КЕТТЕЛ ДЖЕЙМС МАККИН

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

КЕТТЕЛ (Cattel) ДЖЕЙМС МАККИН (1860-1944)
американский психолог, первый в мире профессор психологии (1888). К. первым употребил английское слово "тест" (испытание) в качестве термина, обозначающего психодиагностическую методику. Разработал 50 тестов, включавших измерения чувствительности, времени реакции и т.п.; применял их в созданной им при Колумбийском университете лаборатории (1891) для оценки интеллектуальных способностей. В 90-е гг. провел ставшие классическими эксперименты по изучению объема внимания и навыка чтения. Однако в современной психодиагностике показано, что попытки выявлять способности путем измерения элементарных психических функций не оправданы. К. сыграл заметную роль как популяризатор науки. С 1895 издавал журнал "Наука", в 1894 осн. совместно с Дж. Болдуином журнал "Психологическое обозрение", в 1915 - журнал "Школа и общество".

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

КЕТТЕЛ Джеймс Маккин
25.5. 1860, Истон, шт. Пенсильвания, — 20.1. 1944, Ланкастер, там же), амер. психолог, первый в мире профессор психологии (1888). В лаборатории В. Вундта в Лейпциге (1883—86) прошел школу эксперим. психологии, в лаборатории Ф. Галетона в Лондоне (1886—88) начал заниматься тестологич. исследованиями индивиду-ально-психол. качеств. Статистич. подход — применение серии тестов к большому числу индивидов — выдвигался К. как средство преобразования психологии в точную науку. К. первым употребил англ. слово «тест» (испытание) в качестве термина, обозначающего психоди-агностич. методику. Разработал 50 тестов, включавших измерения чувствительности, времени реакции, времени, затрачиваемого на называние цветов, и т. п. Полагал, что с помощью этих тестов могут быть оценены интеллектуальные способности индивида. Вернувшись в США, начал применять тесты в созданной им при Колумбийском ун-те лаборатории (1891). В 90-е гг. провел ставшие классическими эксперименты по изучению объема внимания и навыка чтения: объем внимания был зафиксирован в пределах пяти элементов, в качестве к-рых могли выступать не только отд. знаки (буквы), но и более крупные смысловые единицы (слова и даже предложения). Исследования К. оказали Значит. влияние на мн. ученых. Среди его учеников — Э. Торндайк, Р. Вудвортс и др. Однако в совр. психодиагностике показано, что попытки выявлять способности путем измерения элементарных психич. функций не оправданы.
К. сыграл заметную роль как популяризатор науки. С 1895 издавал журн. «Science» («Наука»), в 1894 основал (совм. с Дж. М. Болдуином) журн. «Psychological Review» («Психол. обозрение»), в 1915 — журн. «School and Society» («Школа и общество»).
С о ч.: Mental tests and measurements, «Mind», 1890, v. 15; James McKeen Cattell, 1860—1944, man of science, v. 1 — 2, Lancaster, 1947.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия