КАЗАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТКазачество

КАЗАХСТАН

Найдено 1 определение:

КАЗАХСТАН

Республика Казахстан, гос-во в Азии. Пл. 2717,3 тыс. км2. Нас. 16 538 тыс. чел. (1989). Гос. яз. — казахский. Столица — Алма-Ата.

В 1989 на 1000 чел. населения в возрасте 15 лет и старше приходилось 838 чел. с высшим и средним (полным и неполным) образованием (в 1979 — 722 чел.). В отраслях экономики занято св. 1839 тыс. специалистов, в т. ч. св. 767 тыс. с высш. и 1072 тыс. со ср. спец. образованием.

Дошкольные учреждения. Первые дет. сады открылись в 1918 в гг. Верный (ныне Алма-Ата), Уральск, Перовск (ныне Кзыл-Орда) и Семипалатинск. Создание системы дошк. учреждений сопровождалось большими трудностями, связанными с устойчивыми семейными традициями населения, нехваткой подготовленных кадров. В 1920 имелось 22 дошк. учреждения (700 детей); стали открываться дошк. учреждения в сел. районах. Специфич. формой учреждений для детей кочевого и полукочевого населения стали дошк. юрты. В 1924 проведена 1-я Всеказахстан-ская конференция работников дошк. учреждений в Перовске, обсудившая вопросы воспитат. работы в дет. садах, укрепления материальной базы дошк. учреждений, подготовки детей к школе. Для помощи дошк. работникам в 1932 при Наркомпросе республики был создан респ. метод. кабинет дошк. воспитания. Быстро развивалась сеть дошк. учреждений в послевоен. годы.

В 1992 работали св. 8,8 тыс. постоянных дошк. учреждений, в к-рых воспитывалось ок. 1,1 млн. детей. В дошк. учреждениях было занято св. 100 тыс. пед. работников, в т. ч. ок. 20% с высш. образованием. Обеспеченность детей дошк. учреждениями составляла 49% (в сел. местности- 45%). 86% дошк. учреждений вели воспитат. работу на рус. языке. Для казах. дет. садов в программе воспитания предусмотрены (с 80-х гг.) занятия по родному языку, лит-ре, музыке, изобразит, иск-ву и др. Изданы соответствующие метод. пособия. Подготовка воспитателей с высш. образованием (1991/92 уч. г.) осуществлялась в Гурьев-ском, Казахском женском (Алма-Ата), Карагандинском, Семипалатинском и Талды-Курганском пед. ин-тах; работников дошк. учреждений ср. квалификации готовили 26 пед. уч-щ.

Общеобразовательная школа. Казах. феод. гос. образования (Старший, Младший и Средний жузы)на протяжении ряда столетий испытывали влияние ислама. До нач. 19 в. в К. существовали только мусульм. уч. заведения: мектебы и медресе. После присоединения К. к России (30—40-егг. 18 в. — Младший и Средний жузы; 60-е гг. 19 в. — Старший жуз) ускорилось распространение просвещения. В Омске (1786) и Оренбурге (1789) были открыты школы для подготовки переводчиков, в к-рые принимались и дети казахов. В 1-й пол. 19 в. дети из семей привилегиров. сословий получили доступ в кадетские корпуса в Оренбурге (с 1825) и Омске (с 1846). Первые казах. школы были основаны в 1841 в Ханской ставке (ныне Урда) и в 1850 в Оренбурге. 26 марта 1870 Мин-во нар. просвещения опубликовало закон «О мерах к образованию населяющих Россию инородцев», в соответствии с к-рым стали открываться уч. заведения для казахов и др. не-рус. населения: рус.-казах. (наз. рус.-киргизскими; киргизы — назв. казахов в дорев. России) 2-классные уч-ща. Создавались также одноклассные волостные и участковые уч-ща, аульные и старшинские школы и др. Одновременно в К. существовала система гос. уч. заведений для рус. населения, куда принимались и коренные жители. В 1877 в Верном были открыты муж. и жен. прогимназии, вскоре преобразованные в гимназии. Учащиеся-казахи обучались также в ташкентских гимназиях. Помимо школ Мин-ва нар. просвещения действовали церк.-приходские и казачьи школы. В кон. 19 — нач. 20 вв. создавались новометодные мектебы.

Разнотипность школ усугублялась разобщенностью органов управления ими. Уч. заведения Оренбургской, Уральской и Тургайской областей подчинялись Оренбургскому уч. округу (1874—1917); школы Акмолинской, Семипалатинской и (в 1885—99) Семиреченской областей — Зап.-Сиб. уч. округу. Школами Семиреченской обл. (в 1875—85 и с 1899), а также Сырдарьинской обл. ведало Гл. управление уч. заведениями в Туркестане (1875—1917). Шк. политика в отношении коренного населения была противоречивой. Рус.-казах. школы рассматривались властями как инструмент колонизации края и русификации народа. С др. стороны, эти школы играли позитивную роль, давая нач. общеоб-разоват. подготовку на родном языке и открывая, т. о., путь к продолжению образования в рус. уч. заведениях. Двуязычие существенно влияло на образоват. и культурные потребности казахов.

Видная роль в создании школ для казах. населения принадлежит И. Алтын-сарину. Предложенная им шк. система вводилась в К. с 1880-х гг. и включала 2-классные уч-ща с интернатами в уездных центрах (срок обучения 6 лет), волостные одноклассные уч-ща (4 года), аульные передвижные школы (2 года). В 1911 существовало 350 рус.-казах. уч-щ, где обучалось 6,7 тыс. казах. детей (в т. ч. 0,3 тыс. девочек).

В 1914/15 уч. г. было 2006 общеобразоват. уч. заведений для рус. населения, в т. ч. 13 гимназий (9 женских) и 4 реальных уч-ща. В них обучалось 105,1 тыс. чел. (11% детей шк. возраста). Действовали рус.-казах. школы, а также св. 700 мусульм. уч. заведений (св. 12 тыс. уч-ся, в т. ч. ок. 2 тыс. девочек). Грамотность населения (по офиц. данным переписи 1897) составляла 8,1% (в т. ч. 12% среди мужчин и 3,6% среди женщин), грамотность казахов на рус. яз. составляла ок. 1,2%. Эти данные, часто приводившиеся в пед. лит-ре, по-видимому, неполно отражают нац. грамотность, в т. ч. на араб. яз.

После установления сов. власти открылись (1918) сов. школы с преподаванием на казах. языке. В 1920 в Оренбурге, временной столице К., был учрежден Наркомат просвещения, получивший помощь и необходимое уч. оборудование из РСФСР. В 1921 в республике была создана Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности, к-рая вместе с Нар-компросом К. руководила работой курсов для взрослых, школ грамоты, «красных юрт» и «красных караванов», осуществлявших не только образовательную, но и полит.-воспитат. работу среди населения. В 1920/21 уч. г. насчитывалось 2,4 тыс. школ (144 тыс. уч-ся). 1-я Все-казахстанская конференция по нар. образованию (1921) рассмотрела вопросы перехода к единой трудовой школе.

С нач. 30-х гг. вводилось всеобщее нач. обучение. Значит. вклад в эту работу внесли наркомы просвещения С. Менде-шев (1930—33) и Т. Жургенов (1933—37). В 1932/33 уч. г. действовало 6,8 тыс. школ (1016 тыс. уч-ся); св. 63% детей, проживавших в аулах, посещали школу. Однако в общем числе школ преобладали начальные. В сер. 30-х гг. начался переход к обязат. 7-летнему образованию в городах. Помимо казах. и рус. школ до кон. 30-х гг. действовали (в 1937—38) дунганские, уйгурские, тэт. школы. К кон. 30-х гг. грамотность населения составляла св. 79% (среди мужчин — 85%, среди женщин — 63%). К 1940 из более чем 7 тыс. школ ок. половины были казахскими.

В годы Вел. Отеч. войны дополнительно открылись школы (или отд. классы) для эвакуированных детей, созданы благоприятные условия для размещения школ и дет. учреждений, переведенных из прифронтовых р-нов (149 учреждений с 19 тыс. детей).

К 1952 был осуществлен 7-летний всеобуч. В школах возросло число девушек-казашек. Освоение целинных и залежных земель (с 1954) вызвало Значит. приток новоселов из мн. республик СССР; для их детей открывались школы гл. обр. с обучением на рус. яз. В 1959—60 завершено введение 8-летнего всеобуча. С сер. 70-х до кон. 80-х гг. осуществлялся курс на всеобщее ср. образование молодежи. При росте числа общеобразоват. уч. заведений доля нерус. школ в 60- 80-х гг. снижалась. Сведения о динамике сети общего образования см. в табл. В кон. 80-х гг. возрождается обучение на родном языке для мн. этнич. групп, проживающих в К.

В 1992 принят Закон Республики Казахстан об образовании. Гос-во гарантирует приоритетное развитие системы образования, к-рое рассматривается как непрерывное, провозглашается науч. характер образования, его правовая и эко-логич. направленность, независимость от полит. и идеологич. воздействий, препятствующих получению объективных знаний.

Все уч. заведения, дающие общее ср. образование, обязаны обеспечивать знание учащимися казах. яз. в соответствии с гос. образоват. стандартом. На после-школьном уровне учащимся должны предоставляться условия для совершенствования знания казах. яз. В образоват. учреждениях может свободно изучаться и употребляться русский как язык меж-нац. общения.

Общее образование уч-ся получают в школах 3 ступеней: нач., основной и старшей. Образование в объеме основной школы (9 лет обучения) считается обязательным.

В 1992/93 уч. г. действовало св. 8,6 тыс. дневных общеобразоват. школ (св. 3 млн. уч-ся). На казах. яз. вели обучение ок. 3 тыс. школ, в т. ч. ок. 1 тыс. старших; на русском-ок. 3 тыс. Сок. 2 млн. уч-ся). В 2 тыс. школ уч. процесс организован на 2 или 3 языках. В 330 школах изучается как родной нем. яз. (св. 20 тыс. уч-ся), в 73 — узбекский (св. 62 тыс.), в 52 — уйгурский (ок. 10 тыс.), в 30 — турецкий (4 тыс.), в 15 — курдский (2 тыс.), в 15 — корейский (ок. 900), в 20 — польский (ок. 1 тыс.), в 13-татарский (св. 950), в 7 — дунганский. Учебники для немцев, поляков, турок поступают из соотв. стран.

Для учащихся из отдаленных степных районов работает св. 100 самостоят. школ-интернатов и св. 1400 интернатов при школах (всего св. 33 тыс. чел.). В 230 вечерних и заочных школах учится св. 72 тыс. чел. Работают ок. 70 дошк. и шк. ин-тернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без родителей, св. 120 школ для детей с недостатками в умственном и физическом развитии (св. 30 тыс. учащихся).

В общеобразоват. шкалах занято св. 217 тыс. учителей (в т. ч. 69,5% с высшим образованием). Среди педагогов св. 1450 засл. учителей Казахстана.

Сеть внешк. учреждений включает св. 300 дворцов и домов учащейся молодежи, св. 100 станций юных техников, св. 80 станций юных натуралистов и туристов, св. 600 ДЮСШ; 18 дет. парков, ок. 500 муз., худож. и хореографич. школ и ДР-

Профессионально-техническое образование. Первые школы проф. обучения появились в 1880-х гг. В связи с потребностями экономики открывались с.-х. уч. заведения: низшие с.-х. школы, лесные уч-ща, Вер-ненское уч-ще садоводства (1887), школа молочного х-ва в Кокчетавском уезде (1913). Среди ремесл. школ наиболее известными были Яковлевское ремесл. уч-ще в Тургае, основанное по инициативе Алтынсарина в 1883, и Уральская школа ремесл. учеников (1896). При двухклассных и одноклассных уч-щах открывались ремесл. отделения и классы. К 1917 на терр. К. насчитывалось 52 ремесл. отделения и 240 классов ручного труда при общеобразоват. школах, а также 13 с.-х. школ и 2 ремесл. уч-ща.

В первые годы сов. власти осн. формой подготовки квалифициров. рабочих из молодежи было индивидуальное ученичество. Руководство проф. обучением было возложено на Гл. к-т профтехобразова-ния (созд. в 1921) Наркомпроса. В это время в К. насчитывалось ок. 30 проф.-тех. уч. заведений (ок. 2 тыс. уч-ся), в т. ч. 3 проф.-тех. школы, 2 школы

ж.-д. телеграфистов, 1 с.-х. школа, разл. курсы по подготовке рабочих для легкой и пищевой пром-сти, транспорта и связи. В 20-х гг. была создана сеть школ ФЗУ; к 1932 в 54 таких школах обучалось 2,1 тыс. чел. В 1940 в системе трудовых резервов стали открываться ремесл. и ж.-д. уч-ща, школы ФЗО.

В нач. Вел. Отеч. войны в К. были эвакуированы мн. проф.-тех. уч. заведения из зап. р-нов страны; во время войны в сети проф.-тех. образования республики ежегодно обучалось св. 26 тыс. чел. В годы послевоен. пятилеток особое внимание было уделено подготовке квалифициров. рабочих для угольной, металлургич. и др. отраслей нар. х-ва республики; расширилась подготовка механизаторов для с. х-ва. В 1959 школы ФЗО, ремесл., ж.-д. и др. уч-ща были преобразованы в гор. и сел. проф.-тех. уч-ща. Подготовка квалифициров. рабочих в ср. проф.-тех. уч-щах осуществляется с 1963. Динамика развития системы проф.-тех. образования в 40—80-х гг. представлена в табл. В 1992/ 1993 уч. г. в К. действовало св. 440 проф.-тех. уч. заведений (св. 200 тыс. уч-ся). В них занято ок. 50 тыс. чел. Среди преподавателей проф.-тех. уч-щ 43 засл. учителя Казахстана и 67 засл. работников проф.-тех. образования Казахстана.

Среднее специальное образование. В 1916 было 4 учительских семинарии с контингентом 300 чел. После установления сов. власти ср. спец. уч. заведения стали создаваться для подготовки кадров по разл. отраслям нар. х-ва. В 1918 было организовано Се-миреченское с.-х. уч-ще, в 1920 — Семипалатинский строит. техникум, в 1923 в Сев.-Казах. обл. — Ленинский с.-х. техникум. В 1921 открыты практич. ин-ты нар. образования, готовившие педагогов ср. квалификации (см. также раздел «Пед. образование»), В 1927/28 уч. г. функционировало 25 ср, спец. уч. заведений, в т. ч. 14пед., 6 с.-х., 2 лесных, 1 зооветеринарное, 1 мед. уч-ща, 1 пром.-экон. техникум (всего 3,6 тыс. уч-ся). Техникумы выпускали лишь 10% требуемого числа специалистов для нар. х-ва. Развитие ср. спец. образования ускорилось в послевоен. годы. Осн. внимание уделялось открытию ср. спец. уч. заведений по пром. (черная и цветная металлургия, металлообработка и др.)и с.-х. (зерновод-ство, животноводство и др.) специальностям. Динамика развития ср. спец. образования в 1940—80-хгг. показана в табл. В нач. 90-х гг. в К. действовало св. 240 ср. спец. уч. заведений (св. 230 тыс. уч-ся, св. 46% — казахи); в них занято св. 17 тыс. преподавателей, в т. ч. 94% с высшим образованием.

Высшее образование. В дорев. К. высш. уч. заведений не было. В первые годы сов. власти подготовка казах. нац. кадров высш. квалификации осуществлялась в Москве, Ленинграде, Омске, Оренбурге и др. городах. Для рабочей и крестьянской молодежи открывались рабфаки: первый — в Оренбурге в 1921 (св. 230 слушателей), затем в Семипалатинске (1927), Алма-Ате (1928). В 1931 на 7 рабфаках обучалось 600 чел. Первым нысш. уч. заведением стал Казах. пед. ин-т, открытый в 1928 как единств, ф-т Казах. ун-та (3 отделения: физ.-мат., естеств. и лингвистич.-лит.; с 1930 — самостоят. вуз). В 1929 организован вет.-зоотехн. ин-т, в 1930 — сельскохозяйственный, в 1931 — медицинский (все в Алма-Ате). В 1932 открыты пед. ин-т в

Уральске и геол.-разведочный ин-т в Семипалатинске (в 1934 преобразован в горно-металлургический, переведен в Алма-Ату). В 1934 еоздан Казах. гос. ун-т (с 1993 получил назв. Казах. нац. ун-та).

Развитие высш. образования продолжалось и в воен. годы. В сент. 1941 в Алма-Ате открылся пед. институт иностр. языков, в 1943 в Чимкенте начал работать технол. ин-т строит. материалов (ныне Казах. хим.-технол. ин-т), в 1944 в Алма-Ате — Консерватория, жен. пед. ин-т, в 1945 — Ин-т физич. культуры. В 50-х гг. сеть вузов увеличилась: были открыты мед. ин-ты в Караганде (1950), Семипалатинске (1953), Актюбинске (1957), зооветеринарный ин-т в Семипалатинске (1951), горный ин-т в Караганде (1953). В 1960—65 было создано 12 новых вузов; в 1972 открыт Карагандинский ун-т. Динамику развития сети вузов в 40—80-х гг. см. в табл. В нач. 90-х гг. действовали 63 вуза (св. 280 тыс. студентов, св. 50% — казахи). В вузах занято св. 20 тыс. профессоров и преподавателей, в т. ч. св. 700-докторов и св. 9 тыс. канд. наук.

Крупнейшие вузы: Казах. нац. ун-т (12,3 тыс. студентов), Казах. политехн. ин-т (13,2 тыс. студентов), Казах. с.-х. ин-т (9,6 тыс. студентов), Карагандинский политехн. ин-т (13,7 тыс. студентов). Карагандинский ун-т (7,7 тыс. студентов), Казах. пед. ин-т (7,7 тыс. студентов).

Педагогическое образован и е. В кон. 19 в. учителей для казах. школ готовили 2 учительские семинарии (в Омске и Ташкенте) и Оренбургская (Орс-кая) казах. учительская школа, основанная Алтынсарином в 1883. При нек-рых гимназиях были открыты пед. классы. В 1914/15 уч. г. подготовка учительских кадров велась в 4 учительских семинариях (Актюбинской, Верненской, Семипалатинской, Уральской); число казахов среди учащихся было незначительным (25 чел.). В первые годы сов. власти подготовка нац. пед. кадров стала наиб. острой проблемой в области нар. образования. Были организованы краткосрочные учительские курсы; учителей готовили также в школах-девятилетках, Средне-азиат. ун-те (Ташкент). С 1921 работали практич. ин-ты нар. образования (ПИНО) с 4-летним сроком обучения по программе ср. спец. уч. заведений (Оренбург, Ташкент, Семипалатинск). В 1922 в Оренбурге были организованы первые курсы по подготовке нац. кадров для казах. дошк. учреждений. В 1924 такие же курсы открылись в Перовске. В 1920-х гг. были созданы пед. техникумы для подготовки учителей нач. школ. Первым высш. пед. уч. заведением К. стал Казах. пед. ин-т (1928). В 30-х гг. в связи с переходом к всеобщему обязат. нач. обучению потребовалось Значит. кол-во учителей. Помощь К. оказали др. сов. республики (особенно РСФСР и Украина), к-рые присылали учителей для нач. и ср. школ республики и организовывали подготовку казах. пед. кадров в своих высших уч. заведениях. В 1931 Нар-компрос. Украины направил в К. 250 учителей; в украинских вузах обучалось 240 казах. юношей и девушек. В 1932 был организован Уральский пед. институт. Были открыты учительские институты в Петропавловске (1934), Актюбинске, Семипалатинске, Алма-Ате (1935), Кзыл-Орде и Чимкенте (1937), Караганде и Кустанае (1938). Пр-во республики проявляло особенно большую заботу о подготовке учителей из числа женщин-казашек. Кроме жен. пед. уч-щ в 1944 был организован Алма-Атинский жен. пед. ин-т (3 ф-та: физ.-мат., лит. и ист.). В 1950/51 уч. г. имелось 25 пед. уч-щ и 16 пед. и учительских ин-тов. В 50-х гг. при жен. пед. уч. заведениях были открыты интернаты для девушек местных национальностей.

В 50—60-е гг. совершенствовалась сеть пед. уч. заведений: Кустанайский (в 1955) и Петропавловский (в 1957) учительский ин-ты были реорганизованы в педагогические; в 1962 открыты пед. ин-ты в Целинном крае (Кокчетаве, Целинограде, Павлодаре). В 1992/93 уч. г. пед. кадры готовили 2 ун-та (Казахский в Алма-Ате и Карагандинский), 20 пед. ин-тов: Ак-тюбинский (осн. в 1966), Аркалыкский (1972), Гурьевский (1955), Джамбулский (1967), Джезказганский (1975), Казах. женский и Казах. педагогический (оба в Алма-Ате), Карагандинский (1970), Кзыл-Ординский, Кокчетавский, Кустанайский, Павлодарский, Петропавловский, Семипалатинский, Талды-Курганский (1973), Уральский, Усть-Каменогорский (1952), Целиноградский, Чимкентский, Алма-Атинский иностр. языков (1941); 28 пед. уч-щ. В вузах по пед. специальностям обучалось 73,8 тыс. студентов, в т. ч. в пед. ин-тах св. 60 тыс. В пед. уч-щах получали подготовку св. 30 тыс. чел.

Повышение квалификации педагогов осуществляли Центральный, областные (19) и Алма-Атинский городской ИУУ. При Казах., Уральском, Павлодарском, Кокчетавском пед. ин-тах и Карагандинском ун-те созданы ф-ты повышения квалификации директоров школ.

Педагогическая наука. До сер. 19 в. пед. мысль находила отражение в основном в устном нар. творчестве (героич. эпосе, пословицах и др.). На развитие пед. взглядов казах. демократов-просветителей Ч. Валиханова, И. Алтынсарина, Абая Кунанбаева большое воздействие оказало обществ.-пед. движение 60-х гг. 19 в. в России, демокр. идеи рус. писателей и педагогов. Для развития педагогики большое значение имели деятельность и творчество Алтынсарина, составившего первый учебник родного языка с применением алфавита на основе рус. графики («Кирг. хрестоматия», 1879). Во 2-й пол. 19 в. рус. ученые-востоковеды Н. И. Ильминский, В. В. Катаринский, А. Е. Алекторов издали книги для нач. обучения казахов, словари, что имело положит. значение для развития культуры края. Большую роль в распространении пед. мысли, в сплочении казах. учителей сыграли «Туркистан уалаятынын газети» («Газета Туркестанского края», Ташкент, 1870—82), «Дала уалаятынын газети» («Степная газета», Омск, 1888- 1902) и журн. «Айкап» (Троицк, 1911 — 1915). Они привлекали внимание читателей к проблемам культуры и школьного дела в К. В продолжение пед. и метод. традиций нац. школы существ, вклад внесли авторы учебников для рус.-казах. школ А. Васильев, С. Граменицкий, М. Ронгинский. В нач. 20 в. появились казах. буквари для новометодных мек-тебов М. Нурбаева, К. Ингралина, 3. Ер-галиева, М. Молдыбаева и др. Просветительские идеи звучали во мн. лит. произведениях А. Байтурсунова, М. Сералина, С. Донентаева, С. Кубеева, С. Торайгырова и др., публиковавшихся в газ. «Казах» и журн. «Айкап».

После Окт. революции, в 1920 при Нар-компросе республики был создан Академич. центр (рук. М. Жолдыбаев), к-рый возглавил работу по переводу на казах. яз. рус. и др. пед. лит-ры. В 1925 при Наркомпросе организован науч.-метод. совет, Н.-и. сектор к-рого занимался составлением программ и учебников для казах. школ; в том же году предпринято издание библиотечки по истории педагогики на казах. языке.

В 20-х — нач. 30-х гг. появились оригинальные пособия А. Байтурсунова (по казах. яз.), С. Сейфуллина (родная лит-ра), М. Дулатова (математика), М. Ауэзова и Д. Искакова (рус. яз.) и др. В 30-х гг. ряд казах. учебников был подвергнут жесткой критике с позиций классового подхода, что привело к замене Значит. части уч. лит-ры стабильными шк. пособиями, разработанными в РСФСР. Соответственно были переориентированы и уч. программы: утрачивалась нац. специфика в преподавании курсов истории, лит-ры, краеведения и др. (кон. 20-х гг.). Трижды менялась графич. основа казах. письменности; это создавало доп. трудности в распространении образования (с 1940 письменность на основе рус. графики). К нач. 40-х гг. казах. школы были обеспечены новыми оригинальными и переводными учебниками. Были изданы учебники для уйгурских школ (А. Мухаммади, Турди Хасан и др.).

Были опубликованы мн. работы по воспитанию учащихся с учетом нац. традиций, методике преподавания отд. уч. предметов в школе казах. ученых Ж. Аймаутова, Ш. Альжанова, С. Ас-фендиярова, А. Байтурсунова, Г. Бегали-ева, М. Жолдыбаева, С. Жиенбаева, С. Мен дешева и др.

В 1932 в Алма-Ате был организован науч.-пед. кабинет, преобразованный (1933) в НИИ школ (с 1961 НИИ пед. наук им. И. Алтынсарина), к-рый стал центром пед. науки в республике. В 50—60-х гг. опубликованы труды X. Ар-гынова, К. Бержанова, Р. Г. Лемберг (дидактика и др.), А. Сембаева, С. Сит-дыкова, Т. Тажибаева (история педагогики и др.), к-рые способствовали повышению уровня пед. исследований в К. и совершенствованию подготовки пед. кадров. С кон. 80-х гг. ведется разработка обновленного содержания образования в школах с обучением на разл. языках с учетом необходимости освоения всеми учащимися казах. яз., истории, культуры казах. народа. Началась подготовка новых учебников по этим курсам, учитывающих специфику разл. категорий учащихся. В 19/2 был создан Казах. филиал Моск. . НИИ содержания и методов обучения. Пед. исследования ведут также кафедры педагогики ун-тов, пед. ин-тов К. (всего св. 2 тыс. специалистов). На 1 янв. 1991 насчитывалось 8 деров и св. 530 канд. пед. и психол. наук. В 1961 осн. Респ. пед. об-во, к-рое имеет областные (20) отделы (255 тыс. ч л.). В 1984 в Алма-Ате создан Респ. пед. музей.

Педагогическая и детская периодика. 1-й пед. журн. «Жана мектеп» («Новая школа») начал издаваться в 1925. На его страницах велась оживленная дискуссия по важнейшим вопросам теории и практики нац. школы. Издавались журналы «Ауыл мугалими» («Сельский учитель», 1934-1938) и «Халык мугалими» («Нар. учитель», 1939—41 и 1946—59). С 1960 журн. «Жана мектеп» выходит под назв. «Казахстан мектеби» («Школа Казахстана») с приложениями: «Рус. язык в казах. школе» (с 1962 сборник, с 1977 самостоят. журнал) и «Бастауыш мектеп» («Нач. школа», в 1933—40 сборник, с 1972 самостоят. журнал). С 1952 на казах. и рус. языках издается газ. «Казахстан мугалими» («Учитель Казахстана»). Для детей с 1925 издается журн. «Пионер» (до 1939 наз. «Журнал пионери»; в 1941—46 и в 1960—78 не издавался). С 30-х гг. выходили газеты «Казахстан пионери» («Пионер Казахстана», с 1930) и «Дружные ребята» (с 1933). С 1958 издается дет. журн. «Балдырган» («Росток»).

Уч. пед. и дет. лит-ру выпускает изд-во «Мектеп» («Школа», с 1964; осн. в 1947 как Казахучпедгиз), лит-ру для детей и юношества — изд-во «Жалын» («Пламя», с 1975).

 

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме КАЗАХСТАН — 0

Найдено научныех статей по теме КАЗАХСТАН — 0

Найдено книг по теме КАЗАХСТАН — 0

Найдено презентаций по теме КАЗАХСТАН — 0

Найдено рефератов по теме КАЗАХСТАН — 0