Когнитивная психология

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
направление в психологии ХХ века, задачей которого является доказательство решающей роли знания в поведении человека.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

Когнитивная психология
[см. когнитивный] – одно из ведущих направлений современной психологии, изучающее внутреннюю организацию познавательных психических процессов.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
направление психологии, в котором рассматриваются способы расшифровки и организации внешней и внутренней информации, получаемой человеком для принятия или решения насущных задач, механизм внутренней организации познавательных психических процессов.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
одно из ведущих направлений в современной психологии, основной областью исследования которого являются познавательные процессы – память, психологические аспекты языка и речи, восприятие, решение задач, мышление, внимание, воображение и познавательное развитие.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

Когнитивная психология
лат. – знание, познание) – одна из ветвей современной психологии, занимающаяся изучением различных аспектов мыслительной деятельности человека. Когнитивная психология исследует умственные способности, зарождение мысли и языковых явлений, формирование сознания в его связи с языком. Когнитивная психология имеет комплексный характер. Она интегрирует в себе и собственно психологию, и теорию информации, и все, что связано с искусственным интеллектом и др. Данные когнитивной психологии широко используются в дидактике и методиках обучения.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
одно из ведущих направлений в современной психологии, основной областью исследования которого являются познавательные процессы — память, психологические аспекты языка и речи, восприятие, решение задач, мышление, внимание, воображение и познавательное развитие. Все формы человеческого познания рассматриваются по аналогии с ЭВМ как последовательные блоки сбора и переработки информации; человеческий организм представляется системой, занятой активными поисками сведений и переработкой информации. Когнитивная психология возникла в 60-е гг. в США и была направлена против бихевиористского исключения психического компонента из анализа поведения, против игнорирования познавательных процессов и познавательного развития.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Когнитивная психология
возникла в конце 50-х - начале 60-х гг. XX века в США. Первоначально главной задачей К.п. являлось изучение преобразований сенсорной информации от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа (Д. Брод -бент, С. Стернберг). Были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, в т.ч. кратковременная память и долговременная память (Дж. Сперлинг, Р. Аткинсон). Эта линия исследования привела к пониманию К.п. как направления, задачей которого является доказательство решающей роли знания в поведении субъекта (У. Найссер). Интенсивно разрабатывались также когнитивные теории эмоций (С. Шехтер), индивидуальных различий (М. Айзенк) и личности (Дж. Келли, М. Махони).

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от лат. cognitio - знание, познание)
одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии, изучающее структуру и протекание познавательных процессов человека. Возникла в США в конце 50-х гг. 20 в. как реакция на характерное для бихевиоризма отрицание роли психических процессов и их структурной организации в деятельности человека. Развитие К.п. было подготовлено работами в области гештальтпсихологии, в которых подчеркивалась роль восприятия в обучении, а также работами К. Левина и Э. Толмена, показавшими зависимость поведения человека от его субъективного представления окружающей действительности - т.н. когнитивных карт. Исследования в области К.п. во многом основывались на "компьютерной метафоре" - аналогии между преобразованием информации в вычислительном устройстве и осуществлением познавательных процессов у человека. Были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, прежде всего памяти (Р. Аткинсон). В качестве общетеоретического подхода К.п. оказывает влияние на все разделы психологии. Значительное внимание в рамках К.п. уделяется обучению. Анализу подвергаются все стороны учебного процесса - от способа предъявления материала до социально-психологических аспектов отношений учащихся в классе. С позиций К.п. эффективное обучение возможно лишь в том случае, когда новый материал, связанный с уже имеющимися знаниями и умениями, включается в существующую когнитивную структуру (Д.П. Озбел, Дж. Брунер). В качестве важного условия обучения рассматривается внутренняя мотивация, связанная с интересом учащихся к изучаемому предмету. См. также Автодидактика, Бихевиоризм

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Направление в психологии, возникшее в США в конце 50-х – начале 60-х гг. в противовес бихевиоризму. Представителями этого направления проводились исследования в области экспериментальной психологии познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и др. Одна из центральных проблем К. п. – вопрос об организации знания в памяти субъекта, в том числе о соотношении вербальных и образных компонентов в процессе запоминания и мышления, а также исследование индивидуальных различий личностей (М. Айзенк, Дж. Келли). Современная К. п. состоит из многих разделов: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития мышления и принятия решений, естественный интеллект и отчасти искусственный интеллект. Данные К. п. были использованы методистами (в первую очередь американскими) для определения стратегий овладения языком и понимания индивидуальных особенностей учащихся. В частности, были выделены следующие параметры, определяющие различия между учащимися: общие интеллектуальные способности (унаследованные и приобретенные); первичные интеллектуальные способности (скорость восприятия, способности к словесному выражению, скорость и глубина интерпретации, пространственное мышление, память); когнитивные типы учащихся; когнитивные предпочтения при сборе информации (зрительной, слуховой, сенсомоторной); когнитивные стили при организации информации (последовательный, выборочный и др.); сенсорные предпочтения (типы памяти); доминантность полушарий головного мозга (левополушарный – склонность к анализу, правополушарный – склонность к синтезу); чувствительность к окружающей среде (шуму, свету, температуре) и некоторые другие. Наиболее существенным для преподавания иностранных языков считается выделение двух когнитивных типов: контекстно-независимые учащиеся (легко анализируют материал и усваивают его с помощью таблиц, списков слов) и контекстнозависимые учащиеся (лучше усваивают материал в контексте, любят догадываться о значении слов с помощью средств наглядности). С позиции К. п. эффективность обучения во многом зависит от внутренней мотивации, интереса учащегося к изучаемому предмету.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
от лат. cognitio — знание, познание), одно из ведущих направлений совр. заруб. психологии, изучающее структуру и протекание познават. процессов человека. Возникла в США в кон. 50-х гг. 20 в. как реакция на характерное для бихевиоризма отрицание роли психич. процессов и их структурной организации в деятельности человека. Развитие К. п. было подготовлено работами в области гештальтпси-хологии, в к-рых подчеркивалась роль восприятия в обучении с учетом отношения воспринимаемых данных к уже известным, а также работами К. Левина и Э. Толмена, показавших зависимость поведения индивида от его субъективного представления окружающей действительности — личностного пространства или т. н. когнитивных карт.
Первоначально гл. задачей К. п. был анализ преобразований сенсорной информации от момента попадания на рецепторные поверхности органов чувств до осуществления ответа. Исследования во многом основывались на «компьютерной метафоре» — аналогии между преобразованиями информации в вычислит, устройстве и осуществлением познават. процессов у человека. Были выделены многочисл. структурные составляющие (блоки) познават. и исполнит, процессов, прежде всего памяти: иконическая, эхоическая, кратковременная и т. п. (Р. Аткинсон). Однако лавинообразное увеличение числа структурных моделей не привело к соответствующему росту психол. знаний и решению практич. проблем. В дальнейшем центральными стали вопросы организации знания в памяти субъекта: соотношение вербальных и образных представлений, структура естеств. семантических категорий; роль обобщенных структур опыта, т. н. схем, в реализации разл. видов моторной активности.
В качестве общетеоретич. подхода К. п. оказывает влияние на все разделы психол. науки. Так, согласно когнитивной теории личности (Дж. Келли), каждый человек создает имеющую разл. сложность и содержание систему познават. «персональных конструктов», через призму к-рых он оценивает внеш. мир, др. людей и себя. Поведение человека детерминировано его знаниями, к-рые представители К. п. обычно трактуют как информированность. Соответственно и сам человек рассматривается как активный преобразователь информации. Мотивация обычно понимается в К. п. как результат рассогласования имеющегося у субъекта опыта с восприятием актуальной ситуации. В области дифференц. психологии интенсивно развиваются исследования, центр. понятиями к-рых являются «когнитивный стиль», «когнитивная сложность».
В области возрастной и дет. психологии большинство исследований опирается на теорию Ж. Пиаже; они, как правило, носят эксперим. характер и посвящены изучению относительно частных процессов и функций. Значит. внимание в рамках
К. п. уделяется обучению. Анализу подвергаются все стороны уч. процесса — от способа предъявления материала до социально-психол. аспектов отношений учащихся в классе. В основе исследований лежит иерархически организованная система знаний учащихся, т. н. когнитивная структура. С позиций К. п. эффективное обучение возможно только тогда, когда нозый материал, связанный с уже имеющимися знаниями и умениями, включается в существующую когнитивную структуру (Д. П. Озбел, Дж. Брунер). Важным условием обучения является т. н. внутр. мотивация, связанная с познават. интересом учащихся к изучаемому предмету.
С сер. 70-х гг. К. п. подвергается критике из-за неспособности объединить разрозненные исследования на единой концептуальной основе.
Лит.: Линдсей П., Норман Д., Переработка информации у человека, пер. с англ., М., 1974; Брунер Д. С., Психология познания, пер. с англ., М., 1977; Роговин М. С., Предмет и теоретич. основы когнитивной психологии, в кн.: Заруб. иссл. по психологии познания, М., 1977; Аткинсон Р., Человеческая память и процесс обучения, пер. с англ., М., 1980; Трусов В. П., Социально-психол. иссл. когнитивных процессов, Л., 1980; Н а и с-с с p У., Познание и реальность, пер. с англ., М., 1981; Величковский Б. М., Совр. когнитивная психология, М., 1982; Б p y-сенцова Т. Н., Теория осмысленного вербального обучения, СП, 1988, № 2; С о l t h е-art M., Readings in cognitive psychology, Toronto, [1972]; С o h e n G., The psycholoKy of cognition, L. — N. Y., 1977; С l a X t o n G. (ed.), Cognitive psychology, L. — [a. o.), [1980]; Understanding cognitive Science, Chichester — Ca. o.], 1988.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Когнитивная психология сознания

Аллахвердов Виктор Михайлович
В статье рассматривается история возникновения когнитивной психологии и трудности ее самоопределения. Обсуждаются когнитивные исследования на кафедре общей психологии Санкт-Петербургского университета.
Читать PDF
512.76 кб

Революция в когнитивной психологии развития

Сергиенко Елена Алексеевна
В статье обобщены революционные изменения в когнитивной психологии развития в последние годы, затрагивающие краеугольные представления всей психологии.
Читать PDF
86.87 кб

Предисловие. Когнитивная психология на перепутье

Аллахвердов Виктор Михайлович
Читать PDF
0.00 байт

Когнитивная психология совладания с одиночеством

Крюкова Татьяна Леонидовна
Раскрывается цель, задачи, методы и результаты исследования когнитивной оценки одиночества и ее искажений у людей разного возраста и разной социальной принадлежности.
Читать PDF
0.00 байт

Когнитивная революция, или как психология стала наукой

Лобанов Александр, Радчикова Наталия
Статья содержит изложение основных этапов становления когнитивной науки, трансформацию ее предмета исследования в контексте междисциплинарного подхода.
Читать PDF
0.00 байт

Когнитивная сфера личности психологическая основа обучения

Ахметова Людмила Владимировна
В статье рассматривается психологический механизм когнитивного обучения как один из факторов обеспечения качества общего среднего образования.
Читать PDF
139.62 кб

Теоретический анализ когнитивных характеристик в психологии

Сухих А. В., Корытченкова Н. И.
Читать PDF
0.00 байт

Когнитивные предпосылки социально-психологических феноменов

Данкова Наталия Викторовна
В статье с позиции системного подхода рассматриваются когнитивные аспекты социально-психологических феноменов на примере группового феномена конформизма.
Читать PDF
403.11 кб

Методы когнитивного обучения: психолого-дидактический подход

Ахметова Людмила Владимировна
Автор предлагает к рассмотрению эффективные методы когнитивного обучения, реализуемые в условиях психолого-дидактического подхода.
Читать PDF
0.00 байт

Изучение профессионального я личности в когнитивной психологии

Агапов В. С.
На современном этапе развития акмеологии становится очевидна значимость изучения профессионального Я и самости будущих специалистов, с чем связаны сложные эпистемологические, теоретико-философские и методологические вопросы междис
Читать PDF
237.84 кб

О логических и когнитивно-психологических корнях консерватизма

Караваев Эдуард Федорович, Осипов Игорь Дмитриевич
Данная статья является продолжением ранее начатой одним из авторов работы и нацелена на более полную и многостороннюю характеристику сущности консерватизма в мышлении.
Читать PDF
216.39 кб

РОЛЬ КОГНИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ

Яковлев Борис Петрович, Прибега Антон Владимирович
Когнитивная психология современное направление, раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческой психики.
Читать PDF
385.57 кб

Психолого-педагогические аспекты когнитивной мобильности личности

Солоненко В. А.
Статья актуальна для повышения качества профессионального образования.
Читать PDF
981.37 кб

Актуальные проблемы когнитивной психологии при проведении допроса

Болатханова Кристина Руслановна
В статье анализируются актуальные проблемы при проведении допроса с использованием методов когнитивной психологии.
Читать PDF
627.24 кб

Философское осмысление теории восприятия в когнитивной психологии

Семёнова Валерия Валерьевна
В статье рассмотрены проблемы философского осмысления теории восприятия в когнитивной психологии как способа образования абстракций. Изложены основные проблемы применительно к когнитивной психологии.