Кабинет учебный
КАБИНЕТ УЧЕБНЫЙ
помещение в школе для проведения учебных и внеклассных мероприятий по определенному учебному предмету.
Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.
Кабинет учебный
учебно-вспомогательное, специально оборудованное помещение в организациях образования, в котором проводятся уроки и другие виды учебных и дополнительных занятий, а также методическая работа учителя.
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
КАБИНЕТ УЧЕБНЫЙ
учебновспомогательное помещение в образовательном учреждении, в котором проводятся уроки и другие виды учебных занятий, занятий кружков и другие виды внеклассной работы по определенному учебному предмету.
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
Кабинет учебный
учебно-вспомогательное помещение в образовательном учреждении, в котором проводятся учебные занятия, занятия кружков и другие виды внеклассной работы по определенному учебному предмету (или нескольким смежным предметам), а также методическая работа соответствующего методического объединения учителей. Для проведения учебных занятий в К. у. должно быть надлежащее оборудование: литература, кино-, теле-, видео- и радиоаппаратура, приборы и инструменты, разнообразные учебные пособия. Для проведения методической работы К. у. комплектуется методической литературой, методическими разработками, описаниями лучших уроков, материалами по планированию и т. д.
Источник: Словарь по технологиям обучения
КАБИНЕТ учебный
помещение в школе для проведения учебных и внеклассных занятий по определенному учебному предмету (или нескольким смежным). Согласно учебным планам и программам, К. оснащается необходимыми учебными пособиями, мебелью и оборудованием. В Рос. Федерации разработаны и периодически обновляются типовые перечни учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ. Кабинетная система занятий повышает эффективность учебно-воспитательной работы, способствует научной организации труда учителя и учащихся, создает возможность для реализации требований педагогики, эргономики, психологии, школьной гигиены, техники безопасности и т.д. Поэтажное размещение К. осуществляется обычно с учетом целесообразности функционирования на одном этаже К. по родственным предметам и организации своеобразных центров по естественно-математическому и гуманитарному циклам, трудовому обучению, эстетическому воспитанию и т.д. В малокомплектных школах целесообразно создавать объединенные К. для занятий по родственным предметам (например, физике, химии и биологии; биологии, химии и географии). См. также Класс
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
КАБИНЕТ УЧЕБНЫЙ
помещение в профессиональном учебном заведении для проведения учебных и внеурочных занятий по определенному учебному предмету (или нескольким предметам). Согласно учебным планам и программам оснащается необходимыми учебными пособиями, мебелью и оборудованием. Для профессиональных учебных заведений разработаны и периодически обновляются типовые перечни учебно-наглядных пособий, технических средств обучения и учебного оборудования для наиболее массовых и типовых К.у. Кабинетная система организации учебно-материальной базы профессионального образования стала широко распространяться с 60-х гг., хотя К.у. общетехнических и специальных предметов создавались издавна в любом профессиональном учебном заведении.
Каждый К.у. оснащается мебелью и приспособлениями для организации рабочих мест преподавателя и учащихся, для хранения и использования средств обучения (специализированные шкафы, монтируемые из секций различного назначения, стенды, демонстрационные столы и т.п.). Одним из требований к планировке К.у. является соответствие санитарно-гигиеническим нормам к освещению и обеспечение выполнения правил безопасности, особенно в кабинетах, связанных с использованием электроэнергии, газа, химических реактивов (см. Рабочее место преподавателя).
Одной из важных проблем организации К.у. является размещение и использование технических средств обучения с учетом специфики предмета и фонда этих средств. При ограниченном количестве экранно-звуковых средств, компьютерных средств и других ТСО наиболее экономичным является создание в учебном заведении мобильного фонда ТСО путем создания кабинетов ТСО, компьютерных классов, лингафонных кабинетов, кабинетов программированного обучения. Особое внимание уделяется оформлению интерьера К.у. с точки зрения его функциональной направленности и удовлетворения требованиям эстетики.
Особенностью организации и функционирования кабинетной системы в профессиональных учебных заведениях является широкое привлечение учащихся к оснащению и техническому обслуживанию К.у. При К.у., прежде всего по общетехническим и специальным предметам, работают технические кружки, в которых учащиеся конструируют иизготовляют специальные наглядные пособия, стенды, учебные установки, макеты, модели, другие средства обучения, осваивают применение компьютерной техники при изучении предмета. Этому во многом способствует наличие в учебных заведениях учебно-производственных мастерских с необходимым оборудованием.
Кабинетная система занятий повышает эффективность учебно-воспитательной работы, способствует научной организации труда преподавателей и учащихся, создает возможность для реализации требований педагогики, эргономики, психологии, гигиены, техники безопасности, экономики и т.д.
Оценка эффективности использования кабинетной системы проводится в трех аспектах: эргономическом (выявляется степень приспособленности всех компонентов и условий К.у. к особенностям труда преподавателя и учащихся), психофизиологическом (оцениваются возможности К.у. для рационализации и оптимизации труда работающих и установления положительной эмоциональной устойчивости), собственно педагогическом (определяется степень обученности и воспитанности учащихся).
Лит.: Дрига И.И. Кабинетная система в общеобразовательной школе. – М., 1986; Батышев С.Я. Научная организация учебно-воспитательного процесса. – М., 1980.
В.А. Скакун
Каждый К.у. оснащается мебелью и приспособлениями для организации рабочих мест преподавателя и учащихся, для хранения и использования средств обучения (специализированные шкафы, монтируемые из секций различного назначения, стенды, демонстрационные столы и т.п.). Одним из требований к планировке К.у. является соответствие санитарно-гигиеническим нормам к освещению и обеспечение выполнения правил безопасности, особенно в кабинетах, связанных с использованием электроэнергии, газа, химических реактивов (см. Рабочее место преподавателя).
Одной из важных проблем организации К.у. является размещение и использование технических средств обучения с учетом специфики предмета и фонда этих средств. При ограниченном количестве экранно-звуковых средств, компьютерных средств и других ТСО наиболее экономичным является создание в учебном заведении мобильного фонда ТСО путем создания кабинетов ТСО, компьютерных классов, лингафонных кабинетов, кабинетов программированного обучения. Особое внимание уделяется оформлению интерьера К.у. с точки зрения его функциональной направленности и удовлетворения требованиям эстетики.
Особенностью организации и функционирования кабинетной системы в профессиональных учебных заведениях является широкое привлечение учащихся к оснащению и техническому обслуживанию К.у. При К.у., прежде всего по общетехническим и специальным предметам, работают технические кружки, в которых учащиеся конструируют иизготовляют специальные наглядные пособия, стенды, учебные установки, макеты, модели, другие средства обучения, осваивают применение компьютерной техники при изучении предмета. Этому во многом способствует наличие в учебных заведениях учебно-производственных мастерских с необходимым оборудованием.
Кабинетная система занятий повышает эффективность учебно-воспитательной работы, способствует научной организации труда преподавателей и учащихся, создает возможность для реализации требований педагогики, эргономики, психологии, гигиены, техники безопасности, экономики и т.д.
Оценка эффективности использования кабинетной системы проводится в трех аспектах: эргономическом (выявляется степень приспособленности всех компонентов и условий К.у. к особенностям труда преподавателя и учащихся), психофизиологическом (оцениваются возможности К.у. для рационализации и оптимизации труда работающих и установления положительной эмоциональной устойчивости), собственно педагогическом (определяется степень обученности и воспитанности учащихся).
Лит.: Дрига И.И. Кабинетная система в общеобразовательной школе. – М., 1986; Батышев С.Я. Научная организация учебно-воспитательного процесса. – М., 1980.
В.А. Скакун
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.
КАБИНЕТ УЧЕБНЫЙ
помещение в школе для проведения уч. и внеклассных занятий по определенному уч. предмету (или неск. смежным). Согласно уч. планам и программам оснащается необходимыми учебными пособиями, мебелью и оборудованием. В Рос. Федерации разработаны и периодически обновляются типовые перечни уч.-наглядных пособий и уч. оборудования для общеобразоват. школы.
В первые годы становления сов. общеобразоват. школы проектировались и создавались кабинеты родного языка, обществоведения, иностр. языка, математики и др., как правило для ст. классов. В них размещались необходимые уч. пособия, оборудование, инструменты, лит-ра и проводились консультации, индивидуальные занятия со школьниками, самостоят. занятия. Уч. занятия (уроки) со всем классом шли лишь в кабинетах химии, физики, биологии, в 7-летних (8-летних) школах — в едином К. у. естествознания. Уроки по др. уч. предметам до 1965 в течение всего уч. года проводились в классных помещениях, закрепленных за каждым классом. Со 2-й пол. 60-х гг. в общеобразоват. школах стала распространяться кабинетная система обучения.
Планировка К. у. должна соответствовать сан.-гигиенич. нормам и обеспечивать выполнение правил техники безопасности (особеннов К. у. физики, химии, биологии, трудового обучения, информатики и вычислит, техники). Каждый К. у. оснащается мебелью и приспособлениями для организации рабочих мест учителя и учащихся, для хранения средств обучения (специализиров. шкафы, монтируемые из секций разл. назначения).
Одной из важных проблем организации К. у. является размещение и использование ТСО с учетом специфики предмета и фонда экранно-звуковых средств. При ограниченном кол-ве проекционных аппаратов наиб. экономичным является создание в школе мобильного фонда ТСО.
Особое внимание уделяется оформлению интерьера К. у. с точки зрения его функциональной направленности и удовлетворения требований эстетики. Экспозиция К. у. может быть сменной и постоянной. Постоянную экспозицию составляют справочные таблицы, карты, портреты и т. д. Во избежание перегрузки сменной экспозиции нек-рые материалы (крае-ведч. работы, газеты и др.) можно выносить в коридор или рекреации.
Кабинетная система занятий повышает эффективность уч.-воспитат. работы, способствует науч. организации труда учителя и учащихся, создает возможность для реализации требований педагогики, эргономики, психологии, шк. гигиены, техники безопасности, экономики и т. д. В целом она представляет собой одну из составных частей уч.-материальной базы школы: объединяет К. у., предусмотренные уч. планом и программами и взаимодействующие на основе межпредметных связей. При реализации кабинетной системы организации занятий обращается внимание на рациональное распределение площади шк. здания. Поэтажное размещение К. у. осуществляется обычно с учетом целесообразности функционирования на одном этаже К. у. по родственным предметам и организации своеобразных центров по естеств.-ма-тем. и гуманитарному циклам, трудовому обучению, эстетич. воспитанию, а также с учетом удобства и экономичности подводки разл. коммуникаций. В малокомплектных школах целесообразно создавать объединенные К. у. для занятий по родственным предметам (физике, химии и биологии; биологии, химии и географии и т. д.).
Оценка эффективности использования кабинетной системы проводится в трех аспектах: эргономическом (выявляется степень приспособленности всех компонентов и условий К. у. к особенностям труда учителя и учащихся), психофизиологическом (оцениваются возможности К. у. для рационализации и оптимизации труда работающих и установления положит. эмоциональной устойчивости), собственно педагогическом (определяется степень обученности и воспитанности учащихся). Пед. эффективность использования К. у. в целом зависит от рациональности метод. приемов и отбора средств обучения по отд. вопросам, темам и курсу и определяется эксперим. проверкой.
Лит.: Шаповаленко С. Г., Шк. оборудование и кабинетная система, в кн.: Вопросы школоведения, M.; Д p и — га И. И., Кабинетная система в общеобразоват. школе, M.; Назарова Т. С., Совершенствование и развитие кабинетной системы, СП,1982, № 6. См. также лит. при статьях об отд. уч. предметах.
Т. С. Назарова.
В первые годы становления сов. общеобразоват. школы проектировались и создавались кабинеты родного языка, обществоведения, иностр. языка, математики и др., как правило для ст. классов. В них размещались необходимые уч. пособия, оборудование, инструменты, лит-ра и проводились консультации, индивидуальные занятия со школьниками, самостоят. занятия. Уч. занятия (уроки) со всем классом шли лишь в кабинетах химии, физики, биологии, в 7-летних (8-летних) школах — в едином К. у. естествознания. Уроки по др. уч. предметам до 1965 в течение всего уч. года проводились в классных помещениях, закрепленных за каждым классом. Со 2-й пол. 60-х гг. в общеобразоват. школах стала распространяться кабинетная система обучения.
Планировка К. у. должна соответствовать сан.-гигиенич. нормам и обеспечивать выполнение правил техники безопасности (особеннов К. у. физики, химии, биологии, трудового обучения, информатики и вычислит, техники). Каждый К. у. оснащается мебелью и приспособлениями для организации рабочих мест учителя и учащихся, для хранения средств обучения (специализиров. шкафы, монтируемые из секций разл. назначения).
Одной из важных проблем организации К. у. является размещение и использование ТСО с учетом специфики предмета и фонда экранно-звуковых средств. При ограниченном кол-ве проекционных аппаратов наиб. экономичным является создание в школе мобильного фонда ТСО.
Особое внимание уделяется оформлению интерьера К. у. с точки зрения его функциональной направленности и удовлетворения требований эстетики. Экспозиция К. у. может быть сменной и постоянной. Постоянную экспозицию составляют справочные таблицы, карты, портреты и т. д. Во избежание перегрузки сменной экспозиции нек-рые материалы (крае-ведч. работы, газеты и др.) можно выносить в коридор или рекреации.
Кабинетная система занятий повышает эффективность уч.-воспитат. работы, способствует науч. организации труда учителя и учащихся, создает возможность для реализации требований педагогики, эргономики, психологии, шк. гигиены, техники безопасности, экономики и т. д. В целом она представляет собой одну из составных частей уч.-материальной базы школы: объединяет К. у., предусмотренные уч. планом и программами и взаимодействующие на основе межпредметных связей. При реализации кабинетной системы организации занятий обращается внимание на рациональное распределение площади шк. здания. Поэтажное размещение К. у. осуществляется обычно с учетом целесообразности функционирования на одном этаже К. у. по родственным предметам и организации своеобразных центров по естеств.-ма-тем. и гуманитарному циклам, трудовому обучению, эстетич. воспитанию, а также с учетом удобства и экономичности подводки разл. коммуникаций. В малокомплектных школах целесообразно создавать объединенные К. у. для занятий по родственным предметам (физике, химии и биологии; биологии, химии и географии и т. д.).
Оценка эффективности использования кабинетной системы проводится в трех аспектах: эргономическом (выявляется степень приспособленности всех компонентов и условий К. у. к особенностям труда учителя и учащихся), психофизиологическом (оцениваются возможности К. у. для рационализации и оптимизации труда работающих и установления положит. эмоциональной устойчивости), собственно педагогическом (определяется степень обученности и воспитанности учащихся). Пед. эффективность использования К. у. в целом зависит от рациональности метод. приемов и отбора средств обучения по отд. вопросам, темам и курсу и определяется эксперим. проверкой.
Лит.: Шаповаленко С. Г., Шк. оборудование и кабинетная система, в кн.: Вопросы школоведения, M.; Д p и — га И. И., Кабинетная система в общеобразоват. школе, M.; Назарова Т. С., Совершенствование и развитие кабинетной системы, СП,1982, № 6. См. также лит. при статьях об отд. уч. предметах.
Т. С. Назарова.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия