КАНАДА

Найдено 1 определение
КАНАДА
Canada), гос-во в Сев. Америке. Федерация в составе 10 провинций и 2 терр. Пл. ок. 10 млн. км2. Нас. 26,1 млн. чел. (1989). Офиц. языки английский и французский. Столица — Оттава.
С 1608 К. была франц. колонией, образование было сосредоточено в руках ка-толич. церкви. Первыми школами была Маленькая школа иезуитов в Квебеке (нач. школа для мальчиков), открытая в 1635 (с 1655 стала полной ср. школой), и Школа урусулинок (для девочек, 1642). В 1668 были открыты 2 школы с практич. обучением (готовили плотников, портных и др.). В англ. части К. на о. Ньюфаундленд в течение многих лет не было никаких школ. После распространения англ. власти на др. части К. (1763) протестанты стали создавать школы по англ. образцу. Постепенно сформировались две независимые друг от друга шк. системы — английская и французская. Закон. 1846 закрепил эти шк. системы, разрешил организацию в одной и той же местности католич. и протестантских школ.
Положение образования в К. определяется актом 1867 о Британской Сев. Америке, согласно к-рому для каждой провинции только ее законодат. орган может издавать законы, относящиеся к образованию. В 20—30-е гг. 20 в. во всех провинциях были приняты законы о школе, предусматривающие обязат. 8—10-летнее обучение для детей в возрасте от 6—7 до 14—16 лет.
Современная система образования включает дошк. учреждения, общеобразоват. школу, проф., проф.-тех. и высш. уч. заведения.
Управление образованием децентрализовано. В каждой провинции есть мин-во образования, к-рое ведает всеми вопросами нач. и ср. образования, устанавливает сроки обучения, его продолжительность, содержание и т. д.; министр образования обычно является членом пр-ва провинции. Для координации деятельности провинциальных мин— в в 1960 был создан К-т министров образования К., реорганизованный в 1967 в Совет министров образования (секретариат — в Торонто). При Совете министров имеются совещат. к-т заместителей министров образования и исполнит, к-т. Государственные (общественные) нач. и ср. школы финансируются за счет провинциальных, муниципальных и местных бюджетов, что приводит к неравенству материальной базы школ в разл. р-нах страны. Федеральное пр-во К. выделяет средства на нужды проф.-тех. и высш. образования, а также ведает вопросами образования коренных жителей — индейцев и эскимосов, но шк. обучением охвачены не все дети коренного населения (по офиц. данным, в 1973 не учились 71 тыс. индейцев и 4,6 тыс. эскимосов). Помимо государственных (общественных) нач. и ср. школ имеются частные школы, а также школы, принадлежащие религ. группам (католич., протестантские и др.), в сер. 70-х гг. в них обучалось 170,8 тыс. уч-ся, что составляло 3,1% от общего числа уч-ся нач. и ср. школ. Расходы на образование в 1988 составили 7,7% ВНП.
Дошкольное воспитание. Для детей от 1,5 до 3 лет имеются ясли, для детей 3—4 лет — малышовые группы, для детей 5—6 лет — дет. сады. Часто дет. сады создаются при нач. школах для подготовки детей к школе. Значит. число дошк. учреждений частные. В дет. садах дети обычно проводят по 3—4 ч в день, либо до обеда, либо после него. В сер. 70-х гг. дет. дошк. учреждениями было охвачено ок. 15% детей. В 1985 в дошк. учреждениях воспитывалось ок. 422,1 тыс. детей.
Общее образование. Установлено всеобщее обязательное и бесплатное образование для детей с 6 лет. Общая продолжительность полного ср. образования 11—13 лет при 6—8-летнем нач. образовании. В ст. классах уч-ся могут выбирать программу с ориентацией на академич. или проф. подготовку и менять свой выбор. Предусмотрены спец. программы для учащихся, не способных справиться со стандартной программой, а также для одаренных детей. Франц. система (в пров. Квебек) в соответствии с реформой 1964 имеет след, структуру: 6-летняя нач. школа, 5-летняя общеобразоват. ср. школа (два цикла; 2 и 3 года обучения), на втором цик те к-рой осуществляется разделение на общеобразоват. и проф. направления. На базе ср. школы работают коллежи общего и проф. образования, где уч-ся получают либо академич. образование (2 года обучения), дающее возможность поступления в ун-т, либо проф. подготовку (Згода). Англ. система: 6-летняя нач. школа, 3-летняя мл. ср. школа и 3-летняя ст. ср. школа или 8-летняя нач. школа и 4-летняя средняя.
Программа нач. обучения во всех школах включает родной язык (англ. или франц.), на к-рый отводится от 30 до 40% уч. времени, арифметику (9—11% уч. времени); обществоведение (включая географию и историю), естествознание, физкультуру, предметы худож. цикла, ручной труд, домоводство, а также религию, на к-рую в ряде провинций отводится больше времени, чем на естествознание. После окончания нач. школы учащиеся сдают экзамены.
В ряде провинций нет системы переводных или выпускных экзаменов, проводимых мин-вами образования. Эти вопросы оставлены на усмотрение шк. советов, чья рекомендация служит основанием для выдачи аттестатов, к-рые в большинстве провинций дифференцируются по категориям. В ср. школе практикуется система преподавания, при к-рой учащиеся изучают предметы обязательные и по выбору. К обяза!. предметам относятся англ. или франц. языки, обществоведение (включая историю и географию), математика, физкультура и спорт, проф. ориентация и подготовка; к предметам по выбору — естеств. науки, те или иные разделы математики, лат. яз., иностр. язык и др. В рамках требований, предъявляемых к выпускникам, учащиеся вместе с родителями и школой определяют набор изучаемых предметов. Ст. ср. школа дифференцирована, учащиеся распределяются на академич. и практич. профили подготовки. Окончание академич. профиля ст. ср. школы дает право поступления в любой вуз. В 1988/89 уч. г. имелось ок. 15,4 тыс. нач. и ср. школ (277,7 тыс. учителей, 5025 тыс. уч-ся).
Ср. школы играют активную роль в системе непрерывного образования, предлагая многочисл. вечерние и заочные курсы для взрослых, а также обычные дневные курсы. Кроме того, ими осуществляются разл. программы подготовки и переподготовки в области базового образования и функциональной неграмотности, организуются группы для инвалидов, молодежи, возвращающейся в школу, для женщин, желающих поступить на работу, а также разл. краткосрочные курсы по отд. уч. предметам или по языкам.
Имеются и отд. уч. заведения, дающие наряду со ср. образованием техн. или проф. подготовку. По окончании ср. школы учащиеся имеют возможность для продолжения образования в разл. формах. Прежде всего это ун-ты, колледжи и др. специализиров. уч. заведения, по окончании к-рых выдаются дипломы и присваиваются степени бакалавра по соответствующим специальностям. Прием в эти заведения производится без экзаменов на основе аттестата соответствующей категории с учетом необходимого набора изучавшихся предметов и уровня успеваемости. Прием на нек-рые ф-ты — юридический, инженерный, медицинский, стоматологический и т. п. — предусматривает необходимость частичного или полного завершения обучения на степень бакалавра. В высш. уч. заведения этого типа направляется для продолжения учебы ок. 60% выпускников ср. школ.
Профессионально -техническая подготовка дается на проф. отделениях ср. школ и в спец. ср. проф. школах с разл. уклонами, а также в гос. и частных проф. уч-щах на базе ср. школы. Программа проф. ср. школ предусматривает подготовку по ряду смежных специальностей, напр. по машинописи и стенографии, бухгалтерскому и коммерч. учету, подготовка автомехаников сочетается с подготовкой по нек-рым строит. специальностям. На базе ср. школы существуют техн. ин-ты и мл. колледжи, к-рые в течение от 1 года до 3- 4 лет готовят специалистов ср. звена: квалифициров. лаборантов, техников, мед. сестер и т. д. В ин-ты домоводства принимаются девушки после окончания мл. ср. школы. Срок обучения 4 года. В 1988/89 уч. г. проф.-тех. подготовку на базе ср. школы давали 197 уч. заведений, в к-рых насчитывалось 315,6 тыс. уч-ся.
Высшее образование дают ун-ты и колледжи (ин-ты университетского типа). Высш. образование платное. наиб. престижными высш. уч. заведениями считаются те, к-рые имеют право присваивать ученые степени. В 1988/89 уч. г. в 70 ун-тах и колледжах обучалась 501 тыс. студентов. Старейший вуз К. — Ун-г пров. Нью-Брансуик в г. Фредериктон (осн. в 1785; 9 ф-тов, 6,1 тыс. студентов). Крупнейшие ун-ты (1989/90 уч. г.): в Торонто (пров. Онтарио, осн. в 1827; 14 ф-тов, ок. 50 тыс. студентов), Объединенный ун-т пров. Квебек (включает ряд вузов гг. Квебек, Монреаль и др.; осн. в 1968; ок. 49 тыс. студентов); Монреальский ун-т (1876; 13 ф-тов, 38 тыс. студентов); Ун-т Конкордия в Монреале (осн. в 1974 слиянием Ун-та им. Дж. Уильямса и Колледжа иим. И. Лойолы; 26,6 тыс. студентов); Йоркский ун-т в г. Норт-Йорк (пров. Онтарио, осн. в 1959; 24,5 тыс. студентов); Лавальский ун-т в г. Квебек (1852; 12 ф-тов и 10 высш. школ, 24тыс. студентов), Ун-т пров. Британская Колумбия в Ванкувере (1908; 12 ф-тов, 23,9 тыс. студентов) и др.
В системе образования взрослых имеются специализир. ф-ты при ун-тах, с.-х. ин-ты, а также сеть ср. с.-х. школ.
Учителей для нач. школ готовят пед. колледжи в течение 4 лет на базе полной ср. школы. Учителя ср. школ, как правило, проходят подготовку в ун-тах и колледжах при них. В нек-рых провинциях от учителей ср. школы требуется окончание 4-летнего колледжа и прохождение годичной проф. подготовки.
Пед. исследования ведутся в ун-тах на пед. ф-тах, в ряде пед. колледжей. В Торонто имеются Ин-т пед. исследований пров. Онтарио, Канадская пед. ассоциация и Ассоциация по вопросам образования взрослых. В Оттаве находится Канад. ассоциация ун-тов и колледжей. Осп. пед. издания: «Canadian Journal of Education» («Канад. пед. журнал»), «Education {Canadaр («Образование в Канаде»), «Pedagogiques» («Педагогика») и др.
Лит.: Райерсон С. Б., Основание Канады, пер. с англ., М., 1963, с. 185—87; Антипова А. В., Антонова И. Ф., Канада, М., 1972. В. 3. Клепиков.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
332.09 кб

Системы высшего образования стран "группы восьми": Канада

Борисенкова Анна Валентиновна, Перфильева Ольга Владимировна
В статье представлен анализ национальной системы высшего образования Канады, страны-члена «Группы восьми».
Читать PDF
143.80 кб

Конференция «Квебек – Канада – Россия: факторы сближения и перспективы сотрудничества»

Исаева Екатерина Васильевна
Читать PDF
76.90 кб

К вопросу о повышении медиаграмотности в Канаде

Колесниченко В. Л.
Читать PDF
146.04 кб

Особенности содействия профессиональному становлению начинающего учителя в Канаде

Лучкина Татьяна Викторовна
В статье рассматриваются особенности содействия профессиональному становлению начинающего учителя в Канаде. Авторы обосновывают обращение к зарубежному опыту в поиске эффективных форм содействия начинающим учителям.
Читать PDF
295.57 кб

Трактат о системе образования в Канаде

Тихонова А. А., Назаров В. С.
Читать PDF
383.90 кб

Особенности становления и развития гражданского воспитания в Канаде

Фахрутдинова Анастасия Викторовна
Статья посвящена вопросам становления и развития гражданского воспитания в Канаде.
Читать PDF
500.73 кб

96. 02. 033. Смолл Дж. М. Реформа высшего образования в Канаде. Small J. M. reform in higher educati

Можаева Л. Г.
Читать PDF
292.35 кб

Медиаобразование в Канаде

Федоров А.
Читать PDF
351.38 кб

Поликультурное образование и воспитание в США и Канаде

Баранова Елена Борисовна
Статья посвящена рассмотрению некоторых специфических аспектов поликультурного образования и межкультурной ассимиляции в образовательное пространство США и Канады.
Читать PDF
135.47 кб

Становление дистанционного образования в США и Канаде

Джемилева Наталья Николаевна
В работе выделяются этапы становления и развития дистанционного образования в США и Канаде - современных лидерах в данной сфере, рассматриваются особенности этого процесса, определяются причины высокого уровня развития дистанционн
Читать PDF
309.23 кб

Становление дистанционного образования в США и Канаде

Джемилева Наталья Николаевна
В работе выделяются этапы становления и развития дистанционного образования в США и Канаде - современных лидерах в данной сфере, рассматриваются особенности этого процесса, определяются причины высокого уровня развития дистанционн
Читать PDF
538.01 кб

Преподавание политических наук в Канаде

Степанов С. А.
Проект "Аристотель", в котором участвуют большинство преподавателей кафедры политических наук РУДН, предусматривает ряд командировок для изучения особенностей преподавания политических наук в зарубежных университетах.
Читать PDF
0.00 байт

Образование в интересах устойчивого развития (оур) в Канаде и Соединенных Штатах

Хопкинс Чарльз
Читать PDF
118.33 кб

Практика мультикультурного образования в США, Канаде и Австралии

Балицкая Ирина Валерьевна
Читать PDF
0.00 байт

Канадская медиаобразовательная модель

Колесниченко В. Л.