ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДОВ РАБОТЫ НОВАТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА

Найдено 1 определение
ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДОВ РАБОТЫ НОВАТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА.
Сущность этой работы заключается в определении новаторов и передовиков производства, опыт которых должен быть изучен по каждой теме учебной программы, в установлении такого порядка, при котором в каждом училище должен разрабатываться и утверждаться годовой план работы по изучению и обобщению передовых методов труда в качестве составной части перспективного плана по научной организации учебно-воспитательного процесса.
Предметом изучения являются не только трудовые процессы новаторов производства, но и все основные элементы их деятельности: организация рабочего места, рационализаторские предложения и т.д. В этих целях проводится фотографирование и хронометраж рабочего дня новаторов, фотографирование технологического процесса, осциллографическая запись трудовых приемов.
В условиях промышленного предприятия в отборе лучших приемов работы участвуют отдел труда и зарплаты, бюро технической информации, совет новаторов предприятия, отдел главного технолога, начальники цехов, инженеры и инструкторы производственного обучения. Основное содержание их работы:
1. Определение принципов отбора лучших трудовых приемов, подлежащих изучению.
2. Выработка форм наблюдения и фиксирования результатов.
3. Изучение лучших приемов, сравнение их с трудовыми приемами других рабочих.4. Отбор лучших приемов и их обобщение, включающие:
изучение рациональных трудовых приемов, общих для ряда операций, таких, как быстрая установка инструмента, приспособлений и деталей, пуск и остановка станка с одновременным подводом и отводом режущих инструментов и т.д.;
изучение трудовых приемов, характерных для отдельных операций, дающих возможность повысить производительность труда и качество изготовляемой продукции (например, сверление с применением кондуктора, разметка по шаблону, подрезка торцов и уступов с применением упоров и т.д.);
изучение экономических приемов и способов труда, характерных для выполнения определенного вида работ или изделий (обработка длинных валов, изготовление отдельных деталей в небольшом количестве и т.д.).
5. Описание отобранных приемов (описание должно быть ясным, доступным, так как оно предназначается для широкой пропаганды).
6. Массовое обучение отобранным приемам труда.
7. Внедрение.
При отборе лучших приемов работы надо учитывать не только их экономический эффект, но и возможность массового применения.
Вот примерная последовательность, в которой следует изучать передовой опыт токаря- новатора: организация труда на рабочем месте; установка деталей на токарном станке; заточка резца; установка резца; приемы обработки деталей.
Прежде всего следует отметить, что вопросы, подлежащие изучению, должны быть актуальными для практической работы учащихся. При отборе лучших приемов работы надо учитывать и экономический эффект, и возможность массового распространения отобранных приемов. Это необходимо, для того чтобы популяризировать эти приемы среди мастеров, вызвать у них стремление участвовать в изучении и отборе лучших образцов работы.
Всей этой работе должна предшествовать тщательная подготовка. Необходимо:
определить, по каким группам рабочих и производственных бригад на предприятии следует в первую очередь проводить обучение приемам и методам труда;
отобрать работы, имеющие наибольшее распространение и лимитирующие производство;
изучить приемы и методы труда, организацию и условия труда нескольких рабочих или бригад, выполняющих одинаковые работы лучше, чем другие рабочие или бригады цеха (завода);
проанализировать и отобрать лучшие в технико-экономическом и психофизиологическом отношении приемы и методы труда;
составить (спроектировать) карту описания лучших приемов и методов труда; организовать изучение и обучение передовым приемам и методам труда.
В первую очередь следует стремиться изучить опыт передовиков, соответствующий учебной программе подготовки рабочих данной профессии.
По каждому этапу перечисленных работ, применительно к конкретным условиям предприятия, необходимо выбрать форму организации и методику проведения работ, а также составить и утвердить подобранный календарный план мероприятий, обеспечивающих выполнение всей работы по изучению приемов и методов труда к установленному сроку. Приступая к работе по изучению приемов и методов труда рабочих на предприятии, необходимо установить, по каким массовым профессиям рабочихи бригад, выполняющих однородную работу, необходимо проводить обучение передовым приемам и методам труда.
Результаты заносятся в таблицу «Производственные операции, по которым исполнение приемов и методов труда рекомендуется совершенствовать». Когда эта работа выполнена, следует распределить обязанности среди работников, участвующих в отборе лучших приемов работы (или элементов трудовых операций), которые имеют решающее значение при изучении данной профессии.
Каждое трудовое действие рекомендуется анализировать в следующих направлениях:
а) нельзя ли данное движение (прием, операцию) упразднить или совместить с другим движением (приемом, операцией);
б) не следует ли ввести другой, более рациональный технологический процесс; в) нельзя ли механизировать данную операцию или ее часть.
Лица, участвующие в отборе лучших приемов, должны быть убеждены в том, что рекомендуемые ими методы работы действительно обеспечивают наиболее глубокое и прочное усвоение учащимися изучаемого материала.
Отдельные трудовые движения могут быть рационализированы в следующих направлениях:
а) создание более коротких и наименее утомительных движений, выполняемых последовательно;
б) создание обстановки, которая позволяла бы делать наиболее короткие и наименее утомительные движения;
в) уменьшение веса перемещаемых предметов и уменьшение усилий при трудовых движениях;
г) устранение резких переходов при выполнении трудовых движений;
д) освоение рациональной рабочей позы, рациональных движений, рационального сочетания движений (совмещение, последовательность, ритмичность), а также рациональных контрольных и расчетно-аналитических действий;
е) выполнение трудовых движений обеими руками с равной нагрузкой;
ж) сокращение количества трудовых движений путем упразднения лишних движений, совмещения их (например, если одно из них может начаться прежде, нежели кончится другое), а также переноса части движений на машину;
з) борьба с утомляемостью рабочего посредством ритмизации движений, рационального построения трудового режима, повышения освещенности рабочего места и оптимизации температурных условий;
и) обеспечение безопасных условий работы;
к) уменьшение затрат времени на выполнение операций;
л) обеспечение высокого качества работы и сохранности оборудования;
м) обеспечение минимального мышечного и нервного напряжения работающего.
Касаясь последнего вопроса, следует заметить, что меньше всего времени на выполнение трудовых приемов затрачивает тот учащийся, который совмещает трудовые действия, работает одновременно двумя руками с естественной их координацией, без пауз, без заметного замедления движений. Все эти моменты мастеру следует знать и учитывать при отборе передовых методов труда.Отбор лучших приемов работы завершается составлением специальной карты, в которой указывается, насколько новая технология повышает производительность труда.
Когда те или иные приемы отобраны в качестве лучших, надо приступить к их внедрению прежде всего путем передачи ученикам. Для этого необходимо:
а) описать технологию и организацию производства в цехах, в которых будут внедряться передовые методы труда, трудовые приемы, операции и комплексные работы, указав продолжительность их выполнения передовыми рабочими и приведя относящиеся сюда технико-экономические показатели;
б) составить характеристику рабочего места и оборудования, на котором работают передовики производства;
в) разработать мероприятия по реализации отобранных приемов, рассмотреть их и утвердить советом новаторов предприятия;
г) разработать инструкционно-технологические карты и другую документацию по подготовке оборудования, инструмента, приспособлений;
д) организовать обучение мастеров отобранным приемам работы (семинары-практикумы);
е) внедрить отобранные приемы в практику учебно-производственной работы, учесть полученные результаты и широко популяризировать их;
ж) организовать контроль за обучением отобранным приемам, оказывая при этом систематическую помощь обучающимся; обеспечить каждого обучающегося инструкцией по внедрению новых трудовых приемов и передовых технологических методов. При этом необходимо установить строгий учет освоения отдельных приемов работы.
После того как учащиеся хорошо усвоят изучаемый прием работы, об этом делается запись в журнале, и лишь затем можно переходить к изучению следующего приема.
Все передовые методы труда, которые отвечают требованиям программы и учебным планам данного периода обучения, должны быть полностью внедрены в процесс производственного обучения.
Лит.: Батышев С.Я. Подготовка рабочих профессионалов. – М., 1995; Скакун В.А. Методика производственного обучения. – М., 1994.
С.Я. Батышев

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.