КАЛМЫКИЯ

Найдено 1 определение
КАЛМЫКИЯ
Республика Калмыкия-Хальмг-Тангч, входит в Рос. Федерацию. Пл. 75,9 тыс. км2. Нас. 323 тыс. чел. (1989). Столица — Элиста.
В 1989 на 1000 чел. населения в возрасте 15 лет и старше приходилось 786 чел. с высшим и средним (полным и неполным) образованием (в 1979 — 667 чел.). В отраслях экономики занято ок. 62 тыс. специалистов, в т. ч. 19,2 тыс. с высшим и св. 41 тыс. со ср. спец. образованием.
До 18 в. хурульные (дамские) школы были единств, очагами грамотности. При обучении использовалась письменность, созданная в 1648 калм. просветителем и церк. деятелем Зая-Пандитой. С 18 в. создавались рус. миссионерские школы для калм. детей (в Ставрополе на Волге, 1741, и др.). К 1764 они прекратили существование. В 1-й пол. 19 в. были созданы общеобразоват. нач. уч-ща (наз. калмыцкими, хотя в них принимались только рус. мальчики; в программу обучения входил калм. яз.). Первое из них открыто в 1802 в Астрахани. В кон. 30-х гг. 19 в. вновь открыты миссионерские школы: классы калм. яз. при Астраханском духовном училище, а также (с 1871) при Донской духовной семинарии. Выпускники классов калм. яз. принимались в Казанскую духовную академию на миссионерское отделение или на соответствующие курсы при академии. Позже осн. миссионерские станы с церк.-приходскими школами в Калмыцкой степи Астраханской губ. (Улан-Эрге, 1877; Нойн-Шире, 1879; Чилгире, 1891; Кегульте, 1900), в Сальском округе Области войска Донского (на хуторах Плетневском, Кудиновском и др.). В 1890 открыта 2-классная миссионерская школа в Астрахани (имела пед. класс), к-рая в 1894 переведена в с. Калмыцкий Базар. В 1849 в Астрахани открыто 2-классное калм. уч-ще — первое нац. калм. уч. заведение, разрешенное царским пр-вом (работало до 1918). С 1854 открывались улусные школы в Астраханской (в 1860 — 6 школ, 120 уч-ся) и Ставропольской губ., а также в Донской обл. Примерные программы для них составлены инспектором нар. уч-щ К. М. Амосовым в 1882. Лишь в 1892 в них введено преподавание калм. яз. В кон. 19 в. улусные школы стали 4-летними. С 80-х гг. 19 в. калм. уч-ся принимались и в рус. церк.-приходские школы. Во 2-й пол. 19 в. на обществ. средства стали создаваться аймачные школы (первая в 1866). В 1862 при Астраханском калм. уч-ще открыто фельдшерское отделение, в 1864 — отделение гимназистов. В 1868- 1884 работало первое калм. жен. уч-ще в Астрахани, выпускницы к-рого преподавали в улусных школах. В нач. 20 в. появились ламаистские школы повышенного типа (черян хурул), где преподавались калм., рус., монг., тибет. языки, основы математики, географии, астрономии, иногда — тибет. медицины.
С нач. 19 в. издавались уч. пособия для калмыков: букварь с сокр. катехизисом на рус. и калм. языках (1804), букварь В. Дилигенского (1849), «Хрестоматия» А. М. Позднеева (1892), букварь Н. Бадмаева (1892, 1902), учебник рус. яз. для калмыков К. Ястребова (1892) и др. Для подготовки учителей калм. школ в Казанской инородческой семинарии в сер. 19 в. открыто спец. отделение (среди преподавателей был автор калм. грамматики А. А. Бобров-ников). Улучшению преподавания калм. яз, учителям способствовала пед. деятельность В. Л. Котвича в Петерб. ун-те. В 1915 насчитывалось 78 разл. уч. заведений (4 тыс. уч-ся), в т. ч. в Донской области — 13 калм. станичных (приходских) школ, 18 хуторских (одноклассных) и 6 калм. жен. уч-щ. Действовала калм. прогимназия (с 1909, с. Воронцово-Николаевское; с 1916 — по программе гимназии). Имелось 23 ламаистских уч. заведения. Охват детей обучением не превышал 3—4%. Грамотность калм. населения в 1897 составляла 2,3%.
С нач. 20-х гг. осуществлялась программа развития нар. образования, принятая 1-м общекалм. съездом Советов. Как одна из первоочередных задач рассматривалась ликвидация массовой неграмотности. Было создано отделение об-ва «Долой неграмотность». В 1924 организовано 36 ликпунктов; в 1929 разл. школы взрослых охватывали св. 12 тыс. чел. В 1923 разработан проект калм. алфавита на основе рус. графики (в 1931 — 1938 был принят алфавит на лат. графич. основе; в 1938 введен усовершенствованный алфавит на основе рус. графики). Начала работу комиссия по учебникам для калм. школ, координировавшая перевод уч. лит-ры, создание уч. программ и т. п. Первые сов. учебники изданы в Астрахани в 1928. Авторами и переводчиками учебников были учителя Л. Н. Нар-маев, Т. Д. Юркова и др. Для школ взрослых Б. Б. Бадмаезым и Н. Ш. Ташнино-вым составлен спец. букварь (1931).
В 1924 было 75 школ 1-й ступени и 4 школы 2-й ступени, 2 техникума — с.-х. и педагогический (в Астрахани; с 1927 в Элисте). В 1927 насчитывалось 140 школ 1-й ступени, 5 школ 2-й ступени. К кон. 20-х гг. почти во всех аймаках и хотонах были созданы школы 1-й ступени, а в улусных центрах — школы 2-й ступени. С 20-х гг. формировалась сеть дошк. учреждений.
В 1930/31 уч. г. введено всеобщее нач. обучение. В школах занимались св. 14 тыс. уч-ся, в т. ч. св. 9 тыс. калмыков. В 1931/ 1932 уч. г. обучением было охвачено св. 15,8 тыс. чел. Действовало 28 школ 1-й ступени (в т. ч. 13 калмыцких, 10 русских, 2 немецкие). В калм. школах в 1—3-х группах (классах) обучение велось на родном языке. В последующих группам (классах) обучение велось на рус. яз. гл. обр. из-за отсутствия учебников; родной язык преподавали как предмет. Подготовку пед. кадров для калМ. школ осуществляли курсы в Астрахани (1920; с 1921 калм. пед. техникум), отделение калм. яз. и лит-ры при Саратовском ун-те, к-рое положило начало высш. пед. образованию для калмыков. В 1938 на базе этого отделения основан Калм. пед. ин-т. В 1940/41 уч. г. было 224 начальные, 50 семилетних, 29 ср. школ (св. 45 тыс. уч-ся, 1500 учителей); имелись пед. уч-ще, с.-х. техникум, мед. школа. К 1940 неграмотность была в основном ликвидирована. Значит. вклад в организацию нар. образования в сов. Калмыкии внесли учителя И. П. Петкиев, Юркова, X. К. Косиев.
В кон. 1943 — нач. 1944 в результате необоснованных репрессий калмыки были выселены из родных мест. Школы с обучением на калм. яз. были закрыты. После воссоздания Калм. АССР (1957) развернулось стр-во школ. Возобновилась подготовка пед. кадров. В 1966 работало 149 начальных, 55 восьмилетних, 53 ср. школы (52,5 тыс. уч-ся, 2800 учителей). В 1964 в Элисте открыт пед. ин-т, в 1965 -политехникум. В кон. 1965 осуществлен 8-летний всеобуч. С сер. 70-х до кон. 80-х гг. осуществлялся курс на всеобщее ср. образование молодежи.
В нач. 90-х гг. в более чем 230 дошк. учреждениях было 22 тыс. детей, в т. ч. 6,4 тыс. детей ясельного возраста. В 1992/ 1993 уч. г. в 248 общеобразоват. школах обучалось 55,9 тыс. чел., в вечерних и заочных школах — 1,4 тыс. чел. В общеобразоват. школах занято ок. 5 тыс. учителей, 69% из к-рых имеют высш. образование. Работало св. 30 внешк. учреждений, охватывающих ок. 30 тыс. детей. Среди педагогов 23 засл. учителя школы Рос. Федерации, 69 засл. учителей школы Калмыкии. В нач. 90-х гг. в школах расширены возможности изучения калм. яз.; развернута подготовка новых учебников, в т. ч. по истории и культуре калмыков.
В 12 проф.-тех. уч-щах ок. 3,7 тыс. чел. Ср. спец. образование дают 7 уч. заведений (5,6 тыс. уч-ся), в т. ч. уч-ща: педагогическое им. X. Б. Канукова (осн. в 1921), музыкальное (1960), культурно-просветительное (1975). В 1970 на базе пед. ин-та открыт Калм. ун-т (в 1990 — св. 5 тыс. студентов), где готовятся пед. кадры для школ. Лит-ру на родном языке для школ выпускает Калм. книжное изд-во (ведет историю с 1926) в Элисте. Для детей издается журн. «Байр» (с 1989) на калм. и рус. языках.
Лит. — Ташнинов Н. ШОчерки истории просвещения в Калм. АССР, Элиста, 1969.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
279.25 кб

Характеристика двигательной активности учащихся среднего школьного возраста республики Калмыкия

Шушунов В. С.
Читать PDF
131.77 кб

Формирование поликультурной личности школьника на уроках английского языка (Республика Калмыкия)

Панъкин Санан Анатольевич
В статье рассмотрена воспитательная роль английского языка в поликультурном обществе. Данная статья будет интересна специалистам в области как преподавания иностранных языков, так и преподавания родного языка этнических групп.
Читать PDF
128.89 кб

Этносоциальные ценности как фактор формирования жизненных смыслов учащихся (Республика Калмыкия)

Полоусова Людмила Сергеевна
Жизненные смыслы важная составляющая самосознания личности. Одно из условий формирования жизненных смыслов учащихся изучение и осмысление этносоциокультурных ценностей этноса.
Читать PDF
204.94 кб

Пример как средство формирования духовно-нравственных ценностей молодежи Республики Калмыкия

Шарманджиев Дорджи Адьянович
В статье рассматриваются вопросы воспитания подрастающего поколения республики на примерах выдающихся представителей национальной интеллигенции.
Читать PDF
407.80 кб

Языковая ситуация в республике Калмыкия

Денисова Анастасия Валерьевна
В статье рассматриваются основные характеристики языковой ситуации в Республике Калмыкия в контексте реализации в России принципов мультилингвизма.
Читать PDF
544.53 кб

Участие молодежи в этнокультурном воспроизводстве в республике Калмыкия

Намруева Людмила Васильевна
В статье проанализированы результаты исследования, позволяющие выяснить, как социально-экономические преобразования 2000-х годов повлияли на молодежь республики, какую роль выполняют традиционные ценности в становлении личности мо
Читать PDF
196.43 кб

Социальный портрет студентов среднего профессионального образования республики Калмыкия

Марзаева Марина Борисовна
В статье анализируются основные социальные характеристики студентов среднего профессионального образования Калмыкии. В качестве объекта исследования выступают студенты среднего профессионального образования Республики Калмыкия.
Читать PDF
290.15 кб

Языковая политика и вопросы языкового сознания титульного этноса (на примере республики Калмыкия)

Дякиева Б.Б.
В статье подробно рассмотрены вопросы формирования языковой политики на примере калмыцкого языка, изучено законодательное регулирование языковой политики как фактора сохранения языкового сознания народа, выявлены объективные и суб
Читать PDF
288.06 кб

О формировании гражданской идентичности студенческой молодежи (на примере республики Калмыкия)

Марзаева М.Б.
В статье анализируются процессы социализации и формирования гражданской идентичности студенческой молодежи на примере обучающихся в Калмыцком государственном университете.
Читать PDF
336.33 кб

Система среднего профессионального образования в республике Калмыкия: основные социально-экономическ

Гунаев Е.А.
В статье дана общая характеристика системы среднего профессионального образования в Республике Калмыкия (типы, виды учреждений), включая описание текущего состояния, основных проблем в указанной сфере и направления ее реформирован
Читать PDF
516.47 кб

Система среднего профессионального образования в Республике Калмыкия в 1990-х гг

Джагаева Ольга Александровна, Ещенко Юлия Геннадьевна
В статье анализируется система среднего профессионального образования республики Калмыкия в 1990-х гг.
Читать PDF
284.49 кб

Реформа общеобразовательной школы в Калмыкии в 80-е гг. Хх в

Сартикова Е. В.
Читать PDF
221.09 кб

Детское движение Калмыкии на страже экологии

Тарбаева А.А.
Читать PDF
249.65 кб

Физические упражнения национальных видов спорта в процессе подготовки обучающихся Республики Калмыки

Калдариков Эдуард Николаевич
Нами анализировалась физкультурно-спортивная и физкультурно-оздоровительная деятельность обучающихся общеобразовательных организаций Республики Калмыкия в процессе урочных и внеурочных форм занятий.
Читать PDF
87.36 кб

НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК МЕХАНИЗМ СОВЕТСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ КАЛМЫКИИ В 1920-30-х гг.

Сартикова Евгения Викторовна
В статье рассматривается народное образование как механизм советской модернизации Калмыкии. Автор делает попытку показать характерные черты и принципы советской системы народного образования.