КАУНТС ДЖОРДЖ СИЛЬВЕСТЕР

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

КАУНТС (Counts) ДЖОРДЖ СИЛЬВЕСТЕР (1889-1974)
американский педагог, социолог, публицист. Президент Американской федерации учителей (1939-42), член Национального комитета Американского союза гражданских свобод (1940-73). Вслед за Дж. Дьюи К. развивал концепцию школы как "культурного инструмента" преобразования общества, его гуманизации и демократизации. Придерживаясь в основном позиций прагматистской педагогики, критиковал свойственные ей идеи педоцентризма (см.Детоцентризм), тенденцию культивирования обособленной детской среды. В своих работах вскрыл дух расовой дискриминации, антидемократические тенденции в американской школе 20-х гг. Исследования К. социальных аспектов образования в США обобщены в его работе "Американский путь к культуре..." (1930; рус. пер. под названием "Теория воспитания в Америке", 1931). С конца 20-х гг. К. анализировал социально-экономическое и культурное развитие СССР, который посетил в 1927, 1929, 1936 (работы "Образование в Советской России", 1928; "Советский вызов Америке", 1931). Отмечал достижения системы народного просвещения в России и в то же время раскрывал ее жесткую централизацию, политизацию воспитания и образования, идеологическую заданность педагогических поисков в советской школе. В его последующих советологических работах первоначальные симпатии к официально провозглашенным социальным идеалам сменяются принципиально критическим освещением развития образования в СССР как орудия тоталитарного государства.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

КАУНТС Джордж Сильвестер
9.12.1889, близ Болдуин-Сити, шт. Канзас, — 10.11.1974, Белвилл, шт. Иллинойс), амер. педагог, социолог, публицист. Окончил Бейкеровский ун-т (1911). В 1918—56 преподавал педагогику в вузах США. Президент Амер. федерации учителей (1939—42), чл. Нац. комитета Амер. союза гражд. свобод (1940—73).
Вслед за Дж. Дьюм К. развивал концепцию школы как «культурного инструмента» преобразования общества, его гуманизации и демократизации. Придерживаясь в целом позиций прагматистской педагогики, критиковал свойственные ей идеи педоцентризма, тенденцию культивирования обособленной дет. среды. К. полемизировал с трактовкой адаптации к социальному окружению как цели воспитания, отвергал представление о полит. нейтральности образования, считал, что недостатки образоват. системы обусловлены несовершенством социально-полит. устройства общества.
В книгах «Селективный характер амер. ср. образования» («The selective charac-ter of American secondary education», 1922), «Социальный состав отделов образования» («The social composition of boards of education», 1927) и др. К. вскрыл дух расовой дискриминации, антидемокр. тенденции в амер. школе 20-х гг., к-рым считал необходимым противопоставить участие в управлении образованием «заинтересованных социальных групп» — учителей, предпринимателей, представителей разл. обществ. и религ. организаций. Исследования К. социальных аспектов образования в США были обобщены в его работе «Американский путь в культуре» («The American road of culture», 1930, рус. пер. под назв. «Теория воспитания в Америке», 1931). В ней К. выделял осн. черты, сформировавшиеся в процессе ист. развития системы образования США: вера народа в образование, нац. единство и социальное согласие в деле образования, местная инициатива в управлении школами и др., среди к-рых центр. место отводил индивидуальному успеху как основе продвижения каждого по образоват. лестнице.
Широкую известность в США приобрели выступления К. в разгар социально-экономич. кризиса 1929—33, объединенные в кн. «Осмелится ли школа построить новый общественный порядок?» («Dare the schools build a new social Order?», 1932). К. противопоставлял ист. идеалы амер. демократии совр. действительности, утверждал, что науч.-техн. прогресс несет с собой рев. социальные преобразования и ведет в перспективе к созданию единого мирового сообщества, выдвигал идею трансформации капитализма, перехода от всеобщей конкуренции к социальному сотрудничеству, демократизации обществ. жизни. В осуществлении этих идеалов ключевую роль отводил школе.
С кон. 20-х гг. К. анализировал социально-экон. и культурное развитие СССР, к-рый посетил в 1927, 1929, 1936. В работах «Образование в Сов. России» («Education in Soviet Russia», 1928), «Советский вызов Америке» («The Soviet challenge to America», 1931) отмечал достижения системы нар. просвещения и в то же время раскрывал ее жесткую централизацию, политизацию воспитания и образования, идеологич. заданность пед. поисков в сов. школе. В последующих советологич. работах К. — сборнике переводов сов. текстов «Хочу быть таким, как Сталин» («I want to be like Stalin», 1947), работах «Страна слепцов: сов. система идеологич. контроля» («The country of the blind:.», 1949), «Вызов сов. образования: исследование образования как оружия» («The challenge of Soviet education», 1957) — первоначальные симпатии К. к официально провозглашавшимся социальным идеалам и устремлениям сов. школы первых послерев. лет сменяются принципиально критич. освещением развития образования в СССР как орудия тоталитарного гос-ва.
Стремление К. к объективному анализу социалыю-пед. проблем развития образования с последовательно демокр. позиций порождало крайне негативные отзывы как со стороны амер. консерваторов (за «симпатии к коммунизму»), так и со стороны сов. критиков «бурж. педагогики» (за «антикоммунизм»).
В историю педагогики К. вошел как ученый, отстаивавший демокр. традиции амер. образования.
Соч.: Secondary education and industria-lism, Cambr., 1929; The senior high school curriculum, Chi., 1930; School and society in Chicago, Chi.,1928; The social foundations of education, N. Y., 1934; A Ford crosses the Soviet Russia, Boston. 1930; Bolschevism, fascism and capitalism. An account of three economic Systems, New Haven, 1932 (соавт.); Education and American civilization, N. Y., 1952; Education and the foundations of human freedom, N. Y., 1962.
Лит. С h i l d s J. L., American pragma-tism and education, N. Y., 1956 (Ch. 8); Сremin L. A., The transformation of the school. Progressivism in American education, 1876- 1957, N. Y., 1961; D e n n i s L. J., George S. Counts and Charles A. Beard; Collaborators for change, Albany, 1989. M. В. Кларин.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия