Я

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Я
свойство человека выделять себя из окружающей среды, чувствовать свою целостность, физическое и психическое состояние.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Я
основное проявление сознания и самосознания личности как противопоставление окружающему ее миру – «не Я». Формирование «Я» осуществляется на основе деятельности, освоения социального опыта воспитания и самовоспитания.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Я
символическое обозначение результата выделения человеком самого себя из окружающей среды, позволяющего ему ощущать себя субъектомсвоих физических и психических состояний, действий и процессов, переживать свою целостность и тождественность с самим собой.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

"Я"
понятие, выражающее результат выделения человеком самого себя из окружающей среды, который позволяет ему ощущать себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, переживать свою целостность и тождественность с самим собой – в отношении своего прошлого, настоящего и будущего. «Я» формируется в деятельности и общении.

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

Я
индивидуум как личность, осознающая самое себя. Я - понятие, выражающее результат выделения человеком себя из окружающей среды, позволяющий ему ощущать себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, переживать свою целостность и тождественность с самим собой - как в отношении своего прошлого, так настоящего и будущего. (3)

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Я
тридцать третья и последняя буква современного русского алфавита, обозначающая мягкий гласный звук «я». Исторически восходит к «юсу малому», упраздненному Петром I». В первославянской философической азбуке имела много смыслов: Я, Индивидуальность, Личность, Эго, Сознание и Самосознание, Первокрестный Человек, Человек Будущего. На основе этого в современной философии и психологии стала обозначать «познающего субъекта». В кириллице числового значения не имела.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Я
понятие, выражающее внутреннее единство, целостность, образующуюся из самых разнообразных ее стремлений, переживаний, проявлений и неповторимость личности. Размытость, аморфность «Я» означает недостаток индивидуально-неповторимого в человеке. Чрезмерное увлечение своим «Я» приводит к эгоизму и эгоцентризму. В «Я» должно быть единство индивидуально-неповторимого, социально значимого и общечеловеческого. «Я» – понятие, используемое во многих психологических теориях для обозначения отношения и отнесения личности к самой себе различных представлений и образов своих качеств в настоящем и будущем.
Я-идеальное – совокупность представлений, отражающих то, чем человек хотел бы быть, или то, чем, по его мнению, он может быть в силу присущих ему качеств. Я-реальное – представление, которое складывается у человека о самом себе на основании личного опыта.
Понятие «Я» не исчерпывает понятия о личности и шире понятия о самосознании. Различают Я-действующее и Я-рефлек­сивное. Сосредоточение внимания человека на первом способствует совершенствованию деятельности, сосредоточение на втором усиливает определенность индивидуальности. Личность не может осознать себя вне конкретной ситуации и системы отношений, в которой развивается ее деятельность. Только вся наша жизнь способна дать нам ответ, кто мы есть на самом деле.
Все существующие методы познания «Я» другого человека (самоотчеты, анализ продуктов творчества, наблюдение извне, эмпатическая идентификация) не дают исчерпывающего познавательного результата. Практическим критерием понимания чужого «Я» может быть способность предсказания действий, поступков. Более глубокое его понимание связано с проникновением в мысли и чувства людей.
Психологические исследования, посвященные особенностям формирования у человека образа «Я», позволяют выделить некоторые наиболее общие качества, составляющие его содержание. К ним относятся: интеллектуальность – неинтеллектуальность, инициативность – пассивность, эмоциональность – рассудочность, импульсивность – самообладание, выносливость – утомляемость, привлекательность – непривлекательность, тревожность – уверенность. Названные качества представляют собой своеобразные шкалы, по которым человек оценивает самого себя и других людей.
З.Фрейд выделял в структуре личности «Я», «Сверх-Я» и «Оно». «Я» и «Сверх-Я» выполняют функции восприятия и контроля. «Сверх-Я» не только контролирует проникновение бессознательного «Оно», но и препятствует его проникновению в сознание. Сопротивление цензуре («Я» и «Сверх-Я») приводит к тому, что «Оно» вынуждено обличаться или в символические образы сновидений, или проявляться в оговорках, описках и т. д. По мнению 3. Фрейда, именно бессознательное «Оно» является истинным стержнем личности. Он утверждал, что если заняться самоанализом, то всегда можно обнаружить, что есть какая-то причина, побуждающая нас поступать так или иначе. Основные причины наших действий подсознательны. В развитияя личности З.Фрейд особое значение придавал раннему детству.
С.Л. Рубинштейн считал, что первичным в развитии личности является не «Я», а «мы», доказывая этот тезис и философски и многочисленными примерами детской речи. В конкретно-писхологическом плане было доказано, что первичным для ребенка является нерасторжимое единство с матерью, которое и составляет эквивалент «мы». Поэтому процесс и момент становления «Я» как эпицентра личности ребенка, к которому он относит все впечатления, от которого исходят его действия и т.д. должен еще быть выявлен в специальном исследовании. Таких исследований не велось в отечественной психологии до самого последнего времени по идеологическим причинам.
На уровне взрослой личности проблема «Я» возникает в контексте «Я» – «другие». Многие психологи отмечают, что «Я» складывается из разнообразных оценок личности разными окружающими (родителями, друзьями, сверстниками, детьми). Это одновременно и проблема экспектакций (ожиданий), выражающих потребность в таких или иных оценках, мнениях о себе, представлениях о своей личности («Я – глазами других»). Здесь имеют место два противоположных стремления – стать собой, выявить и выразить свою индивидуальность, и, одновременно, принять оценки и характеристики окружающих для построения своего «Я». Повидимому, самым оптимальным является не только принятие этих оценок и включение в свое «Я», а выбор и выстраивание из них оригинального конструктора на основе реального самовыражения «Я» личности в жизни и деятельности и получения подтверждения тех или иных по принципу обратной связи.

Источник: Акмеологический словарь