КАПЕЛЬ ЖанКАПРИЗЫ детские

Каприз

Найдено 2 определения термина Каприз

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

Каприз

фр. – козлиное упрямство) – это форма своевольного импульсивного поведения, неадекватного обстановке, не имеющего причины и лишенного смысла. Каприз – это прихоть, причуда, непостоянство нрава, это действие из озорства, наперекор, чтоб «настоять на своем» или «назло». Известны детские капризы, изживаемые лечением ребенка или воспитанием. Особой категорией являются «женские капризы», как привило, эгоистичных молодых особ. Любой каприз – это зло как по отношению к тем, к кому он совершается, так и по отношению к самому себе – капризному человеку.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

КАПРИЗЫ

лишенные разумных оснований действия ребенка, направленные гл.о. на то, чтобы оказать сопротивление требованиям старших и настоять на собственных желаниях. Как правило, сопровождаются отрицательными эмоциональными реакциями (крик, плач) и двигательным возбуждением. В младенческом возрасте поведение ребенка, которое взрослыми характеризуется как капризное (малыш без очевидных причин плачет, отказывается от кормления, плохо засыпает, чрезмерно возбудим), бывает вызвано недостаточным или несвоевременным удовлетворением к.-л. его потребностей. Эмоциональные реакции младенца служат своеобразным сигналом неблагополучия (ведь иным способом сообщить о своих потребностях он еще не умеет). В основе их может лежать не выявленное хроническое заболевание либо временное нездоровье. Родители иногда неадекватно оценивают состояние малыша и рассматривают его беспокойство как К. Для профилактики таких состояний родителям и, прежде всего, матери необходимы тесный эмоциональный контакт с ребенком, способность своевременно и правильно реагировать на его нужды. Если взрослые уделяют ребенку достаточно внимания, такая способность формируется у родителей с первых дней его жизни и позволяет разумно планировать и корректировать режим младенца ради оптимального удовлетворения его потребностей. Если же ребенку удается привлечь к себе внимание лишь настойчивым криком и плачем, такая реакция рискует закрепиться и впоследствии составить основу подлинных К. Развитию К. у дошкольников и младших школьников способствует неокрепшая еще нервная система, что проявляется в преобладании возбуждения над торможением, высокой эмоциональной чувствительности и возбудимости. На этом фоне К. нередко возникают как следствие утомления, недомогания, перевозбуждения, избытка впечатлений и переживаний. К. могут носить эпизодический характер, но могут и превратиться в привычную форму поведения. Последнее имеет место тогда, когда ребенок неосознанно предпочитает именно такой способ достижения своих целей. Т.е. К. являются следствием неправильной организации взаимоотношений ребенка со взрослыми. Как правило, они представляют собой реакцию ребенка, которому известно, что таким способом можно добиться удовлетворения любых желаний, даже если первоначально приходится встретить отказ. Поэтому осн. путь предупреждения подобных К. - рациональная организация жизни в семье, когда потребностям ребенка уделяется достаточное, но не чрезмерное внимание. Очень важна последовательность поведения взрослых: если за первоначальным отказом под воздействием К. следует уступка, то ребенок невольно научается именно так настаивать на своем. Когда очевидно, что желания ребенка выходят за разумные рамки, наилучшая форма реакции родителей - это спокойное игнорирование К. Почувствовав бесполезность неразумных требований, ребенок впоследствии воздержится от их повторения. Нередки случаи, когда К. носят намеренно демонстративный характер и имеют целью привлечь к ребенку внимание старших. Такое случается в связи с недостаточным удовлетворением потребности ребенка в любви, признании и поддержке. Обострение К. происходит в рамках т.н. возрастных кризисов, в частности кризиса трех лет (см.Кризисы возрастные). Это бывает связано с растущим самосознанием ребенка, повышенным стремлением к самостоятельности. Если родители недооценивают возросшие возможности ребенка и предпочитают проводить по отношению к нему ранее устоявшиеся формы отношений, то негативные эмоциональные реакции рискуют принять затяжной и острый характер. Бывает, что притязания ребенка объективно преувеличены. В таких случаях (если это не связано с непосредственной угрозой для его жизни и здоровья) полезен метод естественных последствий, когда ребенку предоставляется возможность испытать результаты своих К. (Б.М. Бим-Бад "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г., 113-114) См. также Раздражительность

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

Найдено схем по теме Каприз — 0

Найдено научныех статей по теме Каприз — 0

Найдено книг по теме Каприз — 0

Найдено презентаций по теме Каприз — 0

Найдено рефератов по теме Каприз — 0