КАРАЗИН Василий Назарович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

КАРАЗИН Василий Назарович (1773-1842)
русский и украинский просветитель, общественный деятель и ученый. Был близок к А.Н. Радищеву. В 1801 выступил с идеей создания в России государственного ведомства для руководства просвещением. С учреждением МНП (1802) правитель дел комиссии училищ. Автор и соавтор нескольких проектов организации государственной системы учебных заведений. Ориентировался на принципы всесословности, преемственности ступеней образования. Основатель Харьковского университета (поч. ч. с 1811). С 1804 в отставке. Участвовал в организации приходских училищ на Украине. Предложил проект женского ремесленного училища (1805), осн. Филотехническое общество (1811-18). — создатель Харьковского национального университета, ныне носящего его имя, выдающийся просветитель 19 в., общественный деятель, реформатор. Потомок дворянского греческого рода Караджи. К сожалению, труды В.Н. Каразина, как и работы о нем, мало изучены. (Я смело могу стать пред судом потомков... - Харьков, 2004. -2, 32-65) — русский и украинский либерально-дворянский просветитель. Со временем отошел от прогрессивных взглядов и подчеркивал свою приверженность монархическому образу правления. Научные труды посвящены, кроме прочих, рациональному ведению сельского и лесного хозяйства. (Большая советская энциклопедия. Гл. ред. А.М. Прохоров. - М., 1973. Т.11, )

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

КАРАЗИН Василий Назарович
30.1 (10.2).1773, с. Кручик, ныне в Богодуховском р-не Харьковской обл., — 4(16).11. 1842, Николаев], рус. и укр. просветитель, обществ. деятель и ученый. Окончил (1790) Горное уч-ще в Петербурге (позже — Горный кадетский корпус). В молодости испытал влияние идей Великой франц. революции. Был близок к А. Н. Радищеву. В 1801 выступил с идеей создания в России гос. ведомства для руководства просвещением. С учреждением МНП (1802) правитель дел комиссии уч-щ (с 1803 гл. правления уч-щ). Автор и соавтор неск. проектов организации гос. системы уч. заведений: «Начала для нар. просвещения», «Предварительные правила нар. просвещения» (утверждены в 1803), «Предначертания университетского устава» и др. Ориентировался на принципы всесословности, преемственности ступеней образования. Основатель Харьковского ун-та (поч. чл. с 1811), для стр-ва к-рого убедил губернское дворянство пожертвовать Значит. денежные суммы и выделить участок. Предполагал объединить в нем высш., ср., а также низш. проф. уч. заведения. Участвовал в комплектовании штатов ун-та, его б-ки и науч. коллекций. С 1804 в отставке. Основал в с. Кручик первое на Слободской Украине приходское уч-ще (1805), участвовал в организации уч-ща в Богодухове. В помощь учителям написал гражд. и религ. катехизисы. Предложил проект жен. ремесл. уч-ща («О воспитании жен. пола в низших состояниях», 1805). Активный пропагандист. естеств.-науч. знаний. Основал Филотехн. об-во (1811—18). Соч.: Сочинения, письма и бумаги В. Н. Каразина, Харьков, 1910.
Лит.: С л ю с a p с к и и А. Г., В. Н. Ка-разин, его науч. и обществ. деятельность, Харьков, 1955; В. Н. Каразин. 1773—1842. Биобиблиография, Харьков, 1953.
И. Ф. Прокопенко.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия