для реализации личностных ориентиров; 2) учащиеся должны являться активными участниками процесса обучения, индивидуальные интересы и особенности которых необходимо учитывать; 3) процесс учения носит не только личностно, но и социально обусловленный характер. В связи с этим учащиеся и учителя должны вовлекаться в процесс взаимного познания и понимания друг друга и сотрудничества в период обучения. К. п. иногда рассматривается как синоним термина познавательный подход. К. п. к обучению получил реализацию в грамматико-переводном методе и различных вариантах сознательнопрактического метода (Колесникова, Долгина, 2008Rivers, 1989;).

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
209.93 кб

Когнитивный подход к сознанию

Агейкина С. В.
В статье рассматривается природа и механизмы функционирования сознания сквозь призму когнитивной науки.
Читать PDF
136.15 кб

Когнитивный подход в истории дизайна

Белов М.И., Михайлова А.С.
Современная теория истории пополнилась новым инструментарием. Рассматривается понятие когнитивного подхода, его основные особенности. На основе опыта когнитивной истории О.М.
Читать PDF
371.01 кб

Когнитивный подход к проблеме текста

Коваленко Елена Михайловна
В статье рассматриваются текстоцентрические концепции культуры М. М. Бахтина и Ю. М.
Читать PDF
253.60 кб

Здоровье и медицина: когнитивный подход

Кудашов Вячеслав Иванович
Когнитивный образ мира, являясь восприятием реальности, определяет и контролирует наши реакции и поведение.
Читать PDF
772.74 кб

Когнитивные стили: функциональный подход

Беловол Е. В.
Статья посвящена уточнению представлений о роли и месте когнитивных стилей в структуре индивидуальности.
Читать PDF
1.89 мб

Традиционные подходы к когнитивному развитию

Романова Марина Александровна
Читать PDF
251.47 кб

Город как феномен культуры: когнитивный подход

Пирогов Сергей Владимирович
Рассматривается проблема социокультурной гетерогенности городской жизни и вытекающая отсюда задача поиска методологических средств организации знаний о городе различной природы.
Читать PDF
156.11 кб

"общество знаний" и развитие когнитивного подхода

Плотинский Юрий Менделевич
В работе рассматривается эволюция когнитивной науки и ее влияние на развитие социологической теории. Значительное внимание уделено также развитию когнитивной социологии и применению когнитивного подхода в прикладных исследованиях.
Читать PDF
472.19 кб

Российская политическая культура: когнитивный подход

Бирюков Николай Иванович
The article seeks (1) to justify the validity of cognitive approach to political culture; (2) to identify and characterise the principal elements of political culture as seen from the cognitive perspective, more specifically, the
Читать PDF
458.11 кб

Когнитивный подход в практике корпоративного обучения

Мария Нестерова
Статья посвящена проблемам когнитивного менеджмента. Ситуация сложности и нестабильности, в которой находится современная экономика, требует от организаций способности к быстрым и адекватным изменениям.
Читать PDF
102.04 кб

Нарушения сна и когнитивных функций, подходы к терапии

Полуэктов М. Г., Преображенская Ирина Сергеевна
Обзор литературы посвящен возможным механизмам развития расстройств сна у пациентов с когнитивными нарушениями (КН) разной степени выраженности.
Читать PDF
376.93 кб

Дизайн электронных учебных пособий: когнитивный подход

Коваленко Игорь Николаевич
В течение нескольких веков основным средством обучения оставалось слово. Развитие информационных технологий предоставляет реальную возможность изменить всю образовательную парадигму.
Читать PDF
417.91 кб

Когнитивный подход в сетевой образовательной коммуникации

В предлагаемой работе представлен феномен сетевой образовательной коммуникации в аспекте когнитивного подхода. При этом средством сетевой коммуникации является социальное программное обеспечение.
Читать PDF
507.17 кб

Когнитивный подход к аргументации и производство сообщений

Давид Васильевич Хизанишвили
В рамках сопоставления когнитивного подхода к аргументации и производства сообщений проведена граница между двумя видами когнитивных подходов к аргументации, выявлены некоторые сходства и различия концепций Д. Хэмпла и В. Н.
Читать PDF
148.02 кб

Обучение математике на основе когнитивно-визуального подхода

Далингер В. А.
В статье раскрыты психолого-педагогические и дидактико-методические основы когнитивно-визуального подхода к обучению математике.

Похожие термины:

  • Когнитивный (подход элемент критерий)

    связан с трансляцией и овладением знаниями, процессами восприятия, внимания, памяти, мышления и речи, необходим при любом подходе к обучению, но особую роль играет в «знаниевой» парадигме образова