ЯНЖУЛ Екатерина Николаевна

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЯНЖУЛ Екатерина Николаевна
1855 - не ранее 1927) — деятель народного образования, журналист, переводчик. Жена и сотрудник И.И. Янжула. Член Ученого комитета МНП по отделению технического и профессионального образования (1900). Сотрудничала с Постоянной комиссией по техническому образованию Русского технического общества по вопросам женского профессионального образования. Была сторонницей введения ручного труда, в частности рукоделия как предмета обще- образовательной школы. Автор статей и книг по истории, современному состоянию, проблемам и тенденциям развития школы и педагогики в Западной Европе и Америке. Была рос. корреспондентом зарубежных педагогических журналов. В своих работах актуализировала проблемы зарубежной школы и педагогики, волновавшие рос. педагогическую общественность: значение школы, образования, грамотности в обществе, их роль в развитии культуры, повышении производительности труда, инновационные процессы в дидактике и методике преподавания и т.п. Исследуя эти проблемы, Я. предостерегала от немедленного и бездумного копирования зарубежного опыта, побуждала к обсуждению общего и особенного.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ЯНЖУЛ Екатерина Николаевна
(7 [19] сентября 1855 г. – не ранее 1927 г.) – деятель народного образования, журналист, переводчик педагогической литературы. Жена и сотрудник И.И. Янжула. Образование получила в г. Дрездене. Член Ученого Комитета Минис-терства народного просвещения по отделению технического и профессионального образования (1900). Сотрудничала с Постоянной комиссией по техническому образованию Русского технического общества по вопросам женского профессионального образования. Руководила (совместно с М.К. Горбуновой-Каблуковой) секцией на II и III съездах русских деятелей по техническому и профессиональному образованию. Была сторонницей введения ручного труда, в частности, рукоделия, как предмета общеобразовательной школы. Совместно с мужем осуществила целый ряд зарубежных поездок. Приобрела известность как автор статей и книг по истории, современному состоянию, проблемах и традициях развития школы и педагогики в Западной Европе и Америке. Сотрудничала в журналах «Образование», «Русская школа», «Техническое образование», «Вестник воспитания» и др. В 1896 г. опубликовала в «Вестнике воспитания» серию статей «Чем отличается американская школа с русской», а затем на их основе книгу «Американская школа: Очерки методов американской педагогики» (СПб., 1902), выдержавшую 8 переизданий (после 1926 г.). Янжул Е.Н. была российским корреспондентом зарубежных педагогических журналов.
В своих работах актуализировала проблемы зарубежной школы и педагогики, волновавшие российскую педагогическую общественность: значение школы, образования, грамотности в обществе, их роль в развитии культуры, повышении производительности труда, проблемы женского профессионального образования и ручного труда как принцип и предмет обучения, организация и управление школьным делом, инновационные процессы вдидактике и методике преподавания и т.п. Исследуя эти проблемы, Янжул Е.Н. предостерегала от немедленного и бездумного копирования зарубежного опыта, побуждала к обсуждению общего и особенного.
В 1919–1923 гг. Янжул Е.Н. привлекалась Наркомпросом как эксперт в области образования за рубежом. Продолжала научную работу, публикуя статьи в журналах «Работник просвещения», «Народный учитель», «Педагогическая мысль» и др., вела педагогическую деятельность в вузах Петрограда. В 20-е гг. перевела и изложила работы У. Килпатрика, К. Уошборна и других американских педагогов и психологов.
Соч.: Влияние грамотности на производительность труда // Экономическая оценка народного образования. – СПб., 1896; Ручной труд в американской школе. – М., 1900; Рукоделие как предмет обучения в общеобразовательной школе. – СПб., 1910; Детские сады в системе Монтессори. – Киев, 1912; Трудовое начало в школах Европы. – М., 1918.
Е.Г. Осовский, Н.И. Еналеева

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

ЯНЖУЛ Екатерина Николаевна
7(19).9.1855 - не ранее 1927, Ленинград (?)], деятель образования, журналистка, переводчица пед. лит-ры. Жена и сотрудник И. И. Янжула. Образование получила в Дрездене. Чл. Ученого к-та МНП по отделению техн. и проф. образования (1900). Работала в Пост, комиссии по техн. образованию Русского технического общества (занималась вопросами жен. проф. образования). Известность получила публикацией статей (в т. ч. в журн. «Образование», «Рус. школа», «Техн. образование», «Вестник Европы», «Дет. помощь» и др.) и книг по истории, совр. состоянию, проблемам и тенденциям развития школы и педагогики в Зап. Европе и Америке, к-рые она изучала во время совместных с Янжулом поездок в заруб. страны. В 1896 в «Вестнике воспитания» выступила с серией статей «Чем отличается амер. школа от русской» и издала на их основе дополненную новыми материалами кн. «Амер. школа. Очерки методов амер. педагогики» (1902; ). Работы Я. посвящены актуальным вопросам значения школы, образования, грамотности для обществ. развития, культуры, повышения производительности труда; проблемам организации и управления шк. делом; самодеятельности учащихся; дошк. воспитанию и др. Изучала методы преподавания в нач. школе, и в особенности физич. и ручного труда школьников. Считала необходимым введение рукоделия как предмета в курс общеобразоват. школы. Знакомя пед. общественность с новыми тенденциями мирового пед. процесса, предостерегала от немедленного и бездумного копирования заруб. опыта и призывала к осмыслению и обсуждению общих проблем.
В 1920—23 вела науч. и преподавательскую деятельность в Петрогр. ун-те и Педологич. ин-те дошк. воспитания. Привлекалась Наркомпросом как эксперт по вопросам заруб. образования. Продолжала науч. публикации в журн. «Работник просвещения» и др. Участвовала в пед. дискуссиях о методике обучения грамоте. Издала материалы по использованию за рубежом метода целых слов. Перевела труды У. Килпатрика, К. Уошберна и др.
Соч.: Часы досуга. Очерки и картинки по лит. и экон. вопросам, СПБ, 1896 (совм. с И. И. Янжулом); Влияние грамотности на производительность труда, в кн.: Экон. оценка нар. образования, СПБ, 1896; Ручной труд в амер. школе, М., 1900; Рукоделие как предмет обучения в общеобразоват. школе, СПБ. Дет сады в системе Монтессори, К., 1912; Сравнит, очерк систем шк. управления во Франции, Германии, Англии и Соединенных Штатах, ЖМНП, 1917, № 11—12; Трудовое начало в школах Европы, M.; Амер. дет. сад как примиряющий системы дошк. воспитания Фребеля и Монтессори, «Пед. мысль», 1923, № 2; Практика метода проектов в амер. школах, Л., 1925; НОТ в применении к шк. делу. Науч. организация труда в педагогике США, М., 1926; Амер. школа нашего времени, М. - Л. 1926; Новейшие течения в организации шк. дела в США, Л., 1927.
Лит.: Малинин В, Судьба одной книги, НО, 1975, № 12.
Е. Г Осовский, Н. И Еналеева.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия