Классификатор специальностей среднего профессионального образования
КЛАССИФИКАТОР СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
систематизированный перечень направлений (классифицированных по областям знаний) и специальностей (классифицированных по группам родственных специальностей) подготовки специалистов среднего профессионального образования.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
КЛАССИФИКАТОР СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
систематизированный перечень специальностей (классифицированных по группам родственных специальностей) подготовки специалистов со средним профессиональным образованием. Группы специальностей и специальности в Классификаторе кодируются с использованием четырехзначного цифрового кода, в котором символы 1-2 кодируют группы специальностей, символы 3-4 – специальности внутри групп специальностей. Например: 0300 – образование; 0313 – дошкольное образование.
Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.
КЛАССИФИКАТОР СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
совокупность всех специальностей среднего профессионального образования, которая отражаетпотребности экономики в подготовке специалистов, носит нормативный характер, используется для планирования и учета подготовки специалистов среднего звена, является основой для разработки содержания обучения по отдельным специальностям и группам специальностей.
Новый Классификатор специальностей среднего профессионального образования (К.с. СПО) введен приказом Государственного комитета РФ по высшему образованию № 623 от
24.06.94 и позволяет осуществлять подготовку широко образованных специалистов среднего звена по 257 специальностям. В него включены новые специальности, отражающие рыночные отношения в экономике страны: «Домашнее образование», «Домоведение», «Экспертиза качества потребительских товаров» и др. К.с. СПО насчитывает 34 профессиональные группы специальностей и составлен по отраслевому принципу в отличие от предыдущего. Старый Перечень специальностей средних специальных учебных заведений строился по принципу замкнутого цикла технологических процессов (например, поиск, разведка и разработка месторождений полезных ископаемых, их переработка, производство средств производства и средств потребления) и насчитывал 297 специальностей. В основу разработки Классификатора, как и предыдущего Перечня специальностей ССУЗ, положен функционально-деятельностный принцип, по которому функции специалиста на объектах труда осуществляются посредством их деятельности в условиях производства. Такой подход предполагает, что полученные специалистами фундаментальные знания и умения могут быть использованы ими в новых или изменяющихся условиях производства, что обеспечивает возможность опережающего образования в рыночных условиях.
Обозначенные в К.с. СПО специальности не отрицают, а предполагают расширение в них принципа специализаций, что особенно важно для развития системы заказа на специалиста как для отрасли, так и для отдельного предприятия или фирмы.
Начинается К.с. СПО с групп, содержание которых сформировано из специальностей экономико-правового и гуманитарного направлений подготовки специалистов.
Предыдущие перечни специальностей (1971, 1973, 1979, 1984) пересматривались постоянно в сторону увеличения количества специальностей, подготовка специалистов по которым открывалась под потребности отдельных министерств и ведомств. Так, с 1975 по 1985 г. была организована подготовка специалистов почти по 30 новым направлениям развития техники и технологии. До ноября 1987 г. в системе среднего специального образования насчитывалось более 500 специальностей, объединенных в 21 группу. Перечень специальностей 1988 г. состоял из 33 профессиональных групп, объединяющих 197 специальностей. Таким образом, общее количество специальностей было сокращено на 225, а количество групп специальностей увеличено на 12. Новый К.с. СПО уменьшил количество специальностей еще на 40, а групп специальностей увеличил на 1. Количественные изменения позволили новые специальности сделать более «емкими», расширив возможный диапазон их использования.
Т.Ю. Ломакина
Новый Классификатор специальностей среднего профессионального образования (К.с. СПО) введен приказом Государственного комитета РФ по высшему образованию № 623 от
24.06.94 и позволяет осуществлять подготовку широко образованных специалистов среднего звена по 257 специальностям. В него включены новые специальности, отражающие рыночные отношения в экономике страны: «Домашнее образование», «Домоведение», «Экспертиза качества потребительских товаров» и др. К.с. СПО насчитывает 34 профессиональные группы специальностей и составлен по отраслевому принципу в отличие от предыдущего. Старый Перечень специальностей средних специальных учебных заведений строился по принципу замкнутого цикла технологических процессов (например, поиск, разведка и разработка месторождений полезных ископаемых, их переработка, производство средств производства и средств потребления) и насчитывал 297 специальностей. В основу разработки Классификатора, как и предыдущего Перечня специальностей ССУЗ, положен функционально-деятельностный принцип, по которому функции специалиста на объектах труда осуществляются посредством их деятельности в условиях производства. Такой подход предполагает, что полученные специалистами фундаментальные знания и умения могут быть использованы ими в новых или изменяющихся условиях производства, что обеспечивает возможность опережающего образования в рыночных условиях.
Обозначенные в К.с. СПО специальности не отрицают, а предполагают расширение в них принципа специализаций, что особенно важно для развития системы заказа на специалиста как для отрасли, так и для отдельного предприятия или фирмы.
Начинается К.с. СПО с групп, содержание которых сформировано из специальностей экономико-правового и гуманитарного направлений подготовки специалистов.
Предыдущие перечни специальностей (1971, 1973, 1979, 1984) пересматривались постоянно в сторону увеличения количества специальностей, подготовка специалистов по которым открывалась под потребности отдельных министерств и ведомств. Так, с 1975 по 1985 г. была организована подготовка специалистов почти по 30 новым направлениям развития техники и технологии. До ноября 1987 г. в системе среднего специального образования насчитывалось более 500 специальностей, объединенных в 21 группу. Перечень специальностей 1988 г. состоял из 33 профессиональных групп, объединяющих 197 специальностей. Таким образом, общее количество специальностей было сокращено на 225, а количество групп специальностей увеличено на 12. Новый К.с. СПО уменьшил количество специальностей еще на 40, а групп специальностей увеличил на 1. Количественные изменения позволили новые специальности сделать более «емкими», расширив возможный диапазон их использования.
Т.Ю. Ломакина
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.