КИБЕРНЕТИКА И ПЕДАГОГИКА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

КИБЕРНЕТИКА И ПЕДАГОГИКА
Кибернетика - наука об управлении сложными динамическими системами, способными воспринимать, хранить и перерабатывать информацию и использовать ее для управления. Процессы и системы, изучаемые кибернетикой, имеют ряд черт, присущих также деятельности и поведению человека. В частности, обучение и воспитание могут рассматриваться как регулирование развития личности учащихся путем целенаправленного управления их деятельностью и поведением. В кибернетике различают 2 типа управления. При цикличном управлении управляющая система получает сведения о ходе процесса и может оказывать воздействие на его течение, т.е. осуществляется обратная связь и коррекция. При разомкнутом управлении обратная связь и коррекция отсутствуют. Эффективность процесса обучения, имеющего вероятностный характер, обеспечивается лишь цикличным управлением. Оно предполагает разработку 2 видов программ - основных и корректирующих. Первая разрабатывается до начала функционирования системы управления; вторая - как до начала процесса управления, так и по ходу его. Цель управления всегда состоит в изменении наличного состояния выбранного объекта, в доведении его до заранее намеченного уровня (или сохранении его в заданном состоянии). Определение исходного состояния управляемого объекта предполагает диагностику уже достигнутого учащимися уровня. В качестве основных переходных состояний объектов, характерных для учебно-воспитательного процесса, выступают этапы усвоения. Осн. программа должна обеспечить последовательное прохождение каждым учащимся всех этих этапов. Для обеспечения систематической обратной связи в обучении необходимо определить ее содержание, т.е. установить систему характеристик контроля за ходом усвоения. Чем чаще осуществляется контроль, тем выше эффективность управления. Информация о ходе процесса усвоения должна поступать не только к учителю (управляющая система), но и к учащимся (управляемая система). В связи с этим различают внешнюю (информация идет к учителю) и внутреннюю (информация идет к ученику) обратную связь. Внутренняя обратная связь может обеспечиваться как учителем (или заменяющими его техническими средствами), так и учеником (в виде самоконтроля). По мере продвижения ученика по этапам усвоения контроль учителя заменяется самоконтролем. С помощью контроля реализуется также мотивация познавательной деятельности и закрепление знаний и умений у учащихся. Согласно положениям кибернетики, регулирование процесса усвоения может осуществляться реагированием на ожидаемые изменения, наступившие изменения, ошибки. В практике обучения чаще всего используется реакция на ошибки и обратная связь осуществляется лишь по одному параметру - правильности конечного ответа. Поскольку в педагогике и психологии существуют разные представления о природе и этапах процесса усвоения, выбор регулирующего воздействия зависит от теории, взятой за основу при составлении программы. Идеи кибернетики проникли в педагогику в 60-е гг. в связи с возникновением программированного обучения, цель которого оптимизация управления процессом учения. Анализ кибернетических требований к управлению дает возможность выделить нерешенные педагогические (как и психологические) проблемы, связанные с управлением процессами обучения и воспитания. Учебно-воспитательный процесс - сложный и специфический вид управления - является предметом кибернетических исследований, корректное проведение которых предполагает опору на психологические и педагогические теории обучения и воспитания. Корректное использование достижений кибернетики важно в связи с осуществлением компьютеризации обучения.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

КИБЕРНЕТИКА И ПЕДАГОГИКА
Кибернетика — наука об управлении сложными динамич. системами, способными воспринимать, хранить и перерабатывать информацию и использовать ее для управления. Как общая теория управления изучает условия оптим. управления, учет к-рых необходим при управлении любым процессом.
Процессы и системы, изучаемые кибернетикой, имеют ряд черт, присущих также деятельности и поведению человека. В частности, обучение и воспитание могут рассматриваться как регулирование развития личности учащихся путем целенаправленного управления их деятельностью и поведением. Следовательно, понятия и методы кибернетики могут использоваться для моделирования и исследования нек-рых сторон пед. и психол.-пед. процессов.
В кибернетике различают 2 типа управления: цикличное и разомкгутое. При наиб. характерном для кибернетики цикличном управлении управляющая система получает сведения о ходе процесса и может оказывать воздействие на его течение, т.е. осуществляются обратная связь и коррекция. При разомкнутом управлении обратная связь и коррекция отсутствуют.
Эффективность процесса обучения, имеющего вероятностный характер протекания, обеспечивается лишь цикличным управлением, предполагающим реализацию след, системы требований, предъявляемых кибернетикой: выделение объекта (процесса) управления; конструктивное указание цели управления; установление исходного состояния управляемого объекта; разработка программы воздействий с учетом осн. переходных состояний управляемого объекта; систематич. получение информации о состоянии управляемого объекта, т.е. обеспечение систематич. обратной связи; переработка информации, полученной по каналу обратной связи; выработка на основе этой информации корректирующих (регулирующих) воздействий и их реализация. Эти требования предполагают разработку 2 видов программ управления — основных и корректирующих. Первые разрабатываются до начала функционирования системы управления; вторые — как до начала процесса управления, так и по ходу его.
Реализация требований кибернетики предполагает обращение к специфич. закономерностям и характеристикам управляемого процесса — к психол. и пед. теории. Цель управления всегда состоит в изменении наличного состояния выбранного объекта, в доведении его до заранее намеченного уровня (применительно к др. объектам цель может состоять или в сохранении объекта в заданном состоянии, или в том, чтобы не допустить выхода его за установленные пределы). Определение исходного состояния управляемого объекта предполагает диагностику уже достигнутого учащимися уровня, к-рая проводится по системе характеристик, отражающих состояние выбранного объекта управления. В качестве осн. переходных состояний объектов, характерных для уч.-воспитат. процесса, выступают этапы усвоения. Осн. программа должна обеспечить последоват. прохождение каждым учащимся всех этих этапов, без чего обучающий не может гарантировать усвоение учащимися нового вида познавательной деятельности (познават. умений) с теми качествами, которые предусмотрены целями обучения.
Для обеспечения систематич. обратной связи в обучении необходимо определить ее содержание, т.е. установить, по какой конкретной системе характеристик будет осуществляться контроль за ходом процесса усвоения. В случае усвоения новых познават. умений контроль необходим как за их содержанием, так и за их осн. характеристиками (форма, мера обобщенности, развернутости и др.), к-рые в совокупности и дают информацию о наличном состоянии усваиваемых умений. Чем чаще осуществляется контроль, тем выше эффективность управления (идеальный случай — т. н. следящая обратная связь). Информация о ходе процесса усвоения должна поступать не только к учителю (управляющая система), но и к учащимся (управляемая система). В связи с этим различают внешнюю (информация идет к учителю) и внутреннюю (информация идет к ученику) обратную связь. Внутр. обратная связь может обеспечиваться как учителем (или заменяющими его техн. средствами), так и учеником (в виде самоконтроля). По мере продвижения ученика по этапам усвоения контроль учителя заменяется самоконтролем. Важно, что контроль не только определяет обратную связь, но с его помощью реализуется также мотивация познават. деятельности и закрепление знаний и умений у учащихся. Последние функции контроль успешно выполняет только в том случае, когда внутр. обратная связь, осуществляемая учителем, производится с учетом потребности учащегося в ней и успехрв в его работе. В частности, если учащийся уверен в правильности своей деятельности и она протекает успешно, то информация о ходе процесса будет лишь отвлекать его, что может привести к снижению мотивации учения. И наоборот, если учащийся не уверен в правильности своих действий, а фактически они верны, учитель должен дать информацию о ходе процесса. В этом случае подтверждение правильности своих действий вызывает чувство удовлетворения у обучаемого, повышает его желание работать дальше и способствует запоминанию выполняемых действий.
Согласно положениям кибернетики регулирование процесса усвоения может осуществляться реагированием на ожидаемые изменения ситуации, поступившие изменения, ошибки. В первых двух случаях коррекция позволяет избежать отклонений в управляемом процессе, однако при этом необходим контроль за содержанием и осн. характеристиками деятельности учащихся, ведущей к тому или иному ответу. При реагировании на ошибку коррекция производится в соответствии с происшедшим отклонением. В практике обучения чаще всего используется путь реагирования на ошибки и обратная связь осуществляется лишь по одному параметру — правильности конечного ответа. Характерно, что при управлении процессом усвоения знаний и умений программа может корректироваться не только при наличии или ожидании отклонения, но даже при отсутствии сигналов возможного их появления. Объясняется это тем, что адаптация осн. программы к каждому учащемуся весьма затруднительна. Поэтому для нек-рых обучаемых часть включенных в программу заданий может оказаться излишней, т.е. корректировка их движения к цели заключается в устранении ряда актов (действий). Во всех случаях регуляционные воздействия (корректировка) определяются характером сведений, полученных по каналу обратной связи, а также внутр. логикой процесса усвоения. Поскольку в педагогике и психологии существуют разные представления о природе и этапах процесса усвоения, выбор регулирующего воздействия зависит от теории, взятой за основу при составлении оси, программы.
Идеи кибернетики проникли в педагогику в 60-е гг. в связи с возникновением программированного обучения, цель к-рого — оптимизация управления процессом учения. Анализ кибернетич. требований к управлению дает возможность выделять нерешенные пед. (как и психол.) проблемы, связанные с управлением процессами обучения и воспитания.
Связь между К. и п. двусторонняя. Уч.-воснитат. процесс — сложный и специфич. вид управления — является предметом кибернетич. исследований, корректное проведение к-рых предполагает опору на психол. и пед. теории обучения и воспитания.
Корректное использование достижений кибернетики важно в связи с осуществлением компьютеризации обучения. Лит.: Берг А. И., Кибернетика — наука об оптимальном управлении, М. — Л., 1964; Ительсон Л. Б., Матем. и кибернетич. методы в педагогике, М., 1964; Н и — кандров Н. Д., Программированное обучение и идеи кибернетики, М., 1970; Талызина Н. Ф., Кибернетика и педагогика, в кн.: Проблемы социалистич. педагогики. Мат-лы 1 науч. конференции ученых-педагогов социалистич. стран, М., 1973; ее же, Управление процессом усвоения знаний, М.; Джугели Э. П., Вепхвад-з с А. А., Кибернетика и проблемы обучения, М., 1981; Воробьев Г., Кибернетика стучится в школу, М.,1986; Frank H., Kybernetische Grundlagen der Padagogik. Eine Einfuhrung in die Informationspsychologie, Baden-Baden, [1962]. H. Ф. Талызина.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия