Кибернетика

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Кибернетика
отгреч. kybernetike - искусство управления) - наука об управлении, связи и переработке информации.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

КИБЕРНЕТИКА
наука об управлении сложными динамическими системами, способными воспринимать, хранить и перерабатывать информацию и использовать ее для управления; общая теория управления.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

Кибернетика
[гр. kybernētikē – искусство управления] – наука об общих законах получения, хранения, передачи и переработки информации, наука об управлении. Кибернетический подход эффективен в экологических и валеологических исследованиях.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

КИБЕРНЕТИКА
от греч. kyberneuke — искусство управления) — наука об общих закономерностях процессов управления и связи в организованных системах (в машинах, живых организмах и обществе). Кибернетика получила самое широкое распространение в последней трети 20 в. и сейчас находит широкое применение также в биологии и социологии. Отец кибернетики и создатель термина (1947) американский ученый Норберт Винер показал, что человеческий мозг действует наподобие электронных вычислительных машин с двоичной системой счисления.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

КИБЕРНЕТИКА
наука, занимающаяся разработкой общих принципов создания систем управления и систем автоматизации умственного труда. Основными объектами исследования являются кибернетические системы, рассматриваемые абстрактно, вне зависимости от их материальной природы. В число дисциплин, изучаемых кибернетикой, входят: теория информации, теория алгоритмов, теория автоматов, исследование операций, теория оптимального управления, теория распознавания образцов. Отец кибернетики и создатель термина (1947) американский ученый Норберт Винер показал, что человеческий мозг действует наподобие электронных вычислительных машин с двоичной системой счисления.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

КИБЕРНЕТИКА
(от греч. kybernētikē – искусство управления). Наука об управлении, связи и переработке информации в так называемых кибернетических системах (например, информационных сетях, ЭВМ и др.). Возникновение К. как самостоятельной науки связывают с именем Н. Винера, назвавшего (1948) К. наукой об управлении и связи в живом организме и машине. Процессы и системы, изучаемые К., имеют ряд черт, присущих также деятельности и поведению человека. По этой причине обучение и воспитание могут рассматриваться как регулирование и развитие личности учащихся путем целенаправленного управления их деятельностью и поведением. Идеи К. получили распространение в педагогике в 60-е гг. в связи с возникновением программированного обучения, цель которого состоит в оптимизации управления процессом обучения.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

КИБЕРНЕТИКА
(гр. kybernētikē – искусство управления) – наука о процессах управления в сложных динамических системах, об общих принципах управления, понимаемого как организация целенаправленного действия путем переработки информации; о способах создания, раскрытия, строения и тождественного преобразования алгоритмов, описывающих процессы управления, протекающие в действительности. Теоретическое ядро кибернетики составляют теории информации, алгоритмов, оптимального управления, распознавания образов. Развитие методов математико-машинного моделирования ставит кибернетику в особое положение по отношению к другим наукам. Используя новый метод исследования на основе управляющих систем, кибернетика создает и новый предмет исследования – математический эксперимент на базе ЭВМ, который применяется в других науках независимо от специфики изучаемого объекта. Широкое применение методы кибернетики находят в решении задач планирования социального развития, в описании моделей глобального и локального развития и т. п.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

КИБЕРНЕТИКА
(греч. kybernetike – искусство управления) – наука об общих чертах процессов и систем управления в технических устройствах, живых организмах и человеческих организациях. Впервые принципы К. изложены в работах американского математика Н. Винера. Возникновение К. было подготовлено рядом технических и естественнонаучных достижений в области теории автоматического регулирования;радиоэлектроники, позволившей сконструировать их взаимосвязи, алгоритмов их работы и с возможностью синтезировать из этих элементов системы управления. Одной из центральных проблем К. является вопрос о структуре самоорганизующихся (самонастраивающихся) систем. Так называются сложные системы из иерархически взаимодействующих подсистем, обладающие способностью к устойчивому сохранению или достижению некоторых состояний (или характеристик своих состояний) в условиях воздействия внешних факторов, нарушающих эти состояния или мешающих их достижению. Наиболее совершенные из самоорганизующихся систем сформированы эволюционным процессом в живой природе. Поэтому К. использует аналогию между функциями управления в живых организмах и технических устройствах. Значение К. в настоящее время обнаруживается прежде всего в свете тех возможностей, которые она открывает для автоматизации производства и всех видов формализуемого умственного труда человека, для исследования методом моделирования биологических систем управления и регуляции (гормональных, нервных и т.д.), для создания новых типов аппаратуры.
Перспективно также применение метода К. к исследованию экономики, политики и других областей организованной человеческой деятельности. Такая широта охвата методами К. объектов самой различной природы имеет под собой объективное основание в наличии некоторой общности функций и структур у живых организмов и искусственных устройств, поддающихся математическому описанию и исследованию. Будучи в этом смысле синтетической дисциплиной, К. являет собой пример нового типа взаимодействия наук и дает материал для философских обобщений в области учения о формах движения материи, теории отражения и классификации наук. Развитие К. вызвало обсуждение целого ряда общих методологических проблем – о соответствии мышления человека и действий кибернетических машин, о природе информации и связи ее с физическим понятием энтропии, о сущности того, что называется организованным, целесообразным, живым и др., носящих философский характер.
Одним из основных понятий К. является понятие прямой и обратной связи, характеризующее функционирование и развитие систем управления (регулирования) в живой природе, обществе и технике. Если прямая связь есть передача управляющих сигналов от управляющего устройства к управляемому объекту, то обратная связь – передача управляющему устройству информации о результатах управления. Прямая и обратная связи образуют замкнутый контур циркуляции информации в системе управления, представляя собой механизм устранения рассогласования между целью и результатом управления.
В настоящее время в педагогике можно выделить два направления использования достижений К.: К. как инструмент исследования и совершенствования учебно- воспитательного процесса и К. как объект изучения.
Использование кибернетического подхода как инструмента в педагогических исследованиях объясняется тем, что любая педагогическая система относится, как правило к классу сложных самоорганизующихся систем, которые не могут быть описаны только при помощи известных законов и теорий. Процессы, протекающие в таких системах, не поддаются полному объяснению даже с помощью вероятностных закономерностей, так как подвержены воздействию множества развивающихся факторов. Поэтому педагогические системы могут быть отнесены к так называемым диффузным (плохо организованным) системам. В соответствии с макроподходом весь комплекс субъектов и объектов педагогических взаимодействий и информационных потоков между ними представляется в виде некоторой обучающейся системы, т.е. системы, способной на основе воспринятой ею информации улучшать свои характеристики в отношении целесообразного воздействия на окружающий мир и в отношении реагирования на внешние воздействия. Под обучением в этом случае следует понимать процесс работы обучающейся системы, ведущий к количественному и качественному изменению ее существенных характеристик на основе полученной системой начальной информации.
Последнее позволяет системе затем так воспринимать и обрабатывать рабочую информацию, что это ведет к ее целесообразному функционированию в различных условиях.
В обучающейся системе различают управляющий и управляемый объекты системы. Управляемыми объектами являются либо один учащийся, либо группа учащихся. Управляющими объектами могут быть любые материальные носители учебной информации: педагог, обучающая машина, книга и т.д. Главное значение для эффективного протекания педагогического процесса имеет познавательная деятельность учащегося илигруппы учащихся. Роль управляющего объекта окажется эффективной в том случае, если его воздействия будут соответствовать объективной природе познавательной деятельности учащегося.
В качестве ведущего метода исследования информационных потоков в сложных иерархических системах используется моделирование. Модель – это формальная фиксация тех особенностей системы, которые важны для ее изучения. Модели подразделяются на вербальные (словесные), натурные (макеты) и знаковые (математические). В педагогике обычно используются вербальные модели. Модель, в которой хотя бы часть информации не фиксирована, называется общей. Модель, наполненная информацией до уровня соответствия единичной реальной системе или ситуации, называется частной (конкретной).
На основании общей модели строится частная модель обучения по конкретной профессии, которая, как правило, включает в себя 5 локальных моделей:
1) профессиональной деятельности;
2) специалиста;
3) учащегося;
4) содержания обучения;
5) управления учебно-познавательной деятельностью.
Первой разрабатывается модель профессиональной деятельности. Для этого в трудовой деятельности данного специалиста выделяются характерные производственные ситуации, обусловленные последовательностью элементов технологического процесса, режимами работы оборудования, выполняемыми трудовыми действиями. На основании модели профессиональной деятельности строится модель специалиста, в которой определяется набор знаний, навыков, умений и профессионально значимых качеств личности, необходимых специалисту для выполнения его профессиональных обязанностей.
Нормативным выражением модели специалиста является его квалификационная характеристика.
Далее при построении модели учащегося определяется исходный уровень его обученности. На основании моделей специалиста и учащегося строится модель содержания обучения, в которой дается описание того объема знаний, навыков и умений, который необходимо передать учащемуся для достижения им уровня обученности специалиста. Нормативным эквивалентом модели содержания обучения является стандарт на образование специалистов данного профиля.
Таким образом, в соответствии с кибернетическим принципом макроподхода определяются входные и выходные переменные объекта управления – учащегося, т.е. осуществляется идентификация объекта управления.
Следующим шагом является синтез системы управления – разработка модели управления учебно-познавательной деятельностью. В модель управления учебно-познавательной деятельностью входит описание набора умственных действий, необходимых для успешного усвоения содержания обучения; определение возможных отклонений от нормативного решения дидактических задач; набор диагностических средств и т.д.
Модель содержания обучения и модель управления учебно-познавательной деятельностью являются основой для разработки педагогической технологии – оптимального алгоритма управления учебно-воспитательным процессом, целью которого является приведение выходного сигнала объекта управления (текущий уровень обученности) в соответствие с заданным критерием управления – уровнем обученности специалиста.
В качестве самостоятельной учебной дисциплины К. может быть представлена в виде своего частного приложения – теории автоматического управления и регулирования при обучении будущих специалистов в области промышленной автоматики, например наладчиков станков с ЧПУ, аппаратчиков химических и нефтехимических производств и т.д. Так, в программу обучения наладчиков станков с ЧПУ включен предмет «Устройство и наладка станков с ЧПУ», где подробно изучаются принципы и устройства автоматического управления металлорежущими станками и промышленными роботами.
Некоторые частные понятия и закономерности К. могут быть фрагментарно представлены в различных специальных дисциплинах. Например, в програму обучения радиомехаников по ремонту бытовой техники включен курс «Ремонт бытовых цветных черно-белых телевизоров», где рассматриваются важнейшие для К. принципы отрицательной и положительной обратной связи при изучении электрических схем усилителей напряжения и генераторов электрического тока.
Кибернетический подход может быть использован как мощный инструмент при преподавании учебных предметов, предназначенных для изучения функционирования и эволюции любых организованных систем – биологических, общественных и социальных, т.е. для преподавания биологии, истории, социологии, политологии и других учебных дисциплин.
Лит.: Берг А.И. Кибернетика – наука об оптимальном управлении. – М., 1964; Беспалько В.Г. Программированное обучение: Дидактические основы. – М., 1970; Винер Н. Кибернетика. – М., 1958; Леднев В.С. Содержание образования. – М., 1989; Проблемы методологии и методики исследования профессионального обучения в профтехучилищах / Под ред А.П. Беляевой. – М., 1992; Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – М., 1987.
А.Ю. Иванов, В.Г. Пархоменко

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
436.22 кб

Кибернетика - предшественница информатики

Памяти А.И. Берга, Крайзмера Л. П.
Аксель Иванович Берг (1893-1979) - действительный член АН СССР, Герой Социалистического Труда, один из крупнейших разносторонних ученых.
Читать PDF
164.97 кб

Концепция развивающего обучения Л. С. Выготского, педагогика сотрудничества и кибернетика

Фирстов В. Е.
В статье проектируется и исследуется кибернетическая модель обучения в диалоге на основе активизации «зон ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому) и педагогики сотрудничества.
Читать PDF
321.47 кб

Факультет «Кибернетика» Тульского государственного университета (к 50-летию со дня основания)

Карпов Вячеслав Сергеевич, Сычугов Алексей Алексеевич
Читать PDF
115.04 кб

Мониторинг качества профессионального образования с позиций кибернетики и системного анализа

Пермяков О. Е.
Представлены закономерности, принципы и свойства, которые присущи институциональным системам профессионального образования.
Читать PDF
209.28 кб

Кафедре экономической кибернетики Ростовского государственного университета 35 лет.

Рунова Л. П.
Читать PDF
2.40 мб

Об одной ветви Томской кибернетики

Евтушенко Нина Владимировна
Читать PDF
76.12 кб

50 лет секции кибернетики Дома ученых РАН им. М. Горького

Игнатьев М. Б., Волкова В. Н.
Читать PDF
387.64 кб

Факультет прикладной математики и кибернетики

Горцев Александр Михайлович
Читать PDF
271.88 кб

БГУЭП готов к информационному обществу: факультет экономической кибернетики

Амбросов Николай Владимирович
Исследована роль информационных технологий в развитии экономических процессов. Проведен анализ образовательной деятельности факультета экономической кибернетики Байкальского государственного университета экономики и права.
Читать PDF
1.37 мб

О ходе реализации приоритетного национального проекта «Образование» на кафедре кибернетики и мехатро

Пупков К. А., Софронова Е. А.
В статье приведены результаты реализации приоритетного национального проекта «Образование» на кафедре кибернетики и мехатроники Российского университета дружбы народов по следующим направлениям: повышение квалификации и стажировки
Читать PDF
1.44 мб

Факультет радиотехники и кибернетики: основные направления развития

Гаричев С. Н.
Рассматриваются основные направления развития факультета на ближайшую перспективу: организация высокого качества приёма на факультет, развитие системы базовой подготовки в магистратуре, реорганизация деятельности факультетских каф
Читать PDF
743.27 кб

Образовательный портал факультета вычислительной математики и кибернетики ННГУ им. Н. И. Лобачевског

Гергель Виктор Павлович, Борисов Николай Анатольевич, Карпенко Сергей Николаевич, Кузенкова Галина Владимировна, Шестакова Наталья Валерьевна
В работе рассматривается опыт применения дистанционных образовательных технологий с использованием технологий Microsoft SharePoint в учебном процессе факультета вычислительной математики и кибернетики (ВМК) Нижегородского государс
Читать PDF
0.00 байт

Информационно-образовательный ресурс по курсу «Методы кибернетики. Оптимизация эксперимента в химиче

Раевская Наталия Валентиновна, Гусева Елена Владимировна
В данной статье рассмотрен информационно-образовательный ресурс по курсу «Методы кибернетики.
Читать PDF
0.00 байт

Истоки создания факультета технической кибернетики

Бабко Леонид Васильевич, Мелехин Виктор Федорович
Рассмотрены истоки зарождения новых направлений кибернетики, вычислительной техники и информатики на трех факультетах Ленинградского политехнического института, начало формирования соответствующих научных школ и научно-преподавате
Читать PDF
0.00 байт

Факультет технической кибернетики Санкт-Петербургского государственного технического университета

Сениченков Юрий Борисович
Статья посвящена вопросам подготовки абитуриентов.

Похожие термины:

  • КИБЕРНЕТИКА И ПЕДАГОГИКА

    Кибернетика - наука об управлении сложными динамическими системами, способными воспринимать, хранить и перерабатывать информацию и использовать ее для управления. Процессы и системы, изучаемые к
  • КИБЕРНЕТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

    область педагогического знания, исследующая закономерности функционирования кибернетических систем в педагогическом процессе. Важнейшие вопросы изучения: цели, пределы (ограничения) и последст
  • Педагогика информационно-кибернетическая

    педагогика, разрабатывающая вопросы управления информационными потоками в современном образовании и введения ребенка в мир информации.
  • Кибернетическая концепция обучения

    рассматривает обучение как процесс передачи и переработки информации.
  • КИБЕРНЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ

    Обучение иностранному языку, построенное на принципах программированного обучения.