Классно-урочная система

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Классно-урочная система
обоснованная в середине XVII в. Я.А. Коменским организация учебного процесса, когда педагог работает с постоянным составомпримерно одинаковых по возрасту и подготовке учащихся в ограниченные по времени отрезки (уроки).

Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.

Классно-урочная система
организация учебных занятий в образовательном учреждении, при которой обучение проводится фронтально в классах с постоянным составом учащихся по действующему в течение определенного промежутка времени расписанию, а основной формой занятий является урок.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

Классно-урочная система
организация учебного процесса, при которой основной формой обучения является урок, проводимый с постоянным составом учащихся (классом), по твердому расписанию в течение строго ограниченного отрезка времени (30-45 мин.) в определенном месте (учебном кабинете, лаборатории и т.д.).

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Классно-урочная система
организация учебного процесса, при которой учащиеся группируются в отдельные классы в соответствии с возрастом и уровнем знаний. Основной формой обучения является урок. Содержание обучения в каждом классе определяется учебными планами и программами. Уроки проводятся по расписанию, составленному на основе учебных планов.

Источник: Основные понятия. Педагогические технологии

Классно-урочная система
такая организация обучения, которая строится на строгом распределении учащихся по классам или учебным группам и проведении с ними занятий в форме уроков. С XVI века и до настоящего времени классно-урочная система является господствующей в организации обучения. Однако, в педагогике все активнее идет поиск иных, менее заорганизованных форм организации обучения, позволяющих более глубоко дифференцировать и индивидуализировать всю систему образования в целом.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА
форма обучения, предусматривающая работу педагога с группами учащихся установленного и постоянного состава (классами). В течение академического часа, именуемого уроком, педагог осуществляет контроль освоения предыдущего материала, сообщает новые знания и проверяет их закрепление. Классно-урочная система на сегодня является наиболее устойчивой системой организации обучения; в современных условиях классно-урочная система совершенствуется и трансформируется в классно-кабинетную.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА
наиболее ранняя в истории просвещения система коллективного обучения. Творцом считается Я.А. Коменский, хотя действительным инициатором был Джон Сил, в 1374 г. ректор школы в м. Цволле (Голландия). В этой начальной школе он ввел деление учащихся на классы. В 1537 – 1582 гг. КУС развивал Я. Штурм – ректор школы в Страсбурге, где поделил учащихся на десять классов, ввел работу по программам в каждом и строгие педагогические принципы. Наиболее полное выражение система нашла у Я.А. Коменского (1632 г.). Существо этой системы состоит в разделении учащихся на классы, реализующие соответствующие программы обучения. Программа изучения каждого предмета состояла из разделов, а эти последние делились на темы, прорабатываемые на 40-50-минутных уроках. Этой работой руководит учитель, он же оценивает успехи ученика и решает вопрос о его переводе в следующий класс. Классно-урочная система выдержала испытание жизнью в течение нескольких столетий и несмотря на острую критику сохраняется до настоящего времени почти во всем мире. Положительные качества: простая организационная структура, экономичность, простота управления. Негативные моменты: недостаточный учет индивидуальных различий, строгая организационная структура, затрудняющая поддержание связи школы с жизнью, чрезмерное влияние на вопросы выдачи свидетельств и аттестатов в ущерб саморазвитию, самовыражению обучаемых.

Источник: Учебное пособие «Педагогический словарь по темам»

КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА
обучения – организация учебного процесса, при которой учащиеся группируются в отдельные классы в соответствии с возрастом и уровнем знаний. Основной формой обучения является урок. Содержание обучения в каждом классе определяется учебными планами и программами. Уроки проводятся по твердому расписанию, составленному на основе учебного плана. Местом проведения уроков служат классные комнаты, учебные кабинеты, мастерские, учебно-опытные участки.
Для учащихся предназначаются кабинеты по каждому из учебных предметов, оснащенные необходимым оборудованием и техническими средствами. Занятия по труду проводятся в мастерских и на учебно-опытном участке, занятия физкультурой – в спортзале и на спортплощадке, уроки биологии и географии могут проводиться также на географической площадке и пришкольном участке.
Исторически К.-у.с. обучения пришла на смену индивидуальной и индивидуально- групповой системам, не обеспечивавшим охвата большого числа учащихся. Утверждение К.-у.с. относят к деятельности Страсбургской школы И. Штурма (1538), которая имела отдельные классы, обучение проводилось на основе твердого учебного плана, чередования обучения и отдыха. К.-у.с. была принята также в иезуитских школах и коллегиумах. В 20–30-х гг. XVI в. К.-у. с. применялась в общедоступных начальных школах Чехии, Польши, Венгрии, Литвы, Саксонии, Брауншвейга, Гольштейна.
Теоретическое обоснование К.-у.с. обучения дал Я.А. Коменский. В XVI в. К.-у.с. применялась в братских школах; во второй половине XVIII в. широко распространилась в школах России. В «Руководстве учителям первого и второго классов народных училищ» (1782) и Уставе народных училищ 1786 г. К.-у.с. рассматривалась как основная организационная форма учебной работы.
Развитие К.-у.с. в России в XIX в. связано, главным образом, с трудами К.Д. Ушинского.
В первые годы советской власти обучение в средних школах строилось на основе К.- у.с. В 20-е гг. распространились такие формы организации обучения, как Дальтон- план, метод проектов и др. В дальнейшем увлечение этими методами обучения было осуждено как «легкомысленное методическое прожектерство» (постановления ЦК ВКП(б) от 25 августа 1931 г. и 25 августа 1932 г.). Основной формой организации учебной работы в начальной и средней школе был признан урок. При этом указывалось, что «должны быть всячески развиваемы коллективные формы учебной работы», однако не предусматривалась организация постоянных и обязательных бригад.
В качестве достоинства К.-у.с. отмечаются: организационная упорядоченность системы обучения и руководства ею, систематический и последовательный характер овладения содержанием образования; своеобразное соревнование между учащимися при коллективном характере обучения на уроке. Изучение материала осуществляется планомерно, со сменой видов деятельности. Более трудные уроки чередуются с более легкими всоответствии с требованиями школьной гигиены. С К.-у.с. связана система предметного обучения, предоставляющая учителям возможность специализации.
В 20-х гг. К.-у.с. подвергалась резкой критике. Несостоятельность этой системы обосновывалась в разных аспектах: психологическом, педагогическом, социальном. В частности, с точки зрения психологической подчеркивалось, что классно-урочная система не учитывает возрастных особенностей учащихся, которые вынуждены быстро переключать внимание с одного предмета на другой, не могут полностью раскрыть свою индивидуальную одаренность. Например, П.П. Блонский писал: «... Уроки чередуются с неизменной последовательностью по расписанию, составленному на полугодие или даже на целый год. На одном уроке занимаются одним вопросом, изучают один «предмет», а на следующем – уже другой «предмет» и другие вопросы, ничего общего не имеющие с предыдущими. Предметы прерывают работу учащихся, уроки растерзывают их внимание».
В педагогическом плане недостатками К.-у.с. считались нарушения педагогических требований к организации обучения: работа дробилась на мелкие части, учащиеся не видели ни цели работы, ни ее перспектив. С точки зрения социальной классно-урочная система подвергалась критике за то, что она всей своей конструкцией ориентирована на воспитание у учащихся пассивного подчинения авторитету, некритичности мысли.
Вместе с тем ориентировка К.-у.с. на среднего ученика создает трудности для слабых и задерживает развитие способностей более сильных учащихся. Идейно-эмоциональное воздействие учителя на коллектив учащихся при К.-у.с. приобретает однообразный, неиндивидуализированный характер. К числу недостатков К.-у.с. относятся также необходимость повторного обучения учащихся, не успевающих по одному-двум предметам; невозможность «досрочного» изучения материала способными учащимися и перевода их в следующий класс; ограниченные возможности организации коллективных форм учебной работы. Недостатком также является, как правило, стандартное построение урока от первого до последнего класса, что вызывает у учащихся неудовлетворенность излишней регламентацией, задерживает развитие их самостоятельности. Но этот недостаток не является обязательным следствием К.-у.с., а во многом зависит от учителя.
Определенные неудобства вызывает К.-у.с. при осуществлении трудового обучения учащихся.
Творческие поиски ученых-педагогов и учительских коллективов направлены на совершенствование К.-у.с. обучения, на поиски новых, оптимальных организационных форм обучения, содействующих активизации умственной деятельности школьников, развитию их самостоятельности, осуществлению индивидуального подхода к учащимся; экспериментально проверяются различные формы проведения факультативных и внеурочных занятий, интегрированных уроков.
Лит.: Стрезикозин В.П. Организация процесса обучения в школе. – М., 1964; Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. – М., 1971; Дидактика средней школы. – М., 1982; Дидактика современной школы / Под ред. В.А. Онищука. – К., 1987; Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. – М., 1989.
Г.И. Ибрагимов, М.Н. Скаткин

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
211.40 кб

Решение фундаментального противоречия классно-урочной системы

Гин Анатолий Александрович
Классно-урочной системе массового образования присуще противоречие каждый ученик приходит в класс со своим интересом, но учитель не учитывает эти интересы и обучает всех одинаково.
Читать PDF
760.16 кб

К вопросу об использовании ДОТ в классно-урочной системе в школе

Симанова Н.А.
Читать PDF
397.98 кб

Инновации и перспективы классно-урочной системы в России и за рубежом

Джуринский Александр Наумович
В статье проанализированы теоретические подходы к инновациям в общеобразовательной школе в России и на Западе, а также попытки внедрения аналогичных проектов при модернизации классно-урочной системы.

Похожие термины:

  • КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА обучения

    организация учебного процесса, при которой учащиеся группируются в отдельные классы в соответствии с возрастом и уровнем знаний. Основной формой обучения является урок. Возникла в XVI в. на террито