КЛАПАРЕД ЭДУАР

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

КЛАПАРЕД (Claparеde) ЭДУАР (1873-1940)
швейцарский психолог, профессор Женевского университета (1908). Один из основателей педагогического института им. Ж.Ж. Руссо в Женеве (1912) и журнала "Архивы психологии" (1902). Продолжатель традиций французской школы эмпирической психологии. Автор трудов, посвященных связи психологии с клинической и педагогической практикой, вопросам профориентации и др. Известность получила выдвинутая К. теория игры ребенка, близкая к биологической концепции К. Гроса, но с большей опорой на психологическое содержание (например, в оценке потребностей).

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

КЛАПАРЕД Эдуар
24.3. 1873, Женева, — 29.9.1940, там же), швейц. психолог, проф. Женевского ун-та (с 1908). Один из основателей пед, ин-та им. Ж. Ж. Руссо в Женеве (1912) и журн. «Archives de Psychologie» («Архивы психологии», 1902). Продолжатель традиций франц. школы эмпирич. психологии (Т. Рибо, П. Жане, А. Бинеи др.). К. утверждал активность сознания, выделяя в поведении роль интересов, мотивов и потребностей. В работах, посвященных связи психологии с клинич. и пед. практикой, К. показал важность знания психологии и для успешного воспитат. воздействия на характер, волю и др. стороны личности, и для организации процесса обучения. К. ввел в пед. практику метод т. н. мышления вслух, при к-ром ученик, решая сложную для себя задачу, рассказывает о ходе поисков решения. К. занимался вопросами профориентации, предостерегая против излишнего доверия тестам при прогнозировании результатов обучения. Уделяя большое внимание изучению психики ребенка, К. выдвинул ряд важных идей о качественно разных уровнях в онтогенезе процесса обобщения, о соотношении осознания различий и осознания сходства и др. Эти идеи оказали Значит. влияние на совр. заруб. гене-тич. психологию, в частности на теорию Ж. Пиаже. Известность получила выдвинутая К. теория игры ребенка, близкая к биол. концепции К. Гроса, но с большей опорой на психол. содержание (напр., в оценке потребностей).
Соч.: Lassociation des idees, Р., 1903; Leducation fonctionnelle, Nchat. — Р., П931]; Le sentiment dinferiorite chez lenfant. Cahi-ers de pedagogie experimentale et de Psychologie de lenfant, Gen., 1934; в рус. пер. — Психология ребенка и эксперим. педагогика, СПБ, 1911; Проф. ориентация, ее проблемы и методы, М., 1925; Как определять умственные способности школьников, Л., 1927.
Лит.: Eduard Claparede, Gen, 1941; Lerner E., Eduard Claparede. 1873—1940, »American Journal of Psychology», 1941, v. 54, № 2. M. С. Роговин.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия