КЯЙС Йоханнес

Найдено 1 определение
КЯЙС Йоханнес
14(26).12.1885, дер. Роема, ныне в Пылваском уезде Эстонии, — 29.6.1950, Тромои, похоронен в пос. Пылва], эст. педагог, засл. учитель Эст. ССР (1945). В 1917 окончил Петрогр. ун-т. Работал учителем в гор. уч-щах в Латвии (1903—12), в рижской Александровской гимназии (1912—17). С нояб. 1917 преподавал в Вологодском учительском ин-те и Псковском ин-те нар. образования. С 1920 работал в Эстонии: директор Выруской учительской семинарии (1921—30), ученый секретарь Эст. учительского союза (1931—40). Выступал с позиций — «нового воспитания», особо подчеркивал идеи активности учащихся в уч. работе. Разработал методику естествознания и краеведения («Естествознание в нач. школе», ч. 1—3, 1927—30), методику индивидуальных письм. заданий для самостоят. работы учащихся («Самостоят. работа и индивидуальный метод», 1935), нек-рые проблемы комплексного обучения в нач. школе («Новые пути в нач. обучении», ч. 1—4, 1931—37). С 1940 работал в Наркомате просвещения Эст. ССР. Во время фаш. оккупации (1941—44) был арестован. После 1944 руководил метод. сектором Наркомата (с 1946 Мин-ва) просвещения Эст. ССР, возглавив работу по созданию учебников для эст. сов. школы. Составил (1945) учебники родного яз. для 1-го кл., подготовил «Методику естествознания» и кн. «Основы и пути обучения» (рукописи). Ред. журн.«Нбикхаисие Kool» («Сов. школа», 1940—41 и 1945—50). Публикация «Избранных трудов» (1946) вызвала не-. справедливую критику со стороны парт, органов за «пропаганду» принципов и методов обучения, официально осужденных в СССР в 30-х гг. Наследие К. изучается с нач. 80-х гг. в ряде аспектов, в т. ч. как теоретич. обоснование проблемного обучения.
Лит.: Жизнь, посвященная школе. Йоханнес Кяйс. (1885—1950). Сб. ст., сост. Ф. Эйзен, Тал., 1985 (на эст. яз.); Унт И. Э., Дальнейшее развитие дидактич. идей И. Кяйса в Сов. Эстонии, в кн.: Сов. педагогика и школа, в. 12. Из истории нар. образования Прибалтики, Тарту, 1977.
А. Эланго.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия