КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ
нормативный уровень, которому должен соответствовать продукт просвещения [84].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

Качество знаний
особенности всего объема усвоенной в процессе обучения информации в их соотношении с содержанием стандартного образования и задачами его усвоения. Качество знаний определяется по четырем группам характеристик: а) полнота, объем, точность, прочность; б) системность, обобщенность, научность, фундаментальность; в) оперативность, гибкость, мобильность; г) действенность, направленность на практические дела. По этим показателям замеряется качество знаний и определяется уровень их усвоения.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Качество знаний
(The quality of knowledge) социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности; степень удовлетворения ожиданий различных участников образовательного процесса от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг или степень достижения поставленных в образовании целей и задач; определяется соответствием принятой доктрине образования, социальным нормам, требованиям общества, государства и личности.

Источник: Качество образования словарь для студентов 2 курса отделения социальной педагогики.

КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ
выявляются в результате многоаспектного анализа усвоения и применения знаний человеком в различных видах деятельности. Понятие "К.з." предусматривает соотнесение видов знаний (законы, теории, прикладные, методологические, оценочные знания) с элементами содержания образования и с уровнями усвоения. Такое соотнесение необходимо, т.к. каждое знание потенциально связано со способом применения, может быть включено в творческий процесс и приобретать то или иное значение. К.з. имеют следующие характеристики: полноту, глубину, систематичность, системность, оперативность, гибкость, конкретность, обобщенность. К.з. характеризуются также свернутостью и развернутостью, осознанностью и прочностью. Все К.з. взаимосвязаны и относительно самостоятельны, т.к. не подменяют друг друга.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ
выявляются в результате многоаспектного анализа усвоения и применения знаний учащимися в различных видах учебной и учебно-производственной деятельности.
Понятие К.з. предусматривает соотнесение видов знаний (законы и закономерности, теории, прикладные знания, знания о способах деятельности, оценочные, мировоззренческие) с содержанием образования, а также с уровнями усвоения (см. Уровни качества усвоения знаний).
К.з. имеет следующие основные характеристики: полноту – количество знаний об изучаемых объектах, явлениях, процессах; глубину – совокупность осознанных учащимися связей и отношений между различными видами знаний; систематичность – осознание совокупности знаний и их взаимосвязях и последовательности; системность –осознание учащимися места соответствующего знания в структуре научной теории, способах прикладного применения; оперативность – умение использовать знания в разнообразных учебных и учебно-производственных ситуациях; гибкость – способность самостоятельно находить вариативные способы применения знаний (прежде всего о способах действий) в измененных, нетипичных условиях; конкретность – умения разложить знания на элементы и применить обобщенные знания в конкретных учебных и учебно-производственных условиях; обобщенность – умение выразить конкретное знание в обобщенной, понятийной форме.
К.з. характеризуются также свернутостью и развернутостью, осознанностью (пониманием путей их получения, умением доказывать) и прочностью (устойчивым сохранением в памяти существенных знаний и способов их применения). Все характеристики К.з. самостоятельны и не подменяют друг друга.
Особое значение в профессиональном обучении имеют такие К.з., как оперативность, гибкость, осознанность, так как они в решающей степени влияют на прочное формирование профессионального мастерства квалифицированных рабочих и специалистов.
Лит.: Лернер И.Я. Качества знаний. Какими они должны быть? – М., 1978; Качество знаний учащихся и пути его совершенствования. – М., 1978.
В.А. Скакун

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ
выявляются в результате многоаспектного анализа усвоения и применения знаний человеком в разл. видах деятельности.
Понятие К. з. предусматривает соотнесение видов знаний (законы, теории, прикладные, методол., оценочные знания) с элементами содержания образования и тем самым с уровнями усвоения. Такое соотнесение необходимо, т. к. каждое знание потенциально связано со способом применения, может быть включено в творческий процесс и приобретать то или иное значение. К. з. имеет след, характеристики: полноту — кол-во программных знаний об изучаемом объекте; глубину — совокупность осознанных учащимися связей и отношений между знаниями; систематичность — осознание состава нек-рой совокупности знаний в их иерархич. и последовательной связи; системность — осознание учеником места знания в структуре науч. теории; оперативность — умение использовать знания в однотипных ситуациях; гибкость — умение самостоятельно находить вариативные способы применения знаний в измененных условиях; конкретность — умение разложить знания на элементы, раскрыть конкретные проявления обобщенного знания; обобщенность — умение выразить конкретное знание в обобщенной форме.
К. з. характеризуются также свернутостью и развернутостью, осознанностью (пониманием связей и отношений между знаниями, путей их получения, умением доказывать) и прочностью (устойчивым сохранением в памяти существенных знаний и способов их применения, готовностью вывести необходимое знание на основе других). Все К. з. взаимосвязаны и относительно самостоятельны, т. к. не подменяют друг друга.
В формировании системы К. з. участвуют все методы обучения, все элементы содержания образования. В этом процессе важную роль играет конкретное наполнение знаний и способов деятельности. Так, отсутствие в содержании обучения методол. знаний отрицательно влияет на осознанность усвоения, без теоретич. знаний, построенных в должной системе, не достигается обобщенность, свернутость знаний и т. д.
Основными К. з. в системе являются полнота, глубина, оперативность, гибкость, осознанность. Первыми тремя обусловлены конкретность, обобщенность, системность знаний. Осознанность знаний приводит к их системности, систематичности, свернутости; прочность обеспечивается их осознанностью, систематичностью, оперативностью и т. д.
Контроль за формированием К. з. проводится на протяжении всего обучения. Во время итоговой проверки выявляется степень сформированности каждого К. з. или их сочетания.
Лит.: Качество знаний учащихся и пути его совершенствования, M., 197?; Рысс В. Л., Контроль знаний учащихся, М., 1982; Л с р-нер И. Я., Качества знаний учащихся. Какими они должны быть?, М., 1978; Зорина Л. Я. Системность — качество знаний, М., 1976. И. Я. Лернер.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
731.89 кб

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ У СТУДЕНТОВ

Мирзоидова Нигора Авазовна
Обеспечение качества образования вуза осуществляется определенными в ней процессами, которые взаимосвязаны между собой. Новая система оценки качества образования ориентирована на современные результаты образования.
Читать PDF
288.66 кб

Формализованный способ оценки качества знаний

Топунова Марина Клайдовна, Уханова Ольга Викторовна, Наумова Ольга Викторовна
Описана методика педагогического измерения грамотности школьников в области «Русский язык» с использованием кодификатора, составленного на основе учебно-тематического планирования конкретной образовательной программы с применением
Читать PDF
123.10 кб

Качество жизни в контексте философского знания

Щеткин А. В.
В статье осуществлен анализ представлений о качестве жизни, сложившихся в рамках философского знания.
Читать PDF
314.63 кб

Система оценки качества знаний студентов в вузе

Наумова Наталья Анатольевна
Статья посвящена вопросам оценки качества подготовки студентов вузов.
Читать PDF
153.03 кб

Тестирование как фактор повышения качества знаний

Анохин Михаил Григорьевич, Павлютенкова Марианна Юрьевна
Ведущие ученые кафедры политологии и политического управления РАГС при Президенте РФ дают квалифицированные рекомендации преподавателям вузов по подготовке и использованию тестов в процессе обучения студентов.
Читать PDF
360.65 кб

Технологии оценки качества структуры знаний обучаемых

Снигирева Татьяна Александровна
В статье рассматриваются некоторые аспекты технологии оценки качества структуры знаний обучаемых.
Читать PDF
346.04 кб

Влияние методов оценки знаний на качество обра-зования

Алимаа Ж.
Читать PDF
435.67 кб

Оценка качества знаний через компьютерное тестирование

Баранов Роман Дмитриевич
В статье рассматриваются новые информационные технологии применительно к образованию. Особое внимание уделено компьютерному тестированию как форме оценки знаний обучающегося.
Читать PDF
191.77 кб

Мониторинг качества знаний студентов в медицинском вузе

Пешиков Олег Валентинович, Шаманова Анна Юрьевна
За последнее время в мире изменились приоритеты образования. Если прежде ценились знания сами по себе, то теперь на первое место вышли общеучебные умения: умения приобретать и эффективно использовать знания.
Читать PDF
177.16 кб

О признании теологии в качестве отрасли научного знания

Никольский Владимир Святославович
В настоящее время продолжается оживленная дискуссия о включении теологии в номенклатуру специальностей научных работников ВАК с последующим формированием экспертного совета по теологии, созданием сети специализированных советов по
Читать PDF
196.98 кб

Карта знаний как инструмент повышения качества обучения

Михайлова Елена Константиновна
Дидактические отношения «учитель изучаемый материал ученик» тесно связаны с насущной проблемой обновления современного образования, касающейся повышения качества обучения.
Читать PDF
1.36 мб

Методы анализа качества тестовых заданий и оценки знаний

Коротких Д. А.
Предлагается альтернативный подход представления тестовых заданий, основанный на теории нечетких множеств. Он является весьма гибким и позволяет единообразно описывать различные типы заданий.
Читать PDF
63.65 кб

Оценка знаний как инструмент повышения качества обучения

Барклаевская Наталья Владимировна, Шарапова Ольга Михайловна, Лахманова Ирина Евгеньевна
Целью оценки знаний является выявление степени соотношения знаний студента с экспертноймоделью знаний.
Читать PDF
165.94 кб

Качество жизни в контексте социально-философского знания

Щёткин А. В.
В статье осуществлен анализ представлений о качестве жизни, сложившихся в рамках философского знания.
Читать PDF
255.94 кб

Тестирование как метод контроля качества знаний студентов

Попов Алексей Владимирович
В статье рассматривается значимость тестирования как инструмента дистанционного контроля знаний, достоинства и недостатки тестирования в высших учебных заведениях.

Похожие термины: