КАЩЕНКО Всеволод Петрович

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КАЩЕНКО Всеволод Петрович
(1870–1943) – дефектолог. Родился в г. Ейске Кубанской губернии (ныне Краснодарский край). Закончил медицинский факультет Киевского университета (1897). В 1907 г. в Москве открыл частную школусанаторий для аномальных детей. Через 10 лет на базе этой школы организовал Дом изучения ребенка, вскоре преобразованный в Медикопедагогическую опытную станцию под руководством В.П. Кащенко. Организатор курсов педагоговдефектологов (1918–1919), ректор Московского педагогического института детской дефектологии (1920–1924), последние годы работал в области логопедии. Им написаны работы по педагогической коррекции, по воспитанию детей одаренных, о детях исключительных, их научении и воспитании.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

КАЩЕНКО Всеволод Петрович
1870 — 1943) — дефектолог, организатор высшего дефектологического образования в России. Был сторонником всеобщего обучения аномальных и трудных (исключительных) детей, полагая, что врачебно-педагогическими средствами можно ослабить или преодолеть недостатки или трудности развития таких детей. Считал, что многие аномалии детства вызваны не только органическими недостатками, но и отклонениями, обусловленными неправильным образом жизни, неблагоприятными соц. условиями или (и) акцентуациями характера. Пользовался термином «лечебная педагогика», понимая под ним синтез медико-терапевтических, учебно-педагогических и воспитательных приемов, имеющих целью выправление (коррекцию) характера и личности в целом. Ставил вопрос о психосоциальной гигиене детского возраста.

Источник: Педагогический словарь

КАЩЕНКО Всеволод Петрович (1870-1943)
дефектолог, один из первых организаторов обучения умственно отсталых детей. Организовал (1908) в Москве частную школу-санаторий - одно из первых в России учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью и трудностями поведения. После 1917 руководил учреждениями, созданными на базе этой школы, - Домом изучения ребенка (1918-21), Медицинско-педагогической опытной станцией (1923- 1924). Ректор и профессор Педагогического института детской дефективности (1920-24), с 1928 профессор-консультант по логопедии. Разрабатывал проблемы клинического и психолого-педагогического изучения аномальности ребенка, создал оригинальную систему обучения и воспитания детей с нарушениями центральной нервной системы и трудных детей. (Кащенко В.П. Воспитание - обучение трудных детей. Из опыта санатория-школы. - М., 2005. -5) (В.П. Кащенко Нервность и дефективность в дошкольном и школьном возрастах. - М., 2005. ) См. также Коррекционная (специальная) педагогика,Трудные дети

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

КАЩЕНКО Всеволод Петрович
21.3. 1870, Ейск, — 30.11.1943, Москва), де-фектолог, один из первых организаторов обучения умственно отсталых детей. В 1891—94 учился на мед. ф-те Моск. ун-та, исключен и выслан из Москвы за участие в студенческих рев. кружках. Окончил мед. ф-т Киевского ун-та (1897). Работал земским врачом (1897—1904). Организовал (1908) в Москве частную школу-санаторий — одно из первых в России учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью и трудностями поведения. После Окт. революции руководил учреждениями, сформированными на базе этой школы, — Домом изучения ребенка (1918—21), Медицинско-пед. опытной станцией (1923—24) (впоследствии составившими основу для Н.-и. ин-тов. по дефектологии). Ректор и проф. Пед. ин-та детской дефективности (1920—24), с 1928 проф.-консультант по логопедии. Разрабатывал вопросы клинич. и психол.-пед. изучения аномальности ребенка, создал оригинальную систему обучения и воспитания детей с нарушениями ЦНС и трудных детей. По К., в основе уч.-воспитат. процесса лежит развитие творческих возможностей детей, их инициативы; осн. пед. средства — широкое использование наглядности и ручного труда, поощрение самостоятельности. Подчеркивал роль леч.-оздоровит. мероприятий в процессе компенсации дефектов.
Соч.: Дефективные дети и школа. Сб. ст., М., 1912 (ред. и соавт.); Путем творчества. Сб. ст., М., 1922 (ред. и соавт.); Исключительные дети, M. (соавт.); Пед. коррекция, М., 1992.
Лит.: Азбукин Д. И., Обществ.-пед. деятельность В. П. Кащенко до и после Вел. Окт. социалистич. революции, УЗ МГПИ им. Ленина, 1947, т. 49; 3 а м-ский X. С., В. П. Кащенко, «Дефектология», 1970, № 5. Г. Л. Зайцева.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия