ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
система внеучебной и учебной художественной деятельности учащихся, учебный предмет.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ искусство
учебный предмет, аналог «рисования».
О г. Когалыме в 1994–2000 гг.: «В начальной школе у нас был урок рисования… С 5-го класса (1998 г.) урок переименовали в “Изо” (изобразительное искусство), а в 7 классе (2000 г.) отменили» (134).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
в школе, система уч. и внеуч. худож. деятельности учащихся; в узком смысле — уч. предмет (до 1964 — «Рисование»). И. и.— важное звено в системе общего и эстетич. воспитания, один из видов и средств худож. образования школьников. Занятия И. и. призваны формировать эстетич. отношение к предметам и явлениям действительности, умение видеть и активно утверждать прекрасное в человеческих отношениях, в труде, природе, иск-ве, приобщать школьников к худож. творчеству, формировать стремление посильно участвовать в охране природы, памятников истории и культуры, в заботе о красоте родного края, школы, своего дома, своего облика.
В России «Рисование» как уч. предмет впервые было введено в кадетских корпусах (1732). В привилегир. жен. ин-тах учили вышиванию и др. видам изящного рукоделия. В 1804 «Рисование» ввели в гимназиях и уездных уч-щах, а позже в ряде др. уч. заведений. С 70-х гг. 19 в. оно как обязат. уч. предмет преподавалось в реальных и коммерч. уч-щах со Значит. у клоном в сторону техн. и архит. рисунка; в гимназиях и прогимназиях обучались желающие. С 1890 рисование вместе с рукоделием и худож. ремеслами постепенно проникали в массовую школу.
Первые руководства на рус. яз. в традициях европ. академич. системы рисунка принадлежат, по-видимому, И. Ф. Урванову — для художников (1793) и М. Ф. Берлинскому — для студентов Гл. пед. ин-та (1806).
Преподавание И. и. в школе испытало Значит. влияние системы подготовки проф. художников. Гл. методами оставались т. н. копировальный и геометрический, сущность к-рых заключалась в механич. срисовывании «образцов» (сложная форма мысленно расчленялась на сочетание простых геометрич. фигур и тел, в очертания к-рых затем врисовывались живые формы). На геометрич. основе была разработана прогрессивная для своего времени методика А. П. Сапожникова (1834). После копирования плоских «оригиналов» рисовали гипсовые слепки античных архит. деталей и скульптур. В высш. «натурном» классе живую модель стилизовали под идеальные классич. каноны. Во 2-й пол. 19 в. копирование вытеснялось рисованием с натуры, но лишь в нач. 20 в. получил широкое развитие т. н. натуральный («американский») метод. где вместо классич. образцов и слепков рекомендовалось рисовать обычные предметы быта, людей и пейзаж, т. е. то, что уч-ся видели вокруг. Этот метод воспринял лучшие черты системы П.П. Чистякова, создателя передовой худож. школы, сочетавшей традиции академич. обучения с достижениями реалистич. иск-ва передвижников.
В сов. школе в 20-е гг. И. и. стало частью комплексных программ и системы обучения по методу проектов. Известное влияние на школу оказали теория т. н. свободного худож. воспитания и биогене-тич. трактовка худож. развития детей А. В. Бакушинского. Им была сделана, первая попытка создания целостной худож.-генетич.и психолого-пед. картины развития изобразит, творчества детей и восприятия иск-ва, разработана методика музейно-эстетич. экскурсий, применяемая и в совр. опыте.
В 30-е гг. И. и. стало самостоятельным уч. предметом с четко ограниченным кругом знаний и навыков реалистич. рисунка. Его содержание и методику преподавания для разл. уч. заведений разраоатыва-, ли сотрудники Центр. дома худож. воспитания детей в Москве Г. В. Лабунская, Е. Е. Рожкова, Н. П. Сакулина, Е. И. Кондахчан, художник П. Я. Павлинов и др.
Для 40—60-х гг. характерна борьба между уч.-техн. направлением обучения рисованию на уроках в школе и художественно-образным, творческим подходом к дет. рисунку, особенно во внеклассной и внешкольной работе. Этим объясняются колебания в содержании и принципах программ И. и. 1948 и 1951— 1955.
Под влиянием консервативных идей содержание уроков И. и. в школе сводилось к 4 осн. видам работы: рисованию (с натуры, на темы, декоративное рисование узоров), с 3-го класса вводились спец. уроки-беседы об отд. произв. иск-ва. Были сняты уроки лепки, декоративно-прикладной деятельности в ее широком худож. смысле, не развивалось умение понимать и ценить произведения изобразит, иск-ва, осмыслять его значение для человека. Большую часть уч. времени занимало обучение графич. грамоте, позже — элементарным основам реалистич. рисунка и изобразит, грамоты. Считалось, что на уроках учащихся нужно обучать только т. н. техн. образу, а овладение худож. образом выносить в массовую (внекл. и внешк.) работу только для желающих и одаренных (H. H. Ростовцев). С 1964 содержание предмета было расширено и сближено с задачами эстетич. воспитания школьников. Однако вплоть до 70-х гг. (в программах РСФСР до 80-х гг., составитель B.C. Кузин) осн. внимание, как и прежде, уделялось рисованию.
В 70-е гг. в связи с усилением внимания к проблеме гармонично развитой личности повышается роль взаимосвязи занятий И. и. с нравств., трудовым и общим развитием учащихся.
Создание худож. образа, в отличие от обычного зрительного, требует особой установки зрения («восприятие с целью изображения» — психолог H. H. Волков, физиолог 3. В. Денисова), знания осн. средств И. и., материалов и инструментов, умения творчески применять их в собств. работе и связано с овладением изобразит, грамотностью, в т. ч. графич. грамотой реалистич. рисунка, основами живописи, лепки, декоративно-прикладной и худож.-конструкторской деятельности. Графич. грамота как умение рисовать предметы с натуры и от себя (по П. Я. Павлову) охватывает три рода процессов: формирование представления о самом предмете (какой это предмет и каковы особенности его формы), о его изображении (как нам виден предмет и как он должен выглядеть в изображении); практич. реализацию этих представлений.
Изобразит. грамотность в широком смысле предполагает: сформированность деятельности зрительной системы, перцептивных зрительных действий, т. е. умения различать и классифицировать наблюдаемое, произвольно вызывать в представлении нужные зрительные образы, оперировать ими и комбинировать их в воображении; знания об основах теории и истории И. и., а также таких вспомогат. наук, как перспектива, цветоведение, композиция, пластич. анатомия, технология материалов; обобщенные наглядные представления (схемы о практич. способах и последовательности выполнения работ на плоскости и в объеме); технику (т. е. умения руки и приемы работы разл. инструментами и материалами).
Обучение изобразит, грамотности — вспомогат. средство худож. развития школьников, формирования у них способности понимать худож. образ, проблемы совр. и ист. действительности в произв. иск-ва, создавать худож. образ самостоятельно. Важно, чтобы практич. работу ребенок выполнил не только грамотно, но и выразительно, образно, т.е. передал своеобразие предмета, явления, события, отметил его гл. черты, использовал выразит, возможности цвета, линии, композиции, худож. материалов, пластику формы. Различают три источника выразительности дет. худож. работ: предметная выразительность (предметный рисунок) как результат реалистич. отражения эстетич. особенностей действительности; выразительность композиционно-творческого раскрытия автором своего замысла через худож. возможности языка И. и.; выразит, свойства худож. материалов и техники работы ими.
Способность к посильному созданию худож. образа можно формировать у каждого ребенка и тем самым облегчить усвоение изобразит, грамотности. Вместе с тем выразительность дет. худож. работ не является простым следствием обучения изобразит, грамотности и нуждается в спец. методах работы учителя.
И. и. оказывает большое влияние на общее воспитание, образование и развитие школьников: 90% сведений об окружающей действительности поступает к нам через зрение. Зрительная комбинаторика и навыки визуализации условий мысленно решаемых задач являются основой всех видов творческого мышления, в т. ч. математического (ошибки пространств. представлений являются третьей по важности причиной общей неуспеваемости в школе). Без опоры на зрение систематич. знания об окружающей действительности складываются у детей медленно, страдают абстрактным словесно-логич. формализмом и с трудом применяются на практике. Умение рисовать и лепить, а также сформированность зрительно-образных и пространств. представлений помогают учащимся усваивать содержание уч. дисциплин. Графич. умения и навыки объемного конструирования способствуют изучению геометрии и черчения, непосредственно связаны с трудовым обучением и техн. творчеством школьников. Преподавание И.и. в свою очередь опирается на знания учащихся о природе и обществе, на трудовые навыки и умения. Особое значение имеет взаимосвязь занятий И. и. с др. видами иск-ва и общей культурой детей. Межпредметные связи И. и., заложенные в программах, важны для повышения эффективности уч.-воспитат. процесса и увеличивают фактич. время занятий школьников И. и. Напр., в курсе истории изучается история культуры, в свою очередь ист. сюжеты становятся основой тематич. рисования, лепки и т. д. Произв. лит-ры, музыки, театра, кино привлекаются для работы по иллюстрированию, учат сравнивать художественные возможности различных видов искусства.
И. и.— единств, уч. предмет, специально направленный на совершенствование деятельности зрительной системы ребенка. Зрительное восприятие мира и навыки изобразит, деятельности формируются постепенно вместе с психич. развитием детей и освоением ими социального опыта изображения. В первонач. зрительном обследовании мира гл. роль принадлежит движению руки и глаза по контуру, с к-рого считывается осн. информация о форме и цвете предметов. При этом ведущая роль переходит от движения руки к слежению глазами (после 5 лет). Постепенно взгляд начинает обследовать и внутр. структуру формы. В координации руки и глаза ведущая роль зрения устанавливается примерно к 7 годам. А. В. Ба-кушинский различал в рисунках детей двигательную (у младших) и зрительную (у подростков) установку психики. Оптимальным периодом подготовки физиол. и психол. предпосылок изобразит, деятельности является возраст 8—14 лет, а критическим — 12—14 лет (прекращается стихийное массовое увлечение рисованием, ведущая роль переходит к лит. творчеству; по совр. данным, массовое стремление к изобразит, деятельности под руководством педагога сохраняется до 10—12 лет).
Осознанность целостного и обобщенного видения объектов (по В. И. Киреен-ко) начинает складываться у детей с 6 лет, передачи пропорций — с 7, светотени — с 13, элементарной перспективы — с 9— 13, цвета — с 8 лет, хотя по уровню зрительной памяти и различению оттенков цвета дети 3—5 лет нередко опережают взрослого художника. Заметный рост остроты поля зрения и глазомера отмечается лишь с 10 лет. Высшего уровня эти показатели достигают к 14 годам (после 14 лет острота зрения у людей лишь снижается). Способность к конструктивному и пространств. мышлению начинает формироваться с 10—14 лет. Общая готовность к решению изобразит, задач, близкая к уровню деятельности взрослых художников и наиб. успешность худож. творчества (по данным Всес. выставок изобразит, творчества детей, 1946—76), складывается к 13—14 годам.
Общий ср. уровень готовности детей к более раннему освоению изобразит, деятельности повышается с развитием общей культуры общества (при сравнении совр. школьников со сверстниками 20—30-х гг., Г. В. Лабунская). Вместе с тем возрастная последовательность и темп освоения ряда разделов изобразит, грамоты не образуют непрерывно восходящей линии и отличается у детей от последовательности, принятой в системе академич. обучения И. и.
В совр. содержании курса И. и. в школе предусмотрено сочетание классич. мирового худож. наследия, нар. худож. традиций и достижений совр. худож. культуры. Осн. принципами организации занятий являются: худож.-развивающая направленность, связь содержания обучения с ролью иск-ва в обществе и жизни людей, опора на интерес и увлеченность, учет возрастных возможностей и индивидуальных особенностей детей, единство образования и воспитания, обучения и творчества; сочетание деятельности восприятия и практич. занятий (при относит, самостоятельности задачи развития худож. восприятия); сочетание плоскостных и объемно-пространств. видов деятельности, рисования с лепкой и худож. конструированием, связь с подготовкой к труду; многообразие видов худож. деятельности, техники и материалов; сочетание индивидуальных и коллективных форм работы.
На основе этих принципов в 1970—80 НИИ ХВ АПН СССР совм. с СХ СССР была создана типовая программа по И. и. для 1—6-х кл. (в союзных республиках она адаптировалась с учетом особенностей нац. культуры и нар. худож. традиций). Программа содержала след, разделы: изображение, лепка, прикладная деятельность, восприятие эстетического в действительности, восприятие иск-ва. Основу содержания составляло обучение методам создания худож. образа и его восприятия в иск-ве, что раньше было задачей только внекл. работы. Типовая программа реализовала принцип единства практич. обучения с развитием худож. восприятия. Освоение грамотности изображения выступало как средство организации образной выразительности работ. Комплекс объемно-пространств. видов деятельности (лепка, декоративно-прикладное иск-во с элементами техн. эстетки) позволил связать содержание программы И. и. с осознанием роли иск-ва в жизни общества и в худож. решении предметной среды.
В 1990 для школ Рос. Федерации рекомендована подготовленная НИИ ХВ АПН совм. с Союзом художников (Б. М. Не-менский) программа «И. и. и худож. труд», согласно к-рой преподавание И. и. строилось как освоение школьниками нравств.-эстетич. и духовной культуры народа, отражаемой иск-вом в разл. формах его практич. единства с трудом и с худож. преобразованием окружающей среды. Основой ее содержания являлись социальные функции изобразит., конструктивных и декоративных видов иск-ва и специфика их образного языка. Программа имела тематич. структуру («Ты и иск-во», «Иск-во вокруг нас» и т. д.) как систему последовательно развивающихся от урока к уроку и от года к году тематич. рубрик, отражающих по восходящей линии познание связей этих трех групп иск-в с жизнью людей и общества. В нач. классах школы предусматривалось объединение уроков И. и. и трудового обучения.
Уч. худож. деятельность учащихся осуществляется также на факультативных занятиях для учащихся 7-х и др. старших классов; в школах и классах с углубленным преподаванием И. и., архитектуры, декоративно-прикладного и оформительского иск-ва; на уроках трудового обучения на основе нар. видов худож. труда (в 4—11-х кл. школ при центрах нар. декоративно-прикладного иск-ва); на занятиях производит, худож. трудом в старших классах при межшкольных УПК и цехах предприятий (строчевышитые изделия, кружево, резьба, роспись и т. д.); в худож. СПТУ.
В 1—3-х кл. занятия И. и. ведет учитель нач. классов с общепед. подготовкой, в очередных классах, как правило,— учителя-специалисты, а также выпускники худож. вузов. К ведению кружков и факультативных занятий допускаются лица со спец. худож. образованием.
Внекл. работа по И. и. может быть систематической, периодической и в виде разовых мероприятий. наиб. распространенная форма систематич. занятий И. и.— кружки, мастерские по разным видам практич. худож. деятельности, работающие по примерным программам: «Рисунок и живопись», «Графика», «Скульптура», «Декоративно-прикладное иск-во», «Работа с природными материалами», В зависимости от потребностей школы и особенностей нац. культуры создаются также кружки вышивки, керамики, ар-хит, моделирования и др. К периодич. занятиям И. и. относятся клубы юных искусствоведов, любителей иск-ва, устные журналы, лектории, шк. музеи и др.;: к разовым — экскурсии, олимпиады, фестивали, смотры, конкурсы и выставки дет. изобразит, творчества и др.
Центры внешкольной работы по И. и.— крупнейшие музеи страны, изостудии при домах и дворцах школьников и молодежи, домах культуры и др., работающие по рекомендат. программам, а также дет. галереи иск-в. В студии принимаются школьники 1—11-х кл. без-спец. отбора и экзаменов. Для учащихся 1—4-х кл. созданы дет. школы иск-в, в к-рых каждый ребенок может заниматься И. и., музыкой, хореографией, для учащихся 5—8-х (1—11-х) кл. открыты худож. школы, в к-рых (при ограниченном числе мест) допустимы спец. требования и отбор. Эти школы, работающие по спец. программам Мин-ва культуры, решают задачи общего худож. воспитания, допроф. подготовки и проф. ориентации школьников.
Для одаренных детей (4—11-е кл.) создана также сеть ср. худож. школ-интернатов при соответств. высш. худож. вузах в крупных городах. Уч-ся этого типа школ получают наряду с общим ср. образованием спец. подготовку для поступления в вуз.
Занятия И. и. в школе должны проводиться в кабинетах И. и., оснащенных необходимым оборудованием, моделями. Для учителя выпускаются метод. пособия, комплекты демонстрац. таблиц, наборы репродукций, диапозитивов, диафильмы, В Рос. Федерации, на Украине, в Узбекистане, Таджикистане в 60—80-х гг. выпущены серии пробных учебников по И. и. Изданы «Энциклопедич. словарь юного художника» (1983), серия популярных книг о художниках, по эстетике, иск-ву; ежемесячно (с 1936) выходит журн. «Юный художник», спец. статьи о дет. творчестве публикуются в пед. журналах и журн. «Искусство», «Творчество», «Художник».
Центр эстетич. воспитания (создан в 1992 при НИИ развития личности РАО), ф-ты .пед. ун-тов и1 ин-тов.
Практика преподавания И. и. в большинстве стран Запада, как правило, воспроизводит англо-амер. систему: 2 обязат. урока в неделю в нач. школе (до 6-го кл. занятия проводит учитель общего профиля) и от 3 до 6 ч по выбору в 7—12-х кл., где занятия проводит специалист. (в нек-рых случаях занятия в 7—9-х кл. обязательны). Нередко занятия в старшем звене проводятся в мастерской одного из видов иск-ва (живопись, графика, скульптура, дизайн) — в зависимости от склонности преподавателя. В Великобритании и Франции в лицеях гуманитарного профиля один из видов иск-ва, в т. ч. И. и., входит в аттестат об образовании. В Японии осн. внимание уделяется культуре цвета, конструктивно-пластич. циклу (лепка, конструирование, дизайн) и связи И. и. с трудом как необходимому компоненту подготовки рабочих. Для Японии тради-ционна реалистич. направленность преподавания И. и. в школе и экологич. подготовка учащихся средствами И. и. В последние десятилетия в заруб.странах очевидна тенденция соединения преподавания И. и. с общим, эстетич. и экологич. развитием учащихся. Урок в школе — практически единств, массовое средство приобщения детей к И. и. Внешк. работа носит эпизодич. характер, зависит от инициативы частных и обществ. орг-ций, осуществляется за счет родителей.
В 70—80-х гг. в США наблюдается возврат к систематич. формам преподавания И. и., к «основам» изображения, интерес к поступательным этапам (стадиям) овлаг дения И. и. Показательно перемещение внимания от обучения практич. изобразит, деятельности в пользу умения воспринимать и ценить эстетическое в самой действительности и в иск-ве.
Лит.: Революция — искусство — дети. Мат-лы и док-ты, ч. 1 — 2, 1917—1929, М., 1987—882; Иск-во и дети. Эстетич. воспитание за рубежом, LM.; Павлинов П. Я., Графич. грамота, М., 1935; Чистяков П. П., Письма. Записные книжки. Воспоминания, М., 1953; Дмитриева Н. А., Вопросы эстетич. воспитания, М., 1956; Киреенко В. И., Психология способностей к изобразит, деятельности, М., 1959; Алексеева В. В., Изобразит, иск-во и школа, M., [1968l; e е ж е, Что такое иск-во?, в. 1 — 2, М., 1973 — 79; Л а б у н-с к а я Г. В., Изобразит, творчество детей, М., 1965; Сакулина Н. П., Рисование в дошк. детстве, М., 1965; Щербаков В. С., Изобразит, иск-во. Обучение и творчество, [М.; Зинченко В. П., Вергилес Н. Ю., Формирование зрительного образа. (Исследование деятельности зрительной системы), М., 1969; Худож. восприятие, Л., 1971; Левин С. Д., Ваш ребенок рисует, М., 1979; Ростовцев H. H., Методика преподавания изобразит, иск-ва в школе, M.; Мухина В. С., Изобразит, деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта, М., 1981; Неменский Б. М., Мудрость красоты, М., 1981; Система эстетич. воспитания школьников, под ред. С. А. Герасимова, М., 1983; Изобразит, иск-во в школе. Сб. мат-лов и док-тов, М., 1990. Б. П. Юсов.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
604.93 кб

Изобразительное искусство

Шестаков Вячеслав Павлович
There are hundreds of definitions of the art in the history of aesthetics; therefore, it seems hardly possible to propose the only one and ultimate research-based definition.
Читать PDF
9.73 мб

Медицина и изобразительное искусство

Строев Юрий Иванович, Чурилов Леонид Павлович, Шмелев Алексей Алексеевич
В статье представлен авторский взгляд на взаимосвязь медицины и искусства в культуре человечества. Медицина рассматривается как часть культуры, связанная со здоровьем и болезнями, не сводящаяся исключительно к науке.
Читать PDF
278.86 кб

Открывая мир изобразительного искусства

Алина Булгакова
В статье изложен ход уроков-экскурсий, посвященных анималистическому и портретному жанру, на основе Большого собрания изящных искусств ASG.
Читать PDF
242.37 кб

Ян Амос Коменский в изобразительном искусстве

Панкова М.
Данное исследование посвящено истории изображения Я. А. Коменского (1592–1670) в период с 1642 г. по сегодняшний день.
Читать PDF
1.41 мб

Электронное будущее изобразительного искусства

Дриккер Л.С.
Two types’ of information media are distinguished: universal ones (allowing to be replaced with no information lost) and unique ones (information-indispensable).
Читать PDF
276.38 кб

Религиозный сионизм и изобразительное искусство

Раевская Н.Ю.
Статье рассматривается теоретическое обоснование религиозного значения изобразительного искусства в трудах двух видных представителей сионистского движения Мартина Бубера и Авраама Ицхака Кука.
Читать PDF
1,007.88 кб

Краеведение на уроках изобразительного искусства

Белюченко Ольга Павловна, Винтер Лилия Ивановна
В статье анализируются проблемы патриотического воспитания через введение краеведческого материала на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности.
Читать PDF
123.71 кб

Процессы глобализации в изобразительном искусстве

Давыдова Ольга Викторовна
Статья посвящена обсуждению вопросов глобализации и модернизации образовательного процесса на примере изобразительного искусства, содержательным и методологическим особенностям обусловливающим запуск мотивационно-потребностного ме
Читать PDF
3.79 мб

Зрительное восприятие и изобразительное искусство

Степанов Владимир Григорьевич, Борисова Анна Ивановна
В статье представлены примеры развития и постижения законов зрительного восприятия через художественное творчество в истории изобразительного искусства, а также изучение процесса восприятия методами нейронаук.
Читать PDF
178.49 кб

Изобразительное искусство в школе и его назначение

Мальцева Людмила Валентиновна
В данной статье представлены основы обучения школьников основам изобразительного искусства, развития их художественно-творческих способностей, мышления, зрительной памяти, творческого воображения.
Читать PDF
340.68 кб

Изобразительное искусство: традиции и современность

Коробко Ю.
Читать PDF
245.61 кб

Изобразительное искусство в специальном образовании

Соколова О.Ю.
В статье предпринята попытка обосновать методику преподавания дисциплины «Основы изобразительного искусства и ручного труда» для студентов, получающих педагогическое образование, с точки зрения не только овладения приемами изобраз
Читать PDF
130.63 кб

Постмодернизм в современном изобразительном искусстве

Волова Л. А.
Читать PDF
383.21 кб

Воспитательные возможности изобразительного искусства

Оборина Елена Владимировна
В статье рассматриваются функции искусства в личностном развитии человека, воспитательный потенциал разных средств изобразительного искусства в становлении всех сфер жизнедеятельности детей дошкольного возраста.
Читать PDF
3.25 мб

Н ародное изобразительное искусство в эстетике ХХI века

Бородина Анна Борисовна
В статье изложено исследование эстетического аспекта народного искусства русского крестьянства ХVIII-ХХ веков на примере домовой и бытовой росписи и резьбы Архангельской и Нижегородской областей.

Найдено книг по теме — 25

Похожие термины:

  • Изобразительное искусство в школе

    дидактически обоснованная система знаний, умений и навыков; учебный предмет, входящий в систему гуманитарного образования; его содержание формируется на основах искусствознания с учетом законом
  • Учитель изобразительного искусства

    лицо, обладающее профессионально-педагогическими качествами: высоким гражданским сознанием, трудолюбием, активностью, потребностью в постоянном самообразовании, нравственной стойкостью, любов
  • Методика изобразительного искусства

    (традиционное название) – 1) педагогическая наука, отрасль дидактики (по номенклатуре ВАК РБ – «Теория и методика обучения – по отраслям знаний», шифр 130002), изучает закономерности обучения изобраз
  • Обучение изобразительному искусству

    это целенаправленный, заранее запроектированный процесс педагогического общения, в ходе которого осуществляется художественное образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдел
  • Преподавание изобразительного искусства

    упорядоченная деятельность педагога по реализации цели художественного обучения (образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения художеств
  • Цель обучения изобразительному искусству

    одно из основных понятий методики. Ц. представляет собой идеальное предвидение педагогом и учащимися результата обучения изобразительному искусству. Ц. не отождествляются с результатами, но указ
  • Методы обучения изобразительному искусству

    (метод – от греч. methodos – путь исследования или познания) – совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения художественной или изобразительной д
  • Приемы обучения изобразительному искусству

    1) относительно законченные элементы технологии обучения изобразительному искусству, зафиксированные в общей или личной методической культуре учителя; способы педагогических действий в определ
  • Процесс обучения изобразительному искусству

    одно из основных понятий методики. Охватывает деятельность учителя и учащегося в ее временном развертывании. Первая предполагает: знание учителем своего предмета, умение организовать познавател
  • Принципы обучения изобразительному искусству

    или П. методики изобразительного искусства, – основные, исходные теоретические положения, определяющие выбор методов, приемов, других средств обучения в целостном учебном процессе; руководящие и
  • Средства обучения изобразительному искусству

    материальные объекты и предметы духовной культуры, используемые для организации и осуществления процесса обучения изобразительному искусству, его предметная поддержка, а также разнообразная де
  • Учебный комплекс по изобразительному искусству

    семейство учебников, учебных пособий, других средств обучения (например, ТСО), созданное для одного или нескольких классов единым авторским коллективом, на основе единой концепции. Так, С.И. Дембин
  • ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД

    интегрированный курс в начальной школе. Входит в образовательную область "ТЕХНОЛОГИЯ".
  • Исследования по методике изобразительного искусства

    процесс формирования новых научных знаний, вид познавательной деятельности. И. направлены на создание научных основ, обогащение методики как науки, открытие объективных закономерностей обучения