Каникулы
КАНИКУЛЫ
установленный перерыв в занятиях в учебных заведениях в течение учебного года.
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
Каникулы
плановые перерывы для отдыха при получении образования в очной форме получения образования.
Источник: Справочник методиста. ч. 1
Каникулы
перерыв в занятиях в образовательных учреждениях в праздничные дни или после окончания учебных четвертей и учебного года.
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
КАНИКУЛЫ
установленный перерыв в занятиях в учебных заведениях в течение учебного года. В Рос. Федерации в дневных общеобразовательных школах традиционно проводятся К. осенние (5 дней; начало ноября), зимние (12 дней; конец декабря - начало января), весенние (7 дней; конец марта), летние (в соответствии со ступенью обучения от 2,5 до 3 мес: от окончания занятий до 1 сентября). Местные органы власти в зависимости от конкретных условий могут изменять сроки начала К.
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
Каникулы
лат. – собачка) – время перерыва учебных занятий, отведенные для отдыха. В отечественной системе школьного образования имеются весенние, зимние, летние и осенние каникулы. Самые продолжительные – летние, в период жарких дней. Интересно, что слово «каникулы» произошло от названия планеты «Сириус», появляющейся на ночном небосклоне в преддверии Нового Года и очередного разлива Нила (20 июля по Юлианскому календарю). С этого времени в римских школах объявлялись каникулы под названием «Сириус» - «Canicula», что в переводе «Большой пес».
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
КАНИКУЛЫ
установленный перерыв в занятиях в учебных заведениях в течение учебного года.
О Харьковском институте благородных девиц в 1915– 1917 гг.: «Волнующими и радостными были разъезды на каникулы. …Тосклива и однообразна была бы наша затворническая жизнь в институте, если бы не было этих просветов, этих выходов в мир родных, близких, друзей – на свободу. Нас отпускали под Рождество до 8 января. Эти каникулы совпадали с праздниками: Рождество, Новый год, Крещение. Затем были пасхальные каникулы и, наконец, лето» (Морозова, [1994] 2001, 401). См. также: Рождественские каникулы. В 1958 году в СССР каникулы были «установлены в следующие сроки: осенние – 5 дней (с 5 по 9 ноября), зимние – 12 дней (с 30 декабря по 10 января), весенние – 8 дней (в городских – с 24 по 31 марта, в сельских – по усмотрению местных орг-ций). Летние каникулы продолжаются со дня окончания учебного года по 1 сентября» (ПС, 1960–1, 495). В 1970-е–1980-е гг. в нашей стране школьные каникулы были четыре раза в год: с 5 по 9 ноября (осенние), с 30 декабря по 10 января (зимние), с 24 по 31 марта (весенние) и самые длинные – летние каникулы, с момента окончания учебного года по 31 августа.
О первой половине 1970-х гг.: «Школа, внешкольные учреждения, пионерская и комсомольская орг-ция уделяют большое внимание орг-ции отдыха школьников во время каникул. Часто устраиваются экскурсии, поездки по городам страны, походы по местам боевой и трудовой славы нашего народа, туристические походы и пр. Зимние каникулы школьников совпадают с празднованием Нового года. Для детей устраиваются праздники Новогодней ёлки, для старшеклассников – молодёжные балы. Часто школьники уезжают на зимние каникулы в пионерские и спортивные лагеря. Летние каникулы большинство детей пионерского возраста проводит в пионерских лагерях. Для старших школьников организуются лагеря труда и отдыха» (Денисова, 1978, 120–121).
О 1990-х – начале 2000-х г.: «В Российской Федерации в дневных общеобразовательных школах традиционно проводятся каникулы осенние (5 дней; начало ноября), зимние (12 дней; конец декабря – начало января), весенние (7 дней; конец марта), летние (в соответствии со ступенью обучения от 2,5 до 3 месяцев: от окончания занятий до 1 сентября)» (ПЭС, 2003, 113).
О Харьковском институте благородных девиц в 1915– 1917 гг.: «Волнующими и радостными были разъезды на каникулы. …Тосклива и однообразна была бы наша затворническая жизнь в институте, если бы не было этих просветов, этих выходов в мир родных, близких, друзей – на свободу. Нас отпускали под Рождество до 8 января. Эти каникулы совпадали с праздниками: Рождество, Новый год, Крещение. Затем были пасхальные каникулы и, наконец, лето» (Морозова, [1994] 2001, 401). См. также: Рождественские каникулы. В 1958 году в СССР каникулы были «установлены в следующие сроки: осенние – 5 дней (с 5 по 9 ноября), зимние – 12 дней (с 30 декабря по 10 января), весенние – 8 дней (в городских – с 24 по 31 марта, в сельских – по усмотрению местных орг-ций). Летние каникулы продолжаются со дня окончания учебного года по 1 сентября» (ПС, 1960–1, 495). В 1970-е–1980-е гг. в нашей стране школьные каникулы были четыре раза в год: с 5 по 9 ноября (осенние), с 30 декабря по 10 января (зимние), с 24 по 31 марта (весенние) и самые длинные – летние каникулы, с момента окончания учебного года по 31 августа.
О первой половине 1970-х гг.: «Школа, внешкольные учреждения, пионерская и комсомольская орг-ция уделяют большое внимание орг-ции отдыха школьников во время каникул. Часто устраиваются экскурсии, поездки по городам страны, походы по местам боевой и трудовой славы нашего народа, туристические походы и пр. Зимние каникулы школьников совпадают с празднованием Нового года. Для детей устраиваются праздники Новогодней ёлки, для старшеклассников – молодёжные балы. Часто школьники уезжают на зимние каникулы в пионерские и спортивные лагеря. Летние каникулы большинство детей пионерского возраста проводит в пионерских лагерях. Для старших школьников организуются лагеря труда и отдыха» (Денисова, 1978, 120–121).
О 1990-х – начале 2000-х г.: «В Российской Федерации в дневных общеобразовательных школах традиционно проводятся каникулы осенние (5 дней; начало ноября), зимние (12 дней; конец декабря – начало января), весенние (7 дней; конец марта), летние (в соответствии со ступенью обучения от 2,5 до 3 месяцев: от окончания занятий до 1 сентября)» (ПЭС, 2003, 113).
Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.
КАНИКУЛЫ
установленный перерыв в занятиях в уч. заведениях в течение уч. года. В Рос. Федерации в дневных общеобразоват. школах традиционно проводятся К. осенние (5 дней; начало ноября), зимние (12 дней; кон. декабря — нач. января), весенние (7 дней; до нач. апреля), летние (в соответствии со ступенью обучения от 2,5 до 3 мес: от окончания -занятий до 1-го сент.). Местные органы власти в зависимости от конкретных условий могут изменять срок начала К., однако их продолжительность остается обязательной.
Организация отдыха школьников в период К. — важная социально-пед. задача. Один из гл. пед. принципов организации К. — соблюдение режима в жизни учащихся. Нарушение ставшего привычным распорядка дня, беспорядочное и пассивное времяпрепровождение способны привести к большему утомлению, чем уч. занятия, к утрате приобретенных полезных навыков и привычек.
Отдых в К. — это прежде всего смена деятельности учащихся. Преим. умственный труд, характерный для периода учебы, должен быть разумно заменен гл. обр. занятиями физич. кулыурой и спортом, подвижными играми, туристич. походами и экскурсиями. Целесообразно посещение музеев, выставок, театров, концертов, обогащающее учащихся знаниями и впечатлениями. При этом важно «е допускать пресыщения детей зрелищами. Полезно ориентировать учащихся также на чтение худож. и др. лит-ры и на занятия моделированием, конструированием, разл. видами творческой деятельности. В дни К. в полной мере должны сохраняться все пед. требования, касающиеся питания, сна, выполнения гигие-нич. и оздоровит. процедур. Для школьников организуется т. н. летняя трудовая четверть. Учащиеся, получившие уч. задания на лето, должны их систематически выполнять. Педагоги школы дают в таких случаях соответствующие рекомендации родителям или воспитателям.
Активное участие школьников в планировании и организации своего отдыха в К. — важное средство воспитания уче-нич. коллектива. Педагоги могут помочь учащимся рационально распределить свободное время с учетом возрастных особенностей.
Для учащихся ПТУ, ср. спец. и высш. уч. заведений установлены зимние (до 14 дней) и летние (до 2 мес) К. При этом продолжительность летних К. предопределяется характером будущей специальности и уч. планом. Учащиеся и студенты в период К. добровольно включаются в производств. деятельность в отраслях экономики и сфере обслуживания. С этой целью создаются лагеря труда и отдыха, студенч. отряды и т. п.
В период К. для учителей школ и преподавателей др. уч. заведений организуются разл. занятия с целью повышения квалификации. В К. (кроме летних) проводятся пед. совещания и т. п.
Организация отдыха школьников в период К. — важная социально-пед. задача. Один из гл. пед. принципов организации К. — соблюдение режима в жизни учащихся. Нарушение ставшего привычным распорядка дня, беспорядочное и пассивное времяпрепровождение способны привести к большему утомлению, чем уч. занятия, к утрате приобретенных полезных навыков и привычек.
Отдых в К. — это прежде всего смена деятельности учащихся. Преим. умственный труд, характерный для периода учебы, должен быть разумно заменен гл. обр. занятиями физич. кулыурой и спортом, подвижными играми, туристич. походами и экскурсиями. Целесообразно посещение музеев, выставок, театров, концертов, обогащающее учащихся знаниями и впечатлениями. При этом важно «е допускать пресыщения детей зрелищами. Полезно ориентировать учащихся также на чтение худож. и др. лит-ры и на занятия моделированием, конструированием, разл. видами творческой деятельности. В дни К. в полной мере должны сохраняться все пед. требования, касающиеся питания, сна, выполнения гигие-нич. и оздоровит. процедур. Для школьников организуется т. н. летняя трудовая четверть. Учащиеся, получившие уч. задания на лето, должны их систематически выполнять. Педагоги школы дают в таких случаях соответствующие рекомендации родителям или воспитателям.
Активное участие школьников в планировании и организации своего отдыха в К. — важное средство воспитания уче-нич. коллектива. Педагоги могут помочь учащимся рационально распределить свободное время с учетом возрастных особенностей.
Для учащихся ПТУ, ср. спец. и высш. уч. заведений установлены зимние (до 14 дней) и летние (до 2 мес) К. При этом продолжительность летних К. предопределяется характером будущей специальности и уч. планом. Учащиеся и студенты в период К. добровольно включаются в производств. деятельность в отраслях экономики и сфере обслуживания. С этой целью создаются лагеря труда и отдыха, студенч. отряды и т. п.
В период К. для учителей школ и преподавателей др. уч. заведений организуются разл. занятия с целью повышения квалификации. В К. (кроме летних) проводятся пед. совещания и т. п.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия