КАБАЛЕВСКИЙ Дмитрий Борисович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

КАБАЛЕВСКИЙ Дмитрий Борисович (1904-1987)
композитор, педагог и общественный деятель, народный артист СССР (1963), действительный член АПН СССР (1971), д-р искусствоведения (1965), профессор (1939). Занимался проблемами музыкально-эстетического воспитания детей и юношества. Создал педагогическую концепцию массового музыкального воспитания, которая органично связывает музыку как искусство с музыкой - учебным предметом. Автор цикла радиопередач "Детям о музыке".

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

КАБАЛЕВСКИЙ Дмитрий Борисович
р. 17(30).12.1904, Петербург, — 14.2.1987, Москва], композитор, педагог и обществ. деятель, нар. арт. СССР (1963), д. ч. АПН СССР (1971), дер искусствоведения (1965), проф. (1939). Окончил Моск. консерваторию по классу композиции (1929) и классу фортепиано (1930). Пед. деятельность начал в 1925. С 1932 преподавал в Моск. консерватории. С 1952 секретарь правления Союза композиторов СССР, с 1962 возглавлял комиссию по муз.-эстетич. воспитанию детей и юношества. Пред. науч. совета по эстетич. воспитанию при През. АПН СССР (с 1969), одновременно был науч. руководителем лаборатории по муз. обучению НИИ школ в Москве. С 1983 гл. ред. журн. «Музыка в школе». Автор муз. произведений и работ по муз. проблемам современности.
Занимался проблемами муз.-эстетич. воспитания детей и юношества, стремился вызвать у детей ясное понимание и ощущение того, что музыка не просто развлечение, а часть самой жизни человека. Создал пед. концепцию массового муз. воспитания, к-рая органично и естественно связывает музыку как иск-во с музыкой — уч. предметом. В основе его системы наиб. простые и доступные детям формы и жанры музыки («три кита») — песня, танец, марш, опора на к-рые дает возможность уже с 1-го кл. без особых усилий входить в любую область муз. иск-ва, устанавливать многообразные связи музыки со всеми звеньями изучаемой в школе истории человеческого общества. Важнейшая особенность программы К. — ее тематич. планирование, к-рое создает условия для достижения целостности урока, единства составляющих его элементов, поскольку в основу такого планирования положены не разл. виды деятельности, а разл. грани музыки как единого целого. К. считал главным не обучать школьников муз. (нотной) грамоте, а формировать муз. грамотность детей как способность воспринимать музыку в качестве живого образного иск-ва; особое «чувство музыки», заставляющее воспринимать ее эмоционально, отличая в ней хорошее от плохого, на слух определять характер музыки и ощущать внутр. связь между ее характером и манерой исполнения и т. д. Выступал перед молодежью с лекциями-концертами, беседами по радио, телевидению, в школах, пионерлагерях и домах пионеров. Автор цикла радиопередач «Детям о музыке».
Соч.: Избр. статьи о музыке, М., 1963; Прекрасное пробуждает доброе. Эстетич. воспитание. Статьи, доклады, выступления, М., 1973; Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке, M., 1976; Программа по музыке для общеобразоват. школы, 1—3-й кл., М., 1977; то же, 4—7-й кл., М., 1982; Воспитание ума и сердца, M.; Пед. размышления, М., 1986; Как рассказывать детям о музыке?, M., 1989.
Лит.: Д а н и л е в и ч Л. В., Творчество Д. Б. Кабалевского, М., 1963; Диемитман Б., Кабалевский и дети, «Муз. жизнь», 1979, № 24; Пожидаев Г., Д. Б. Кабалевский, М., 1987.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
251.02 кб

Дмитрий Борисович Кабалевский: социокультурная миссия художника в современном мире

Щербакова Анна Иосифовна
Статья посвящена осмыслению творческого пути Д. Б. Кабалевского композитора, педагога, просветителя, общественного деятеля, являющего собой образец социокультурной миссии, которую художник-просветитель играет в развитии культуры.