ЯНЖУЛ Екатерина НиколаевнаЯНКОВИЧ де МИРИЕВО

ЯНЖУЛ Иван Иванович

Найдено 2 определения термина ЯНЖУЛ Иван Иванович

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ЯНЖУЛ Иван Иванович

1846-1914)  — ученый, экономист и статистик, педагог, деятель народного образования. В 1876-98 профессор Московского университета. Академик АН (1895). Член Русского технического общества. Как сторонник "государственного социализма", Я. считал, что для развития культуры и образования необходимо усиление внимания государства.  Благосостояние общества и успех промышленности, повышение производительности труда и торговли связывал с развитием образования, в особенности технического, распространением грамотности. Ставил вопрос о всеобщности и общедоступности образования. Под руководством Я. были проведены исследования взаимосвязи грамотности, образования, профессиональной подготовки и качества производительности труда, их влияние на отношение к производству, вызвавшие широкий резонанс ("Экономическая оценка народного образования", 1896) и заложившие основы новой отрасли педагогического знания - экономики народного образования.  Будучи в 1882-87 первым фабричным инспектором Московского округа, Я. вскрыл эксплуатацию детского труда и несовершенство ученичества, способствовал принятию актов фабричного законодательства (1884), ограничивавших рабочий день детей 12-15 лет 8-ю часами, а также обязывавших фабрикантов открывать школы для детей рабочих. Как ученый и публицист занимался вопросами педагогической социологии и статистики, социальной педагогики, организации внешкольного образования. За подготовленный университетский курс "Основные начала финансовой науки. Учение о государственных доходах" (1893) АН удостоила Я. премии Грейга.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

ЯНЖУЛ Иван Иванович

2(14).6.1846, с. Янжуловка, ныне в Васильковском районе Киевской обл. Украины, - 18(31).10.1914, Висбаден, Германия], экономист. и статистик, деятель образования, д. ч. Петерб. АН (1895), дер права (1876). Образование получил в Московском (1862—69), Лейпцигском, Гейдель-бергском, Цюрихском (1872—73) ун-тах. С 1874 доцент, в 1876—98 проф. Моск. ун-та (кафедра финанс. права) Одновременно в 1882—87 первый фабричный инспектор Моск. округа. В своих отчетах отразил факты эксплуатации дет. труда и несовершенство системы ученичества; способствовал принятию фабричного законодательства (1884), ограничившего рабочий день детей 12—15 лет 8 часами и обязавшего предпринимателей создавать школы для детей рабочих. Член РТО.

Я. - сторонник идей «гос. социализма», придавал большое значение участию гос-ва в развитии культуры и образования. Подчеркивал роль образования, особенно технического, и распространения грамотности в повышении благосостояния общества, эффективности промети и торговли. К важнейшим задачам гос-ва относил подготовку трудоспособного населения России к условиям индустр. произ-ва, ставил вопрос. о всеобщности и общедоступности образования. Деятельность Я. способствовала зарождению в стране экономики нар. образования. Под его руководством были проведены исследования (совм. с А. И. Чупровым, Е. Н. Янжул, Л. Л. Гав-ришевым и др.) взаимосвязи грамотности, образования, проф. подготовки и качества труда, их влияния на отношение рабочих к произ-ву. Результаты были заслушаны на 2-м съезде рус. деятелей по техн. и проф. образованию (1895—96) и опубликованы отд. изд. «Экон. оценка нар. образования» (1896). Занимался также вопросами пед. социологии и статистики, социальной педагогики, организации внешк. образования. Автор многочисл. науч. и публицистич. статей в периодич. изданиях (в т. ч. в «Отечественных записках», «Вестнике воспитания», «Русской школе» и др.). Его учебник для ун-тов «Основные начала финансовой политики. Учение о государственных доходах» (1893) АН удостоила премии Грейга. Редактор ряда статей Энциклопедич. словаря Брокгауза и Ефрона (с 1898).

Соч.: В поисках лучшего будущего Социальные этюды, СПБ, 1893; Значение образования для успехов пром-сти и торговли, «Техн. образование», 1896, № 3; Статистич. оценка добрых и дурных учительских влияний в стенах школы, Хар., 1901; Между делом. Очерки по вопросам нар. образования, экон. политики и обществ. жизни, СПБ, 1904; Из воспоминаний и переписки фабричного инспектора первого созыва, СПБ, 1907; Воспоминания о пережитом и виденном в 1864—1809, в. 1, СПБ, 1910.

Лит.: Неболсин А. Г., Организация курсов для взрослых рабочих, СПБ, 1897; Дьяконов М. А., И. И. Янжул, П., 1914; Бергман Е., Памяти И. И. Янжула, П., 1914; Судейкин В. Г., И. И. Янжул, ЖМНП, 1915, янв.

Е. Г. Осовский, Н. И. Еналеева.

 

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме ЯНЖУЛ Иван Иванович — 0

Найдено научныех статей по теме ЯНЖУЛ Иван Иванович — 0

Найдено книг по теме ЯНЖУЛ Иван Иванович — 0

Найдено презентаций по теме ЯНЖУЛ Иван Иванович — 0

Найдено рефератов по теме ЯНЖУЛ Иван Иванович — 0