ИЗРАИЛЬ

Найдено 1 определение
ИЗРАИЛЬ
Государство Израиль, гос-во в Зап. Азии. Создано 14 мая 1948 на части терр. Палестины в соответствии с резолюцией Ген. Ассамблеи ООН от 29.11.1947. Пл. св. 20,7 тыс. км2 (без оккупированных в июне 1967 араб. территорий). Нас. 4,53 млн. чел. (1989). Офиц. языки — иврит и арабский. Местопребывание правительства и парламента — зап. часть Иерусалима.
До создания гос-ва Израиль на терр. Палестины (мандат Великобритании с 1920) существовали две обособленные друг от друга системы просвещения — еврейская и арабская, различавшиеся по структуре, организации управления, уч. программам и т. д. В араб. секторе 2/з школ находились под прямым контролем департамента просвещения англ. администрации Палестины и частично финансировались им. Остальные школы— частные и приходские при иностр. христ. миссиях — функционировали независимо от властей. Школы евр. общины были автономны. Они фактически делились на неск. групп, каждую из к-рых контролировала та или иная полит .группировка, действовавшая в рамках Йишу-вы (евр. общины). Ученики получали либо светское, либо преим. духовное образование в зависимости от программных установок соответств. партии. В Палестине были созданы высшие уч. заведения для евреев: Технол. ин-т в Хайфе (осн. в 1924) и Ивритский ун-т в Иерусалиме (1918, открыт в 1925).
После провозглашения Гос-ва Израиль начала складываться гос. система образования, практически раздельная для евреев и арабов. В 1949 был принят закон об обязат. всеобщем образовании, в соответствии с к-рым все дети в возрасте от 5 до 13 лет должны получать бесплатное образование (один год в дет.саду и 8 кл. в школе). Закон. 1953 ликвидировал прежний порядок патронажа разл. полит. группировок над евр. школами и ввел гос. контроль над ними. Для евр. молодежи закон предусматривал гос. (светские) и гос.-религ. школы, для арабов — только гос. школы. Кроме того, вне системы гос. образования закон санкционировал существование независимых религ. школ для евреев, а также частных и приходских школ для арабов.
Шк. реформа 1969 продлила бесплатное обязательное образование до 9 классов школы и ввела промежуточную ступень обучения — неполную ср. школу (7— 9-й к л.) после 6-летней начальной.
Руководство образованием осуществляет Мин-во просвещения и культуры, к-рое разрабатывает уч. планы, утверждает программы, занимается подготовкой и назначением преподавательских кадров. На органах местного самоуправления лежит обязанность строить и содержать шк. здания, приобретать необходимые оборудование и уч. пособия. Финансирование образования осуществляется гос-вом, органами местного самоуправления и междунар. сионистскими орг-циями. Причем гос-во обеспечивает не более 1/3 общих затрат на образование. В 1987 на нужды образования выделено 8,5% ВНП.
Несмотря на значительные успехи, достигнутые страной в деле просвещения по сравнению с мандатным периодом, доля неграмотных среди взрослого населения составляла в 1988 6% (4,4% среди евреев и 15,2% среди арабов). Дошк. воспитание детей 2—3 лет осуществляется в яслях, детей 4—5 лет — в дет. садах. В 1988 ясли и дет. сады посещало 277,2 тыс. евр. детей и 40,4 тыс. арабских.
В 1988/89 уч. г. насчитывалось 2,5 тыс. школ гос. системы образования (в евр. секторе—св. 2,1 тыс. светских и религиозных, в арабском — св. 0,4 тыс. светских). В них обучалось 816,2 тыс. еврейских и 204,7 тыс. араб. детей. В 1988/1989 уч. г. 72,9% уч-ся (евреев) посещало гос. школы, 19,5% — гос.-религ. школы и 7,6% —«признанные» школы, 7,8% арабов обучалось в частных и приходских школах.
Программа нач. евр. школ включает изучение Торы и Талмуда, иврита, лит-ры, истории, географии, математики, естеств. дисциплин, иск-ва, иностр. яз., физкультуры, пения, трудового обучения. В уч. программе с религией связаны не только спец. уроки, но и больше половины занятий по гуманитарным предметам. 55% занятий по истории отводится широкому курсу истории евр. народа (с древнейших времен), 45% — всемирной истории, из них лишь 1,4% — арабской. В араб. школах на уроках истории 60% времени отведено общему курсу, 21% — истории евреев, 19% — истории араб. мира (гл. обр. событий религ. и культурной жизни до сер. 20 в.). Для евреев изучение араб. яз. является факультативным, араб. уч-ся обязаны изучать иврит с 3-го кл. После окончания нач. школы уч-ся проходят тестирование, а обязат. образование завершают после прохождения 3-летнего курса обучения в неполной ср. школе (7—9-й кл.).
Ср. школы (10—12-й кл.) делятся на общеобразовательные (в них обучаются 50% евр. учеников ср. школы и 82% арабских), проф.-технические (соотв. 47% и 16%) и сельскохозяйственные (3% и 2%). В 1987/88 уч. г. во всех ср. школах обучалось 199,2 тыс. евреев и 37,4 тыс. арабов (соотв. 726 и 624 уч-ся на 1000 жителей возрастной категории 14—17 лет). В общеобразоват. школах в последних двух классах происходит специализация по гуманитарным наукам, математике, физике, биологии и др. В евр. религ. школах осн. внимание уделяется изучению Торы и Талмуда. Выпускники могут по выбору либо получить без экзаменов свидетельство об окончании ср. школы, либо сдать экзамены на аттестат зрелости, дающий право поступления в высшие уч. заведения. В араб. ср. школах преобладает гуманитарный уклон. Преподавание естеств.-науч. предметов (физика, химия, биология) ведется на упрощенном уровне. В сфере араб. ср. образования немалую роль играют духовные уч. заведения, в т. ч. при иностр. христ. миссиях.
Ср. проф.-тех. школы (3—4 года обучения) либо дают выпускникам квалификацию техника или инженера и одновременно полноценное ср. образование, либо (с 2—3-летним курсом преим. проф. обучения) готовят квалифицир. рабочих для пром. предприятий. С.-х. школы — 3—4-летние. Половину времени уч-ся трудятся в поле.
В систему высш. образования входят ун-ты, а также ряд небольших ин-тов и академий, диплом к-рых котируется ниже. В 1988/89 уч. г. в вузах обучалось св. 70 тыс. студентов. Ун-ты: Ивритский ун-т в Иерусалиме (15 ф-тов, св. 16 тыс. студентов), Тель-Авивский ун-т (осн. в 1953, открыт в 1956; 15 ф-тов и отделений, ок. 18,7 тыс. студентов), Технион (Технол. ин-т Израиля) в Хайфе (20 ф-тов и отделений, ок. 8,7 тыс. студентов), Ун-т Хайфы (осн. в 1963; 4 ф-та, ок. 6,6 тыс. студентов), Ун-т им. Бар-Илана в Ра-мат-Гане (осн. в 1955 как теологич. уч. заведение под эгидой орг-ции «Религ. сионисты Америки»; 5 ф-тов, ок. 8,8 тыс. студентов), Негевский ун-т им. Бен-Гу-риона в Беэр-Шеве (осн. в 1969; 6 ф-тов, ок. 5,4 тыс. студентов), а также обладающий статусом ун-та исследовательский Ин-т естеств. наук им. Вейцмана в Рехо-воте (осн. в 1949; 5 ф-тов, 650 студентов). Все ун-ты входят в евр. систему образования, преподавание ведется на иврите. Арабы составляют ок. 6% израильского студенчества.
Подготовка преподавателей для дет. садов, нач. и неполных ср. школ проводится в пед. колледжах, в к-рых в 1988/ 1989 уч. г. раздельно обучалось св. 12 тыс. евреев и ок. 700 арабов. Курс обучения 3 года на базе ср. школы. Ок. половины учителей, работающих в араб. школах, не имеет диплома.
Обучение взрослых проводится по неск. линиям. Для прибывающих в страну иммигрантов в спец. центрах абсорбции имеются 5-месячные курсы изучения иврита и основ сионизма. Департамент просвещения Мин-ва обороны выпускает уч. лит-ру и разрабатывает программы обучения лиц, проходящих воен. службу. Существуют вечерние школы рабочей молодежи, как евреев, так и арабов, не закончивших обязат. образования. Они функционируют 5 раз в неделю по 3 ч в день. Один из дней полностью отводится проф. обучению учащихся.
Лит.: Государство Израиль. Справочник, М., 1986; Bentwich J., Education in Israel, Phil., 1965; С и p p и и я С. А., Просвещение арабов в Израиле, Бейрут, 1973 (на араб. яз.). Л. А. Борковский

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
212.76 кб

Особенности использования аудиторной системы обратной связи на лекциях в России и Израиле

Егоров А. Н., Давидович Н. , Явич Р. П.
Рассматриваются дидактические возможности аудиторных систем обратной связи (АСОС) и условий их эффективного применения в лекционной работе преподавателя.
Читать PDF
295.65 кб

Технические знания для гуманитариев: опыт стажировки в техническом университете в Израиле

Навродская Екатерина Александровна
На примере системы современного образования Израиля рассмотрена проблема целостного подхода к обучению гуманитариев в технической сфере.
Читать PDF
308.98 кб

Модель самоуправляющегося образования в израиле : от конфликта интересов к диалогу

Баноян М.
Настоящая работа посвящена анализу изменения в задачах и образе функционирования Управления образования при местных органах власти в свете изменений в израильском обществе вообще и в израильской политике в сфере просвещения в част
Читать PDF
461.15 кб

Школьное образование в процессе культурной трансформации арабского общества в Израиле

Абу Асбах Халид
Читать PDF
875.13 кб

Система высшего образования Израиля в эпоху перемен

Эпштейн А.
Читать PDF
732.54 кб

96. 04. 022. Готтлиб Э. Э. , Чен М. Явный и скрытый кризис-высшего образования в Израиле (90-е годы)

Можаева Л. Г.
Читать PDF
1.30 мб

Новые репатрианты в системе непрерывного образования взрослых в Израиле

Немировская Лия Ароновна
идея «обучения на протяжении всей жизни» (Hinuh leoreh haim) реализовывалась в Израиле еще до введения в научно-педагогическую лексику термина «непрерывное образование» в качестве специального понятия.
Читать PDF
270.64 кб

Обучая чужих детей: социологический анализ процесса интеграции в Израиле учителей - выходцев из бывш

Эпштейн Александр Давидович
Настоящая статья вносит свой вклад в изучение социальной мобильности в израильском обществе, предлагая новый анализ процесса профессиональной интеграции учителей-иммигрантов из бывшего Советского Союза и постсоветских государств и
Читать PDF
186.06 кб

Преподавание иврита в контексте израильской и еврейской культуры в вузах и школах России

Кондракова Юлия Николаевна
В данной статье рассматриваются проблемы преподавания иностранного языка в школах и вузах России на примере языка иврит; анализируются методы и способы использования аутентичного материала в процессе преподавания языка иврит.
Читать PDF
252.78 кб

Допризывная военно-физическая подготовка израильской молодежи

Бурдейный Алексей Андреевич, Щеголев Валерий Александрович, Прокопчук Сергей Сафронович, Зефирова Екатерина Витальевна
В статье раскрываются содержание и педагогический алгоритм организации допризывной военно-физической подготовки израильской молодежи
Читать PDF
288.76 кб

Подготовка учащейся молодежи в области безопасности жизнедеятельности за рубежом (на примере Израиля

Михайлов Алексей Александрович
Статья посвящена подготовке учащейся молодежи в области безопасности жизнедеятельности за рубежом на примере таких стран как Израиль и Испания.
Читать PDF
153.41 кб

Развитие женского образования у бедуинов Израиля

Джамиль Абу-аджадж
В бедуинском обществе Негева до недавнего времени не видели необходимости в том, чтобы дать образование девочкам, поскольку в традиционном кочевом обществе девочки воспринимаются прежде всего как домашняя рабочая сила.
Читать PDF
0.00 байт

Дети Израиля

Воробьева Маргарита Владимировна
Государство Израиль было провозглашено 14 мая 1948 г. в соответствии с планом разделения Палестины, принятым ООН. Тысячи и сотни тысяч евреев переехали в разное время в Израиль из разных концов света.
Читать PDF
191.07 кб

Гражданское образование в школах Израиля

Таха Файсал
Рассматриваются особенности гражданского образования в школах Израиля. Дается краткая характеристика основным этапам становления гражданского образования в Израиле.

Похожие термины:

  • ДАНЮШЕВСКИЙ Израиль Исаакович

    педагог, один из основоположников дефектологии в СССР. Организатор и первый директор (1930- 1943) Экспериментального дефектологического института (с 1935 Научно- практический институт специальных школ
  • ГАНЕЛИН Шолом Израилевич

    педагог, историк педагогики, член-корреспондент АПН РСФСР (1947). Преподавал в ЛГПИ им. А.И. Герцена (1924-72), ЛГУ (1931-47) и др., в 1945-60 работал в системе АПН РСФСР. Разрабатывал методологические проблемы теор