ИТАЛИЯ

Найдено 1 определение
ИТАЛИЯ
Italia), Итальянская Республика (Repubblica Italiana), гос-во на юге Европы. Пл. 301,2 тыс. км2. Нас. 57,5 млн. чел. (1990). Офиц. яз.— итальянский. Столица — Рим.
История нар. образования на терр. совр. И. уходит своими корнями в эпоху Рим. империи (см. Античность). В кон. 5—8 вв. христ. школы при монастырях и соборах постепенно вытеснили римские. В 6—7 вв. практически все монастыри открыли школы, в к-рых учились не только будущие монахи и священники, но и дети преим. из семей высш. сословий, не собиравшиеся быть церковнослужителями. Осн. внимание уделялось религ. воспитанию и обучению грамоте. Преподавание велось на лат. языке. Рим. собор (853) рекомендовал открыть школы для религ. образования при каждом церк. приходе и школы для изучения «свободных иск-в» при каждом кафедральном соборе. В кафедральных школах! из семи свободных иск-в особое внимание уделялось грамматике; обучение велось по катехизисному принципу. Несмотря на то, что церковь неоднократно запрещала чтение антич. авторов, традиции антич. учености не прерывались: изучение лат. грамматики велось на образцах произведений писателей-классиков по учебнику, составленному рим. ученым Донатом (4 в.), в монастырских скрипториях переписывались сочинения антич. поэтов и прозаиков (один из первых монастырей со скрипторием был основан на юге Италии в 6 в. Кассиодором). В период раннего средневековья при постоянном увеличении числа христ. школ наблюдался упадок уровня образования: в эдикте (825) короля Лотаря I отмечается, что ученость в И. «благодаря беспечности и лености нек-рых правителей повсюду угасла».
В 11—12 вв. И. переживала культурный расцвет. Оживление торговли, быстрый рост городов порождали потребность в практич. светском образовании. Создавались гор. школы; заинтересованное в юрид. обеспечении купечество способствовало открытию школ права, первые из к-рых возникли в Павии и Равенне. В 1148 открылся первый в Европе ун-т в Болонье, отличавшийся уникальным для средневековья демократизмом организации (студенты обладали правом нанимать и увольнять по своему усмотрению преподавателей, определять длительность лекций, участвовать в выборах ректора). В созданной ок. 1230 мед. школе в Са-лерно были впервые переведены на латынь тексты Гиппократа, Галена, Авиценны, ставшие основой ср.-век. медицины. Своеобразие итал. ср.-век. высш. школы состояло в том, что теология занимала в ней значительно меньшее место, чем в ун-тах Сев. Европы; предпочтение отдавалось медицине и праву. Продолжался подъем светского образования. В 1245 папа Иннокентий IV открыл в Риме «Ун-т Рим. двора», специализировавшийся на изучении права; в 1222 возникла юрид. школа в Падуе, ок. 1224 в Неаполе создана школа для подготовки чиновников «Священной Рим. империи». В 13 в. стали работать их первые цеховые школы для сыновей ремесленников, в них обучали чтению, письму, счету, элементам геометрии и естествознания. Преподавание велось на итал. яз., религия была обязат. предметом.
В эпоху Возрождения появились новые формы образования — придворные школы и академии. В школах при дворах итал. князей преподавали видные педагоги-гуманисты. Витторино да Фелътре в Мантуе создал для воспитания детей герцога Гонзага «Дом радости», в Ферраре преподавал Гуарино Веронезе. Ре-нессансные академии, на первых порах имевшие мало общего с совр. уч. и науч. академиями, напоминали кружки единомышленников, в к-рых изучение и популяризация науки велись в свободной, непринужденной форме. Самая ранняя из них — Платоновская академия во Флоренции (сер. 15 в.— 1527), в 1460 открылась Рим. академия истории и археологии, в 1560 — «Академия тайн природы» в Неаполе. В 17 в. разл. науч. и лит.-худож. академии существовали уже во всех крупных и многих мелких городах. После Тридентского собора (1545— 1563) распространились семинарии, в к-рых готовили не только священнослужителей, но и юристов. Увеличилось число гор. грамматических школ (в Венеции, напр., в 1551 был принят указ, согласно к-рому каждый район города должен был открыть такую школу). С сер. 16 в. большое влияние на школу начали оказывать иезуиты (см. Иезуитское воспитание).
К кон. 16 в. И. после неудачных войн была подчинена иностр. господству, начался период относит, культурного упадка. Активизировалась религ.-образоват. деятельность церк. орденов, особенно пиа-ристов, в 1597 основавших в Риме свои первые открытые бесплатные т. н. благочестивые школы, к-рые делились на 2 типа: 3-летние элементарные и 6-летние латинские. В 17 — 1-й пол. 18 вв. появилось большое кол-во частных школ.
Новый подъем образования в И. начался во 2-й пол. 18 в. (эпоха итал. Просвещения). Церковь заметно сдавала свои позиции в области школы: в 1773 из И. были изгнаны иезуиты; богатства более 100 ликвидиров. монастырей использовались для образоват. нужд. В ряде княжеств предпринимались попытки (одна из первых в Сардинии в 1729) унифицировать и организовать в систему хао-тич. скопление разнородных уч. заведений. В Ломбардии, находившейся под господством Австрии, были проведены реформы школы по австр. образцу. В областях Италии, попавших под власть Франции в 18 в., школы стали перестраиваться по типу французских. После падения Наполеона итал. области восстановили прежние системы образования.
Экон. подъем, вызванный освобождением И. от иностр. господства и объединением страны (1870), стимулировал распространение техн. образования. Открывались многочисл. высш. техн. школы, в т. ч. политехническая в Неаполе (1863), кораблестроительная в Генуе (1870). В кон. 19 в. насчитывалось ок. 60 ремесл. школ, 15 профшкол для девушек, ок. 10 с.-х. школ, 2 высш. торговые школы в Бари и Генуе. Возникла сеть дет. воспитат. учреждений, первые из к-рых были созданы в Кремоне в 1829 по инициативе Ф. Апорти («приюты Апорти»).
В 19 в. был принят ряд правительств, актов по совершенствованию образования. Согласно закону Казати (1859) учреждались государственные начальные (4 года обучения, с 1888 — 5 лет) и средние школы. Этот закон, а затем закон Коппи-но (1877) устанавливали возраст обязат. обучения от 6 до 9 лет. В 1904 обучение стало обязательным для детей 6—12 лет. Закон Данео-Кредаро (1911) создал гос. систему управления и инспектирования школ и сделал учителей гос. служащими.
В период режима Муссолини по реформе Джентиле (1923) были созданы 8-летние нач. школы, разделенные на 2 ступени (соответственно 3 и 5 лет обучения; 2-я ступень, в свою очередь, делилась на 2 цикла — 2 и 3 года обучения, последний цикл давал нач. проф. подготовку), и платные ср. школы (5-летняя гимназия, 3-летний классический и 4-летний реальный лицеи), недоступные детям трудящихся. Были также организованы 7-летние учительские и 8-летние (2 цикла по 4 года каждый) техн. ин-ты (ср. проф. уч. заведения) — индустр., коммерч. и морской. В 1929 был заключен конкордат с Ватиканом, согласно к-рому религия стала обязат. предметом во всех уч. заведениях, кроме высших. В общеобразоват. программах увеличен объем преподавания греч. и лат. языков, философии, эстетич. воспитания. В кон. 30-х — нач. 40-х гг. интенсивно проводилась фашизация нар. образования. В 1942 в соответствии с т. н. реформой Боттаи установилась след, система: 5-летняя нач. школа, на ее базе промежуточная школа, низшая проф. и ремесл. школы с 3-летним сроком обучения. Из этих типов школ только промежуточная открывала доступ в 5-летнюю ср. школу — классич. или реальный лицей, техн. или пед. ин-ты (последний — с 4-летним сроком обучения). Из низшей профшколы можно было поступить только в 2-летнюю техн. школу; ремесл. школа была тупиковой. После свержения фашизма и установления республики (1946) нац. система образования была подвергнута Значит. изменениям. Конституцией 1947 и законом о школе 1962 установлено обязат. обучение детей с 6 до 14 лет. Однако еще в 1966/67 уч. г. св. 40% детей соответствующего возраста не получало полного 8-летнего образования. В 1985 ок. 3% взрослого населения оставалось неграмотным (2,1% среди мужчин и 3,7% среди женщин).
Современная система образования включает дошк. учреждения для детей 3—5 лет, нач. школу (5-летняя), низшую ср. (3 года), полную ср. (5 лет), проф. и проф.-тех. школы, вузы. Наряду с государственными существуют уч. заведения, принадлежащие религ. opr-циям, а также частные.
Общее руководство образованием осуществляет Мин-во просвещения, в ведении которого находятся государственные школы всех типов. Уч. планы и программы носят рекомен-дат. характер. Каждая школа и каждый учитель самостоятельно составляют уч. план, руководствуясь общими установками программ. При Мин-ве имеются консультативные органы: Нац. совет по нар. образованию, Высш. совет по образованию и Совет по управлению. Районные отделы образования занимаются вопросами шк. стр-ва, содержания образования, организуют курсы повышения квалификации учителей ср. школ. Во 2-й пол. 80-х гг. на нужды образования выделялось св. 7% расходной части гос. бюджета. Осн. часть поступает от Мин-ва просвещения, часть средств — от Мин-ва труда (на проф.-тех. образование) и от Мин-ва обществ. работ (на шк. стр-во). Доля местных органов управления в расходах на образование ок. 10%. В обязанности Мин-ва просвещения входит также контроль над частными школами. Общее образование. Нач. звеном системы образования являются дошк. учреждения — материнские школы для детей от 3 до 6 лет. В 1987 в 28 тыс. дошк. учреждений воспитывалось ок. 1,6 млн. детей (/л — в частных).
Нач. школа— 5-летняя, бесплатная, делится на 2 цикла — низший (1—2-й кл.) и высший (3—5-й кл.). В 1-м цикле обучение комплексное, изучаются чтение, письмо, счет, проводятся беседы на ре-лиг, и моральные темы. Во 2-м происходит разделение по след, предметам: итал. яз., арифметика и геометрия, история, география и естествознание; рисование, пение, ручной труд, осуществляется религ. и физич. воспитание. После окончания каждого цикла проводятся устный и письм. экзамены. В 1989 в 26,1 тыс. нач. школ насчитывалось ок. 3,2 млн. уч-ся и 209 тыс. учителей. Во 2-й пол. 80-х гг. нач. школы охватывали св. 96% детей соответствующего возраста.
На базе нач. школы работает 3-летняя единая неполная ср. школа для детей от 11 до 14 лет (с 1963 вместо существовавших неск. типов неполной ср. школы). В уч. план входят итал. яз., иностр. яз., история и граждановедение, основы природоведения, включающие элементы биологии, физики и химии, лит-ра, музыка, изобразит, иск-во, религ.-нравств. воспитание, физкультура, основы техники. Для желающих продолжать обучение в классич. лицее факультативно преподается лат. язык. В 1986 в более чем 10 тыс. неполных ср. школ обучалось ок. 2,6 млн. уч-ся.
Полными ср. школами являются 5-летние классич. и реальные (естеств.-науч.) лицеи. Уч. план в классич. лицее включает итал. яз. и лит-ру, лат. яз. и лит-ру, греч. яз. и лит-ру, совр. иностр. яз., историю, географию, философию, комплекс естеств.-науч. дисциплин, включающих биологию, химию и географию, а также математику, физику, историю иск-в, религию, физкультуру. В реальном лицее вместо греч. яз. вводится черчение, меньше времени отводится на гуманитарные дисциплины, больше — на естеств. науки, математику, совр. иностр. яз. С 1980 окончание лицея дает право поступления в ин-т. В 1986 в 2 тыс. ли-цеег получили образование ок. 690 тыс. уч-ся. Ео 2-й пол. 80-х гг. общеобразоват. неполными в полными ср. уч. заведениями было охвачено ок. 68% молодежи соответствующего возраста.
Профессиональному образованию долгое время не уделялось внимания. Лишь в кон. 50-х гг. 20 в. встал вопрос. о необходимости расширения сети профшкол. Особенно отставала проф. подготовка женщин. В кон. 60-х гг. из 6 млн. работниц, занятых в пром-сти и с. х-ве, подавляющая часть не имела проф. подготовки. Проф. образование осуществляется на базе обязат. школы в 2-летних техн. уч-щах, готовящих квалифициров. рабочих для пром-сти, торговли, с. х-ва, и в отраслевых ин-тах со сроком обучения от 2 до 5 лет. Ср. техн. образование дают 5-летние отраслевые техн. ин-ты (индустр., с.-х., коммерч., морской и др.). В 1987 в 4,3 тыс. уч. заведений нач. и ср. проф. образования насчитывалось св. 1,8 млн. уч-ся.
Высшее образование. Осн. тип вуза — ун-т со сроком обучения от 4 до 6 лет. Ун-ты подразделяются на гос. и частные. Имеются ч-акже ин-ты, высш. худож. школы, академии и консерватории. В 1989 в 47 вузах обучалось ок. 1,2 млн. студентов. Крупнейшие гос. ун-ты: Римский (осн. в 1303; 13 ф-тов, 180 тыс. студентов в 1989), Болонский (12 ф-тов, ок. 60 тыс. студентов), Неаполитанский (1224; 100 тыс. студентов), Миланский (1923; 9 ф-тов, ок. 80 тыс. студентов), ун-ты в Бари (1924), Флоренции (1321), Падуе (1222), Палермо (1777), Турине (1404). Среди др. гос. вузов: политехн. ин-ты в Турине и Милане, Ин-т востоковедения в Неаполе, Пед. ин-т (университетского типа) в Пизе, Консерватория Санта-Чечилия в Риме (одна из старейших в мире, осн. в 1224) и др.
В системе образования взрослых существуют разл. курсы повышения квалификации, а также общеобразовательные. Среди последних Значит. популярностью пользуются неформальные уч. группы, цель к-рых дать неполное ср. образование работающим, не получившим его ранее.
Педагогическое образован и е. Подготовка воспитательниц дет. садов осуществляется в 3-летних пед. уч-щах, учителей нач. школ — в 4-летних, на базе неполной ср. школы. Окончание пед. уч-ща дает право поступления только на пед. ф-т ун-та. Учителей ср. школ готовят спец. ф-ты ун-тов. В 1987 действовало св. 800 пед. уч-щ, в к-рых получали образование 189,7 тыс. чел.
Педагогическая наука и педагогические научные учреждения. В эпоху распада Рим. империи формировались основы ср.-век. педагогики и образования. Марциан Капелла (1-я пол. 5 в.) в труде чО бракосочетании Филологии и Меркурия» впервые изложил систему семи свободных искусств, в 6 в. разделенных на тривиум и квадривиум раннехрист. философами-римлянами Боэцием и Кассиодором. В 6 в. создан памятник раннехрист. педагогики — «Устав» Бенедикта Нурсийского, основателя ордена бенедиктинцев. «Устав» рассматривал монастырь (в к-ром жили не только монахи и послушники, но и отданные на воспитание юноши) как аналог семьи: настоятель — отец, остальные — дети; все вместе — «единая плоть», «тело христово». Цель воспитания — пробуждение в ученике чувства благочестия, рассматривавшегося как этич. основа человеческого поведения. Воспитание имело авторитарный характер (слово наставника — откровение Божье), предусматривало педантично разработанную систему наказаний.
Крупнейший представитель схоластики Фома Аквинский считал, что возможности обучения ограничены тем кругом знаний, к-рые могут быть преподаны. Важнейшие мировоззренческие принципы должны быть пережиты; умения и навыки усваиваются в действии и не являются продуктом обучения.
Односторонность ср.-век. воспитания была отвергнута в эпоху Возрождения. Педагоги-гуманисты (Витторино да Фельтре, Л. Бруни, Д. Доминичи, М. Веджио, Э. С. Пикколомини, П. П. Верджерио и др.) строили свои пед. учения на основе ренессансной идеи «разнообразия» (varieta) — признания принципиальной многосторонности бытия. Особое значение придавалось развитию навыков практической и социальной жизни. В диалогах Л. Б. Альберти«О семье» (1432—37) среди подлежащих развитию качеств названы общительность, «свобода от всякой скованности в обществе», быстрота реакции, трудолюбие; рекомендованы постоянное наблюдение родителей за развитием склонностей детей, умственные и физич. упражнения. В то же время увлекавшиеся античностью гуманисты были склонны видеть своего рода воспитат. панацею в овладении древними языками. Гуарино Веронезе, провозгласив «грамматику основой образования», занимался в своей феррарской школе почти исключительно изучением греч. яз. и латыни.
Ренессансный идеал воспитания свое яаиб. полное выражение нашел в трактате Бальдассарре Кастильоне «Придворный» (1528), нарисовавшем образ гуманистически образованного воина-придворного, черпавшего вдохновение для гос. дел в творчестве, человека действия, в равной степени владеющего искусствами словесным, музыкальным и воинским; путь к совершенству открывают чтение классиков, занятия красноречием, игра на лютне, разнообразные физич. упражнения. Трактат имел огромную популярность во всей Европе, вызвал многочисленные подражания.
В 16—17 вв. продолжалась публикация книг по вопросам воспитания, в т. ч. диалога Т. Тассо«Отец семейства» (1583), «Города Солнца» Т. Кампанеллы, В 1725 вышла в свет «Новая наука» Дж. Вико, основоположника филос. историзма, идеи к-рого приобрели особую популярность в педагогике И. нач. 20 в. (особенно у Б. Кроче). Абстрактному рационализму господствовавшей в то время картезианской педагогики Вико противопоставил учение о «поэтич. мудрости», о развитии воображения как необходимом этапе на пути к умозрительному мышлению. Вико провозгласил древность — «детство человечества» — эпохой «необычайных поэтич. способностей», «могущественной фантазии». В перенесении на развитие ребенка эти идеи оказались близки «эстетич.» педагогике, ставящей акцент на раскрепощении творческой активности. Взгляды педагогов 18 в. испытали Значит. влияние франц. энциклопедистов и Ж. Ж. Руссо, а также Дж. Локка. В своих трудах Дж. Карли, Дж. Горани, М. Джоя, Л. Тори и др. стремились обосновать необходимость реформы школы, подчинения ее гос-ву, указывали на необходимость изучения в школе естеств. наук. Рационализм нередко сочетался в мышлении просветителей И. с утопичностью предлагаемых ими программ: так, Гаэтано Филанджери предлагал скопировать систему гос. образования, предложенную в «Государстве» Платона.
В кон. 18- 1-й пол. 19 вв. в педагогике господствовало теологич. направление, приобретшее в ходе долгой борьбы И. за независимость своеобразный нац.-патриотич. оттенок. Педагоги эпохи Рисорджименто (крупнейший представитель — Дж. А. Райнери) видели в церкви осн. движущую силу объединения И.; патриотич. и религ. воспитание не разделялись. Так, католич. философ-педагог А. Розмини-Сербати призывал церковь стать воспитательницей нар. патриотич. духа (труды Розмини были включены Ватиканом в список запрещенных книг). Им была также разработана методика обучения, основанная на принципе последовательности (от общего к частному) с учетом возрастных особенностей детей. В. Джоберти, отводя учителю роль проводника божественных идей, в то же время выступал за полное подчинение школы гос-ву. Дж. М. Бертини, как и Розмини, строил свою пед. систему на перепутье религии и философии, в патриотич. реформе образования в И. видел путь к ее духовной автономии, к-рую считал предпосылкой автономии политической. В педагогике сложилось представление о жизни как обществ. миссии, долге. Дж. Мадзини и Р. Ламбрускини считали, что ученик должен осознавать в себе представителя некого целого — народа, человечества, наполнять свой поступок сознанием обществ. ответственности.
К кон. 19 в. ведущие позиции заняла педагогика позитивизма. Критикуя совр. школу за оторванность от жизни, а педагогику за субъективизм, теоретики-позитивисты претендовали на создание «науч.» методов обучения, ориентированных на доступные «объективному» наблюдению социальные стороны жизни человека, на пед. экспериментирование, увеличение роли естеств. наук в образовании. Среди ранних представителей позитивизма — Дж. Романьози, построивший свое учение о трех стадиях развития интеллекта (ощущение, воображение, разумность) на основе социальной, а не индивидуальной психологии: воспитание должно продвигаться от внешней — окружения, материально-духовной среды индивида — к внутренней жизни. Приоритет социального в формировании личности обосновывался позитивистами с разных позиций: А. Анджулли видел в прогрессе человечества продолжение космич. эволюции, а в развитии личности — ее постепенное подключение к духовной и социально-полит. жизни общества; Р. Ардиго и С. де Доминичис подчеркивали связь педагогики с социологией и социальной психологией, включая в ее задачи исследование обществ. окружения индивида. В основу своей методики позитивисты положили принцип наглядности, очевидности: за чувственно-наглядные индуктивные способы обучения ратовал Р. Мандзони; А. Габелли, осн. цель воспитания видевший в развитии интеллектуальных способностей, предлагал при этом предельно доступные, наглядные формы подачи материала (в осн. рисунки).
В 1-й пол. 20 в. в педагогике И. сформировалось неск. направлений. Идеи свободного воспитания разрабатывала Мария Монтессори. Реакцией на пед. позитивизм стала педагогика Б. Кроче и Дж. Ломбардо-Радиче, ставивших акцент на эстетич. воспитании: идея «светлой школы» (schuola serena), выдвинутая Ломбардо-Радиче, предполагала свободное самовыражение ребенка в атмосфере поэзии и красоты. Кроче, подобно Вико рассматривавший реальность как бесконечное развертывание духа в истории, считал историю основополагающей мировоззренч. наукой, «конкретной философией», видел в ней фундамент всякого воспитания и образования. По Кроче, воспитание следует основать на эстетических и культурно-гуманитарных ценностях. Антипозитивистские тенденции достигли вершины в пед. концепции Дж. Джентиле, к-рый отводил важную роль принципам свободы и спонтанности: в основе воспитания должно лежать доверие к абс. процессу самовоплощения, «самосотворения» личности. Особое значение придавалось гуманитарным наукам; педагогика — в трактовке Джентиле — состояла из дидактики эстетич., религ. и филос. образования. Рассматривая гос-во как цельный этич. организм, основанный на «духе народа», Джентиле видел в моральном воспитании (прежде всего воспитании воли) основу сильной государственности. Идеи Джентиле были положены в основу офиц. воспитат. системы, принятой в 20-х — нач. 40-х гг. в итал. школе. А. Грамши и его сторонники, итал. коммунисты, проведя критич. анализ гос. шк. политики, обосновывали концепцию единой демокр. системы нар. образования.
С кон. 40-х гг. в итал. пед. науке усилилась борьба направлений. Педагогикатолики (Л. Стефанини, М. Козотти, А. Агацци, Дж. Носеньо, А. Банфи и др.) стремились не только подчинить себе практич. деятельность школ, но и играть ведущую роль в развитии пед. мысли. Науч.-эксперим. направление, основанное на достижениях совр. психологии и социологии, представляли Ф. де Барто-ломейс, автор труда «Исследование как антипедагогика» (1969), и А. Визеберги, среди книг к-рого выделяется — «Открытая школа» (I960). Идеи единой школы развивались в трудах Д. Бертони-Иовине, Л. Вольпичелли и др.
Н.-и. работа в области педагогики ведется в созданных в 1974 — «Региональных ин-тах исследований, экспериментов и обновления в области образования», подчиняющихся Мин-ву просвещения и находящихся на пед. ф-тах ун-тов, на кафедрах педагогики и психологии. наиб. крупные среди них: нац. дидактич. центры по нач. и неполной ср. школе в Риме, нац. дидактич. центр исследований и документации во Флоренции, пед. ин-ты при Римском и Миланском ун-тах.
Лит.: А л и к а т а М., Реформа школы [в Италии], пер. с итал., М., 1960; К а с— в и и Г. А., Система нар. образования в Италии, М., 1962; Bertoni Jovine D., ftoria delleducazione popolare in Italia, Bari], 1965; L a b r i o l a A., Pedagogia e so-cieta, Firenze, 1970; Lombardo Radi-ce L., Educazione e rivoluzione, Rome, 1976; Agostini L., Modelli dinsegnamento, Firenze, 1977; Manacorda M., La scuola degli adolescenti, Roma, 1979.
H. M. Воскресенская, Г. А. Касвин, А. Махов.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
355.15 кб

Системы высшего образования стран "группы восьми": италия

Борисенкова Анна Валентиновна
В статье представлен анализ национальной системы высшего образования Италии, страны-члена «Группы восьми».
Читать PDF
260.38 кб

Непрерывное образование и Болонский процесс (университеты и колледжи Италии)

Яшин Е. Ю., Чечушкова Э. Е.
Для получения первого диплома iaurea (C.L.), соответствующего уровню «бакалавр» в англосаксонской системе, требуется учиться четыре-шесть лет.For reception of the first diploma iaurea (C.L.
Читать PDF
643.84 кб

Непрерывное образование и Болонский процесс (университеты и колледжи Италии)

Яшин Е. Ю.
Система образования в Италии отлична от российской. Когда для маленького итальянца кончается период младенчества, его ждет следующий путь.
Читать PDF
205.59 кб

Проблемы повышения квалификации педагогических кадров в Италии в ХХІ столетии: уроки для Украины

Постригач Надежда Олеговна
Попытка развития и применения нового концепта образования и повышения уровня квалификации учителей, обозначенного в статье как профессиональное развитие, является результатом больших ожиданий от учителей в процессах перемен.
Читать PDF
356.94 кб

Иммигранты в Италии: проблемы интеграции. (обзор)

Животовская И. Г.
Читать PDF
782.65 кб

«Ликторские чтения» как элемент молодежной политики Италии 1930-х гг

Нестерова Татьяна Петровна
Статья посвящена молодежной политике фашистского режима в Италии в 1930-е гг.
Читать PDF
782.61 кб

Подготовка специалистов среднего звена в системе профессионального туристского образования Италии

Кузнецов А. В.
Низкий уровень профессионализма специалистов определен основной проблемой туристской индустрии Италии. Рассмотрены циклы итальянской системы образования. Показана важность среднего профессионального образования.
Читать PDF
671.25 кб

Законодательные инициативы в системе профессионального образования в Италии

Чиварди Мариса
Основной задачей Европейского социального фонда (FSE) рассматривается перестройка и модернизация политики и системы профессионального образования.
Читать PDF
428.17 кб

Оценка качества высшего образования в Италии

Ягудина Лилия Равилевна
Исследуется национальная система оценки качества высшего образования в Италии как одна из возможных лучших практик обеспечения качества в интегрирующемся европейском образовательном пространстве.
Читать PDF
392.39 кб

Становление и развитие системы образования в Италии в конце XX века

Качурина Т. А.
Рассматриваются особенности системы высшего образования в Италии в конце XX в. Автор описывает становление и развитие трех главных секторов высшего образования.
Читать PDF
388.86 кб

Сравнение особенностей высшего образования России и Италии

Гугелев Александр Владимирович, Семченко Анжелика Ахмеджанова
В статье на примере Италии определены и рассмотрены методологические основы развития системы высшего профессионального образования, раскрывающиеся через исследование особенностей развития высшего образования как самостоятельной от
Читать PDF
345.78 кб

Обучение и направления исследований в университетах Италии

Бакирова И. Н.
Рассмотрены ступени высшего образования в Италии: бакалавриат, магистратура и аспирантура. Приведены направления обучения и научных исследований в Миланском политехническом университете и Римском университете La Sapienza.
Читать PDF
281.46 кб

Сущность и проблемы дуальной системы высшего образования в Нидерландах и Италии

Ильин С. Н.
Статья по материалам Дж. Онстенк, Университет Прикладных наук, Голландия, опубликованным 30-31 Октября 2008 года в «Краткий обзор по материалам Высшего обучения», Италия. Официальный отчет и комментарии.
Читать PDF
0.00 байт

Особенности профессионального образования в Италии

Дарузе Е. Е.
В статье автором рассмотрены особенности профессионального образования в Италии, а также направления и тенденции развития профессионального образования в России.
Читать PDF
0.00 байт

Развитие профессионального туристского образования в Италии

Кальней Валентина Алексеевна, Кузнецов Александр Викторович
Рассматриваются проблемы профессионального туристского образования в Италии, профессиональная квалификационная структура подготовки специалистов для сферы туризма в Италии, которая включает среднее профессиональное образование, се