ИЗЛОЖЕНИЕ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ИЗЛОЖЕНИЕ
пересказ, вид самостоятельной учебной работы, воспроизведение содержания высказываний, создание текста на основе данного /исходного/.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

ИЗЛОЖЕНИЕ
один из видов классной учебной работы: письменный пересказ предложенного текста. Существует в школах, по меньшей мере, с 1950-х гг. по настоящее время.
О конце 1950-х гг.: «Писали контрольную работу по русскому языку… Прозвенел звонок. Вера Николаевна ходила по рядам и собирала тетрадки. Санька торопливо перечитывал изложение – выискивал ошибки» (Воскресенская, 1962, 5).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.

ИЗЛОЖЕНИЕ
Вид письменного упражнения в развитии речи учащихся на основе образца; письменный пересказ прослушанного или прочитанного произведения. Можно также говорить об И. по кинофильму, спектаклю. И. используется для обучения устной и письменной речи, логике и композиции текста, для обогащения словаря, фразеологии, для обучения жанрам (повествованию, описанию и рассуждению), стилям (художественному, научному, публицистическому), для использования изучаемых грамматических фактов и явлений в тексте. См. также пересказ.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ИЗЛОЖЕНИЕ
пересказ, вид самостоятельной учебной работы; воспроизведение содержания высказывания, создание текста на основе данного (исходного). Одно из средств усвоения, развития памяти, мышления, грамотности и речи школьников, а для учителя - контроля. Осн. характеристики И. связаны с особенностями исходного текста, способами его восприятия, задачами, которые ставятся перед воспроизведением текста, и т.д. Различают письменные И. и устные (пересказ); подробные и сжатые; полные, выборочные и И. с дополнительным заданием; И. прочитанного, воспринятого на слух или зрительно. Различные виды И. учитывают необходимость развития разных способностей учащихся к восприятию текста.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ИЗЛОЖЕНИЕ
1. Вид письменного упражнения для развития речи учащихся на основе образца, письменный пересказ прослушанного или прочитанного произведения (свободный — изложение своими словами — или близкий к тексту). 2. Комбинированный речевой тест, нацеленный на проверку умений в не скольких видах речевой деятельности: а) аудирование письменная речь; б) чтение — письменная речь. Критерии оценки и. включают: полноту и правильность передачи основных идей, тем, фактов; организацию изложения, умение пользоваться внутри текстовыми связями, при необходимости сочетать такие способы изложения, как описание, повествование, рассуждение; соответствие использованных языковых средств нормам современного русского языка: правописание, пунктуация, лексика, грамматика.

Источник: Словарь терминов и понятий тестологии

ИЗЛОЖЕНИЕ (ПЕРЕСКАЗ)
вид работы по развитию связной речи, в основе которого лежит воспроизведение содержания высказывания, создание текста на основе данного (исходного). Слова изложение, пересказ употребляются как синонимы, однако наименование пересказ чаще относится к устной форме воспроизведения текста (устное И. — пересказ). Основные характеристики И. связаны с особенностями исходного текста (его сложностью, объемом), со способами его восприятия, задачами, которые ставятся перед воспроизведением текста, и т. д. По отношению к объему исходного текста различаются подробные и сжатые (краткие) И. Задача сжатого И. — передать это содержание кратко, обобщенно. Это требует умения отбирать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное, главное (внутри каждой основной части), умения производить исключение и обобщение, находить соответствующие речевые средства и умения строить сжатый текст. При этом степень сжатия текста может быть различной. В зависимости от конкретной речевой задачи исходный текст может быть сжат наполовину, на три четверти и т. д. Если при подробном И. сохраняются стилевые особенности исходного текста, то при сжатом И. это необязательно. Так, сжатое И. публицистического текста в аннотации может быть написано в деловом стиле (см. сжатое изложение). По отношению к содержанию исходного текста различаются полные, выборочные И., а также И. с дополнительным заданием. В полных И. содержание исходного текста передается полностью (даже если это сжатое И.). В выборочных И. воспроизводится какая-то одна из подтем, как правило, находящаяся в разных частях исходного текста (например, описание наступления4 ночи, если это описание «рассыпано» и соответствующий материал надо выбирать). В И. с дополнительным заданием исходный текст несколько изменяется, перерабатывается или дополняется связанным по смыслу с исходным, но самостоятельным текстом, создаваемым автором И. В результате содержание И. не совпадает с содержанием исходного текста. Можно выделить две группы заданий к таким И.: 1. Предлагается ответить на вопрос, высказать свое мнение по поводу изложенного в тексте. В этом случае в исходный текст не вносится никаких изменений — автор создает свой текст, как правило, после И. 2. Предлагается дописать начало (вступление), конец (заключение) к исходному тексту, или ввести в него элементы описания, диалог, рассуждение по затронутому в тексте вопросу и т. д., или изложить текст от имени другого лица, другого литературного героя. В этих случаях И. по содержанию отличается от исходного текста. По восприятию исходного текста различаются: а) И. прочитанного, воспринятого зрительно текста; б) И. услышанного, воспринятого на слух текста; в) И. воспринятого и на слух, и зрительно текста. Эти виды И. учитывают необходимость развития разных способностей учащихся к восприятию текста, так как в жизни мы встречаемся с необходимостью воспроизводить содержание и прочитанного, и услышанного. По степени знакомства с исходным текстом различаются И. незнакомого, т. е. воспринимаемого впервые, текста и знакомого, т. е. воспринятого ранее, известного учащимся текста. По осложненности языковым заданием выделяются И. с лексическим, грамматическим (морфологическим, синтаксическим), стилистическим и другими заданиями. Среди этих заданий можно выделить два типа: 1. Предлагается изменить форму лица, времени, наклонения. Необходимо различать И. с заменой лица рассказчика и И. с заменой формы лица рассказчика. Первое требует переосмысления содержания излагаемого. Второе И. предполагает лишь замену формы лица — например, замену 1-го лица (я) 3-м (Писатель, он ...) — и относится к рассматриваемой группе И. 2. Предлагается употребить в И. определенные слова, словосочетания, предложения, имеющиеся в исходном тексте, или определенные группы слов, словосочетаний, предложений. Такие языковые средства отмечаются в тексте, выписываются и т. д. Другие основания для выделения видов И.: тематика исходного текста (о дружбе, о мире, о животных и т. д.), жанрово-композиционные особенности исходного текста (И.-описание, И. учебной статьи и т. д.). Лит.: Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. Т.А. Ладыженской. — М., 1980; Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения. — М., 1984; Пленкин Н.А. Изложение с языковым разбором текста. — М., 1988. Л. Е. Тумина

Источник: Педагогическое речеведение. Словарь-справочник

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
287.25 кб

Изложение темы «Ряды» с учетом ее математической значимости

Читать PDF
294.63 кб

Контроль качества высшего образования в аспекте Болонских договоренностей. Изложение выступления на

Геворкян Е. Н.
Читать PDF
127.97 кб

Изложение как важная форма развития русской связной письменной речи учащихся начальных классов

Айвазян Оксана Оганесовна
Статья посвящена изложению как важной форме развития русской связной речи учащихся начальных классов.
Читать PDF
120.27 кб

Изложение как одно из средств воспитания личности школьника на уроках русского языка (по книге Е. Хо

Беляева Валентина Николаевна
В статье рассматриваются новые подходы при работе над изложением, предлагаются различного рода творческие задания; с точки зрения материала для изложений анализируется книга Е. Хоринской «Наш Бажов».
Читать PDF
634.82 кб

Стихотворное изложение учебного материала на уроках математики как средство улучшения знаний учащихс

Киселева Татьяна Владимировна
В статье рассматриваются возможности конструирования стихотворных учебных текстов на уроках математики.
Читать PDF
269.24 кб

Стихотворное изложение -эффективное средство обучения

Киселева Татьяна Владимировна
В статье рассматриваются стратегические ориентиры изложения учебного материала методом конструирования стихотворных учебных текстов (СУТ) для педагогов, обусловленные тенденциями развития современного общества, его глобализацией и
Читать PDF
287.26 кб

Изложение темы «Ряды» с учетом ее математической значимости

Ермолаева Елена Ивановна
В данной статье приводится методика преподавания темы «Ряды», рассматривается специальная система упражнений, выделяющая ее математическую значимость, целесообразность изучения, а также необходимость дальнейшего применения.
Читать PDF
903.72 кб

Обучающее изложение в начальных классах

Куликова Жанна Александровна
В статье идет речь о роли изложения на уроках по развитию речи младших школьников, рассматриваются различные виды изложений. Приводятся рекомендации по выбору текстов изложений для разных возрастных групп.
Читать PDF
1.07 мб

Некоторые вопросы по работе с написанием изложений

Тыныстанова Нуриса Ашыровна
В статье рассмотрены некоторые вопросы по работе с написанием изложений.
Читать PDF
978.70 кб

К изложению темы «Энергия проводника во внешнем однородном электростатическом поле»

А. И. Григорьев, В. А. Коромыслов, С. О. Ширяева
Читать PDF
273.78 кб

Предупреждение речевых ошибок у учащихся полиэтнических классов в процессе обучения полному изложени

Чаптыкова Наталья Петровна
Рассматривается проблема развития речи у учащихся полиэтнических классов на основе имитационного метода обучения с учетом типичных речевых ошибок.
Читать PDF
3.98 мб

Исследование традиционного и альтернативного методов изложения механики в школе

Луфанина Н. И., Питеримов В. А., Питеримова Т. В.
Читать PDF
746.12 кб

ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДА УСТНОГО ИЗЛОЖЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Эгамбердиева Азиза Мустафаевна
Читать PDF
0.00 байт

Методика работы над изложением и сочинением: текстоцентрический подход

Зорина Марина Евгеньевна, Соколова Анна Валерьевна
В статье представлена методика работы по написанию изложений и сочинений на основе текстоцентрического подхода к изучению русского языка, что позволяет сделать использование языкового материала в собственной речи школьников более
Читать PDF
772.38 кб

Развитие письменной речи учащихся в процессе работы над изложением

Аулова Светлана Ивановна, Агафонова Светлана Васильевна, Забусова Елена Ивановна
Большая роль в системе работ по развитию письменной речи принадлежит изложениям.

Найдено книг по теме — 14

Похожие термины:

  • ИЗЛОЖЕНИЕ, пepeсказ

    вид самостоят. уч. работы; воспроизведение содержания высказывания, создание текста на основе данного (исходного). И.— одно из средств усвоения, развития памяти, мышления, грамотности и речи школьн
  • СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

    особый вид пересказа, который ставит задачу передать из воспринятого текста главное (существенное), используя языковые средства обобщенной передачи содержания (см. изложение). Известны разные спо
  • ИЗЛОЖЕНИЕ УЧИТЕЛЯ

    реализуется в форме беседы, лекции, рассказа, объяснения, инструктажа, монологических вставок учителя во время самостоятельной работы школьников и комментариев к их ответам. И.у. можно рассматрив
  • УСТНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

    словесный метод, сочетающий изложение учебного материала в повествовательной форме с подробными пояснениями, сравнениями и сопоставлениями, обоснованиями, выводами закономерностей, решением за
  • ИЗЛОЖЕНИЕ ПЕДАГОГА

    Вид учебной деятельности, реализуемый в форме беседы, лекции, рассказа, объяснения, инструктажа в процессе самостоятельной работы учащихся и комментариев к их ответам. На занятиях по языку часто и
  • ПРОБЛЕМНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

    Введение нового материала, в процессе которого путь решения проблемы подсказывается учителем или текстом учебника.
  • Метод устного изложения учебного материала

    основан на том, что слово есть ведущий источник учебной информации. Устная речь несет в себе больше информации, чем письменная, так как содержит невербальный, эмоциональный компонент в виде интона