КАПРИЗЫ детскиеКАРАВЕЛОВ ЛЮБЕН

КАПТЕРЕВ Петр Федорович

Найдено 4 определения термина КАПТЕРЕВ Петр Федорович

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

КАПТЕРЕВ Петр Федорович

1849—1922) — русский педагог, историк педагогики, психолог. Основные работы: «Педагогический процесс», «Дидактические очерки», «История русской педагогики», «Этюды по психологии народов» и др. Много внимания уделял дошкольной педагогике и воспитанию в семье. Ратовал за распространение детских садов, правильно оценив их пед. и общественное значение. Предлагал заменить классно-урочную систему предметными классами и разделить школы на отделения по возрастам детей и их способностям. Выступал за разнообразие типов школ. Центральной проблемой всей педагогики считал развитие и воспитание характера и воли. Ввел в русскую педагогику понятие «пед. процесса» как целостного явления, в к-ром биологическое и соц., индивидуальное и общественное оказываются в сложном взаимодействии. Выступал за автономию школы, чтобы учитель приобрел независимость в своей деятельности, а учащиеся обрели возможность свободно вырабатывать убеждения и взгляды на религию, государство, общество. Считал, что улучшение материального и правового положения учителя привлечет к этой профессии способных людей. Одним из первых дал систематическое изложение развития русской педагогики за весь период ее существования. Соединяя историю педагогики с общей историей, понимая педагогику как область знания, тесно связанную с общественными интересами.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Педагогический словарь

КАПТЕРЕВ Петр Федорович (1849-1922)

русский педагог и психолог, профессор (1912). Преподавательскую работу в учебных заведениях (в т.ч. в 1885-1917 по Мариинскому ведомству) сочетал с общественной деятельностью в Педагогическом музее военно-учебных заведений, Петербургском педагогическом и Фребелевском обществах, Петербургском комитете грамотности (золотая медаль в 1892 за "Дидактические очерки"). В 1872-1918 разрабатывал проблемы дошкольной педагогики, семейного воспитания, истории отечественной педагогики и психологии. Сторонник гуманистических принципов воспитания и образования. Под его редакцией вышла "Энциклопедия семейного воспитания и обучения" (59 выпусков; автор 10 выпусков; 1898-1910). Один из организаторов в начале 20 в. Всерос. съездов по педагогической психологии, экспериментальной педагогике и семейному воспитанию. Затем исследовал проблемы теории общего образования. Общим основанием педагогики считал антропологию (прежде всего физиологию и психологию). Обосновал необходимость вариативности общеобразовательных школ, дифференциации учебных курсов и др. Выдвинул идею автономности педагогического процесса, свободного от влияния государства и церкви. Изучал также историю народного образования в России после отмены крепостного права (1861). С 1921 профессор Воронежского университета и первый декан его педагогического факультета. В ряде статей, опубликованных в журнале "Педагогическая мысль" (1918-22), изложил программу обновления общего образования в России. Подчеркивая активный характер педагогики, К. утверждал, что она учит знанию ради действия. Труды по детской и педагогической психологии, теории и истории педагогики. См. также Эвристический метод обучения

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

Петр Федорович Каптерев

1849-1922) педагог, психолог, историк педагогики. Он разрабатывал идеи дошкольной педагогики и семейного воспитания, дидактики, истории педагогики, педагогической психологии. Под его редакцией была создана первая в России «Энциклопедия семейного воспитания и обучения». Общим основанием педагогики Каптерев считал антропологию (прежде всего физиологию и психологию). Он обосновывал необходимость вариативности общеобразовательных школ, дифференциацию учебных курсов и всей структуры учебного процесса. В педагогику им введено понятие «педагогический процесс». У Каптерева педагогический процесс обозначен как процесс саморазвития личности. «Настоящий, не искаженный педагогический процесс, - пишет П. Ф. Каптерев, - в одно и то же время и свободен и необходим, потому что есть процесс саморазвития. Если же воспитание и образование бывают принудительными, то нечего и говорить о самодеятельности - это значит петь мотив из другой оперы, совершенно различной, это значит соединять несоединимое». В сфере управления школьным делом П. Ф. Каптерев выдвинул идею автономности педагогического процесса, свободного от давления государства и церкви. Необходимыми условиями такой свободы он считал школьное самоуправление, сосредоточение руководства школой в руках педагогического совета, улучшение материального и правового положения учительства. Несмотря на естественную связь педагогики с политикой, обусловленную, по Каптереву, общественным характером человеческого бытия, он полагал, что школа должна быть вне влияния политических партий, а учителю в своей работе следует руководствоваться педагогическими, а не политическими задачами. В условиях борьбы различных партий, в определенной степени дезорганизующей жизнь школы, Каптерев придавал особое значение дисциплине, основанной на целесообразной системе школьного самоуправления. Педагогическая и научная деятельность Каптерева (около 40 монографий и более 500 статей) - целая эпоха в области педагогической мысли России конца XIX - начала XX века. Поразительно, как в конце XIX в. сам Каптерев практически теми же словами, что и современные исследователи, объясняет необходимость новых подходов в образовании. «Всюду, во всех сферах жизни усматривается недостаток предприимчивости и настойчивости: наши торговые сношения с Азией и Европой, говорят, много страдают от недостатка предприимчивости у нашего купечества, любящего проторенные пути и дорожки и крайне туго решающегося на какие-либо новшества. . . ». «В школах главное внимание обращается на обучение, а в обучении на успехи, на результаты. Учатся хорошо, дурно или посредственно - вот главный преобладающий интерес школы; имеет хорошие способности, слабые или средние - это другой, уже дальнейший интерес школы. Но школа мало интересуется самим процессом приобретения сведений учащимися, той степенью напряжения, энергии и настойчивости, которую обнаруживает учащийся при занятиях». И даже не то важно, что не само обучение приоритетно для Каптерева, и не то даже, что интересуют его проявления характера в процессе обучения, а то, что эти проявления осознаются как процесс внутренних преобразований. Школа «весьма мало интересуется тем внутренним процессом, которым учащиеся достигают знания». Но главное - «что совершается в душе учащегося, что он переживает внутри себя, работает он над своим усовершенствованием или нет, развивается его способность самоуправления или не развирается». Каптерев призывает ориентироваться не на «исполнительность и послушание», а на «развитие способности самоуправления и разумной мотивировки своих действий».

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий справочник по курсу «История образования и педагогической мысли»

КАПТЕРЕВ Петр Федорович

7(19).7. 1849, с. Кленово, ныне в Подольском р-не Моск. обл., — 7.9. 1922, Воронеж], педагог и психолог, проф. (1912). После окончания (1872) Моск. духовной академии преподавал логику, дидактику, психологию, педагогику, историю педагогики и др. дисциплины в средних и высших уч. заведениях Петербурга, в т. ч. в частных жен. гимназиях, жен. Пед. ин-те, в Психоневрологич. ин-те, а также на курсах: Фребелевских и при Петерб. уч. округе. Активную преподават. работу и службу по Мариинскому ведомству (1885—1917) сочетал с обществ.-пед. деятельностью в Пед. музее воен.-уч. заведений, в Петерб. пед. об-ве, Фребелевском об-ве, Петерб. к-те грамотности (золотая медаль в 1892 за «Дидактич. очерки»). Активно участвовал в организации и проведении Всерос. съездов по пед. психологии (1906, 1909), эксперим. педагогике (1910, 1913, 1916), семейному воспитанию (1912—13).

В петерб. период (1872—1918) разрабатывал проблемы дошк. педагогики и семейного воспитания, дидактики, истории, рус. педагогики, пед. психологии. Выступил в защиту обществ. дошк. учреждений и теоретически обосновал их роль в формировании личности гражданина, сформулировал гл. принципы взаимоотношений между дет. садом и семьей, разработал основы семейного воспитания. Под ред. К. издана «Энциклопедия семейного воспитания и обучения» (1898—1910, 59 вып.; автор 10 вып.). 1-й Всерос. съезд по семейному воспитанию, организованный К., способствовал развитию обществ. пед. мысли и распространению прогрессивных форм и методов воспитания. В науч. работах К. рассматривал проблемы интенсификации умственного развития детей раннего возраста, их обществ.-нравств. развитие, значение игр и игрушек в становлении дет. личности, роль нравств. и физич. закаливания ребенка.

К. разрабатывал проблемы теории общего образования, определил сущность и содержание образоват. процесса, формы и методы общего образования. Общим основанием педагогики считал антропологию (прежде всего физиологию и психологию). Обосновал необходимость вариативности общеобразоват. школ, дифференциации уч. курсов и всей структуры уч. процесса, а также целесообразность деления школ на классы, исходя из положения о существовании разл. «типов ума» (продуктивный, непродуктивный, смешанный) и соответственно жизненных призваний юношества. Выделил признаки хорошего урока и правильного метода обучения, обращая особое внимание на эвристич. способ преподавания.

Выдвинул идею автономности пед. процесса, свободного от давления гос-ва и церкви. Необходимыми условиями такой свободы считал шк. самоуправление, независимость пед. персонала, т.е. сосредоточение руководства школой в руках пед. совета, а не директора, свободу союзов и собраний для учительства, улучшение материального и правового положения педагогов. С этих позиций разработал вопросы теории пед. процесса, выявил его роль в формировании личности свободного гражданина и обществ. деятеля. По К., общечеловеческое содержание пед. идеала должно преобладать над «народными» ценностями, к-рые различны для каждого сословия. Анализировал соотношение биологического и общественного, возрастного и индивидуального в воспитании и образовании.

Исследовал важнейший период в истории отеч. педагогики и школы- судьбу нар. образования в России после отмены крепостного права (1861), охарактеризовал общие периоды развития рус. школы и педагогики за время существования Рос. гос-ва, проанализировал источники движения теории и практики шк. воспитания и всей системы нар. образования, указал причины этого движения — борьбу консервативно-правительств. «педагогики» с прогрессивной обществ. педагогикой. С демокр. позиций критиковал политику самодержавия в области нар. образования и существовавшую систему школ. Эта же позиция определяла его отношение к пед. наследию К. Д. Ушинско-го, Н. И. Пирогова, Л. Н. Толстого, С. А. Рачинского и др. педагогов 2-й пол. 19 в.

С 1921 проф. Воронежского ун-та и Ин-та нар. образования, после преобразования к-рого в пед. ф-т ун-та (1922) стал его первым деканом. Одновременно заведовал пед. техникумом. В ряде статей, опубликованных в журн. «Пед. мысль» (1918—22), — «О шк. самоуправлении и о шк. дисциплине», «Педагогика и политика», «Пед. образование» и др. — изложил свою программу обновления общего образования в России. Подчеркивая активный характер педагогики, утверждал, что она учит знанию ради действия. Однако, несмотря на естеств. связь педагогики с политикой, обусловленную, по К., обществ. характером человеческого бытия, полагал, что школа должна быть вне влияния полит. партий, а учителю в своей работе следует руководствоваться педагогическими, а не полит. задачами. В условиях борьбы разл. партий, в определенной степени дезорганизующей жизнь школы, К. придавал особое значение дисциплине, основанной на целесообразной системе шк. самоуправления. Эти идеи К. определялись его прежней пед. концепцией, в к-рой ведущая роль отводилась универсальным, общечеловеческим началам в воспитании.

Соч.: Избр. пед. соч., М., 1982 (вступ. ст. П. А. Лебедева): Из истории души. Очерки по истории ума, СПБ, 1890; Пед. процесс, СПБ, 1905; Основные начала семейного обучения. (Дидактика семьи), СПБ Совр. задачи нар. образования в России, М. 1913; Задачи и основы семейного воспитания СПБ; Пед. психология, СПБ, 1914 Новая рус. педагогия, ее главнейшие идеиг направления и деятели, СПБ; История рус. педагогии, П.; Дидактические очерки. Теория образования, П.: Антология пед. мысли России второй пол. XIX— нач. XX в., М., 1990, с. 214—43 (лит.).

Лит.: Лебедев П. А., Обществ.-пед. деятельность П. Ф. Каптерева в годы Сов. власти, СП, 1974, № 8: с г. о же, Вопросы методологии истории рус. и всеобщей педагогики в тр. П. Ф. Каптерева, СП, 1983, № 4. П. А. Лебедев.

 

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме КАПТЕРЕВ Петр Федорович — 0

Найдено научныех статей по теме КАПТЕРЕВ Петр Федорович — 0

Найдено книг по теме КАПТЕРЕВ Петр Федорович — 0

Найдено презентаций по теме КАПТЕРЕВ Петр Федорович — 0

Найдено рефератов по теме КАПТЕРЕВ Петр Федорович — 0