Каникулы

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

КАНИКУЛЫ
установленный перерыв в занятиях в учебных заведениях в течение учебного года.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

Каникулы
плановые перерывы для отдыха при получении образования в очной форме получения образования.

Источник: Справочник методиста. ч. 1

Каникулы
перерыв в занятиях в образовательных учреждениях в праздничные дни или после окончания учебных четвертей и учебного года.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

КАНИКУЛЫ
установленный перерыв в занятиях в учебных заведениях в течение учебного года. В Рос. Федерации в дневных общеобразовательных школах традиционно проводятся К. осенние (5 дней; начало ноября), зимние (12 дней; конец декабря - начало января), весенние (7 дней; конец марта), летние (в соответствии со ступенью обучения от 2,5 до 3 мес: от окончания занятий до 1 сентября). Местные органы власти в зависимости от конкретных условий могут изменять сроки начала К.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Каникулы
лат. – собачка) – время перерыва учебных занятий, отведенные для отдыха. В отечественной системе школьного образования имеются весенние, зимние, летние и осенние каникулы. Самые продолжительные – летние, в период жарких дней. Интересно, что слово «каникулы» произошло от названия планеты «Сириус», появляющейся на ночном небосклоне в преддверии Нового Года и очередного разлива Нила (20 июля по Юлианскому календарю). С этого времени в римских школах объявлялись каникулы под названием «Сириус» - «Canicula», что в переводе «Большой пес».

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

КАНИКУЛЫ
установленный перерыв в занятиях в учебных заведениях в течение учебного года.
О Харьковском институте благородных девиц в 1915– 1917 гг.: «Волнующими и радостными были разъезды на каникулы. …Тосклива и однообразна была бы наша затворническая жизнь в институте, если бы не было этих просветов, этих выходов в мир родных, близких, друзей – на свободу. Нас отпускали под Рождество до 8 января. Эти каникулы совпадали с праздниками: Рождество, Новый год, Крещение. Затем были пасхальные каникулы и, наконец, лето» (Морозова, [1994] 2001, 401). См. также: Рождественские каникулы. В 1958 году в СССР каникулы были «установлены в следующие сроки: осенние – 5 дней (с 5 по 9 ноября), зимние – 12 дней (с 30 декабря по 10 января), весенние – 8 дней (в городских – с 24 по 31 марта, в сельских – по усмотрению местных орг-ций). Летние каникулы продолжаются со дня окончания учебного года по 1 сентября» (ПС, 1960–1, 495). В 1970-е–1980-е гг. в нашей стране школьные каникулы были четыре раза в год: с 5 по 9 ноября (осенние), с 30 декабря по 10 января (зимние), с 24 по 31 марта (весенние) и самые длинные – летние каникулы, с момента окончания учебного года по 31 августа.
О первой половине 1970-х гг.: «Школа, внешкольные учреждения, пионерская и комсомольская орг-ция уделяют большое внимание орг-ции отдыха школьников во время каникул. Часто устраиваются экскурсии, поездки по городам страны, походы по местам боевой и трудовой славы нашего народа, туристические походы и пр. Зимние каникулы школьников совпадают с празднованием Нового года. Для детей устраиваются праздники Новогодней ёлки, для старшеклассников – молодёжные балы. Часто школьники уезжают на зимние каникулы в пионерские и спортивные лагеря. Летние каникулы большинство детей пионерского возраста проводит в пионерских лагерях. Для старших школьников организуются лагеря труда и отдыха» (Денисова, 1978, 120–121).
О 1990-х – начале 2000-х г.: «В Российской Федерации в дневных общеобразовательных школах традиционно проводятся каникулы осенние (5 дней; начало ноября), зимние (12 дней; конец декабря – начало января), весенние (7 дней; конец марта), летние (в соответствии со ступенью обучения от 2,5 до 3 месяцев: от окончания занятий до 1 сентября)» (ПЭС, 2003, 113).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.

КАНИКУЛЫ
установленный перерыв в занятиях в уч. заведениях в течение уч. года. В Рос. Федерации в дневных общеобразоват. школах традиционно проводятся К. осенние (5 дней; начало ноября), зимние (12 дней; кон. декабря — нач. января), весенние (7 дней; до нач. апреля), летние (в соответствии со ступенью обучения от 2,5 до 3 мес: от окончания -занятий до 1-го сент.). Местные органы власти в зависимости от конкретных условий могут изменять срок начала К., однако их продолжительность остается обязательной.
Организация отдыха школьников в период К. — важная социально-пед. задача. Один из гл. пед. принципов организации К. — соблюдение режима в жизни учащихся. Нарушение ставшего привычным распорядка дня, беспорядочное и пассивное времяпрепровождение способны привести к большему утомлению, чем уч. занятия, к утрате приобретенных полезных навыков и привычек.
Отдых в К. — это прежде всего смена деятельности учащихся. Преим. умственный труд, характерный для периода учебы, должен быть разумно заменен гл. обр. занятиями физич. кулыурой и спортом, подвижными играми, туристич. походами и экскурсиями. Целесообразно посещение музеев, выставок, театров, концертов, обогащающее учащихся знаниями и впечатлениями. При этом важно «е допускать пресыщения детей зрелищами. Полезно ориентировать учащихся также на чтение худож. и др. лит-ры и на занятия моделированием, конструированием, разл. видами творческой деятельности. В дни К. в полной мере должны сохраняться все пед. требования, касающиеся питания, сна, выполнения гигие-нич. и оздоровит. процедур. Для школьников организуется т. н. летняя трудовая четверть. Учащиеся, получившие уч. задания на лето, должны их систематически выполнять. Педагоги школы дают в таких случаях соответствующие рекомендации родителям или воспитателям.
Активное участие школьников в планировании и организации своего отдыха в К. — важное средство воспитания уче-нич. коллектива. Педагоги могут помочь учащимся рационально распределить свободное время с учетом возрастных особенностей.
Для учащихся ПТУ, ср. спец. и высш. уч. заведений установлены зимние (до 14 дней) и летние (до 2 мес) К. При этом продолжительность летних К. предопределяется характером будущей специальности и уч. планом. Учащиеся и студенты в период К. добровольно включаются в производств. деятельность в отраслях экономики и сфере обслуживания. С этой целью создаются лагеря труда и отдыха, студенч. отряды и т. п.
В период К. для учителей школ и преподавателей др. уч. заведений организуются разл. занятия с целью повышения квалификации. В К. (кроме летних) проводятся пед. совещания и т. п.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
458.38 кб

Уральские каникулы: вопросы теории и практики

Коротаева Евгения Владиславовна
Каникулярная педагогика как особая область теории и практики обладает богатым опытом культурной, оздоровительной и др.
Читать PDF
202.17 кб

Истоки становления оздоровительной работы с учащимися в период каникул в Украине (конец ХIХ начало Х

Приходько А. И.
В статье представлены результаты изучения проблемы зарождения в Украине оздоровительной работы с учащимися в период школьных каникул (конец ХІХ начало ХХ в.).
Читать PDF
554.98 кб

Интеллектуальное воспитание школьников в период летних каникул. «Школа юного исследователя» по естес

Рожкова Ольга Юрьевна, Таций Татьяна Викторовна, Федулова Татьяна Владимировна, Молоткова Анастасия Николаевна, Потапова Наталья Витальевна
Авторы статьи представляют опыт реализации комплексной программы создания открытой социально-педагогической системы, обеспечивающей реализацию прав ребенка на активный отдых, оздоровление и интеллектуальное развитие в период летни
Читать PDF
470.53 кб

Педагогика уральских каникул: история и современность

Коротаева Евгения Владиславовна
Современные тенденции модернизации отечественного образования побуждают к поиску и апробации новаторских психологических, педагогических, культурных, социальных и других подходов в воспитании и обучении.
Читать PDF
272.36 кб

Каникулярная педагогика: три источника и три составные части

Коротаева Евгения Владиславовна
Активная модернизация отечественного образования создаёт условия к поиску и апробации новаторских психологических, педагогических, культурных, социальных и других подходов в воспитании и обучении.
Читать PDF
418.40 кб

Тенденции и перспективы развития системы организации каникулярного времени

Фришман Ирина Игоревна
Развитие системы отдыха и оздоровления требует осмысления понятия «каникулярное время».
Читать PDF
1.48 мб

Современные педагогические целевые установки каникулярного отдыха детей: казахстанский опыт

Досанова Сая Сабировна, Глушковская Мария Анатольевна, Лепешев Дмитрий Владимирович, Черненко Юлия Викторовна
В статье авторский коллектив на основании законодательной базы и нормативно-правовых документов Республики Казахстан рассматривает целостную динамику развития детского каникулярного отдыха.
Читать PDF
1.29 мб

Организация досуга детей в условиях детского дома и интерната в каникулярное время

Виллемсон А.Д., Пронюшкина Т.Г.
В данной статье рассматривается проблема организации досуга детей в условиях детского дома и интерната в каникулярное время.
Читать PDF
418.57 кб

Организация внеклассной работы по изучению иностранного языка школьниками в летний каникулярный пери

Ващук Дарья Сергеевна
Рассматриваются цели, задачи, основные принципы организации внеклассной деятельности при изучении иностранного языка школьниками в летний период, а также предлагаются методические разработки автора по данной проблеме.

Похожие термины:

  • РОЖДЕСТВЕНСКИЕ каникулы

    перерыв в учебных занятиях на время рождественских праздников. См.: Рождество. О 1880-х гг.: «“Рождественские каникулы!” – Он совсем забыл, что с сегодняшнего дня начинаются счастливые и долгие две н
  • ЗАНЯТОСТЬ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ КАНИКУЛ

    это деятельность детей в свободное от учебы время, связанная с удовлетворением индивидуальных интересов и потребностей в личностно значимых сферах деятельности, направленная на развитие творче
  • КАНИКУЛЯРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

    планируемые и про водимые мероприятия с обучаемыми в период каникул в интересах обеспечения активности и целенаправленности отдыха.