Исследовательское обучение
Исследовательское обучение
это обучение, в котором учащийся ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания.
Источник: Исследовательская деятельность
Исследовательское обучение
основано на принципиальном сходстве познавательной деятельности ученика и ученого, для которой характерно открытие новых знаний. Для учащихся имеет условное значение: предполагая самостоятельное приобретение ими знаний и умений, И.о. предусматривает организующую, направляющую и контролирующую учебный процесс роль учителя. Наиболее полно реализуется в условиях проблемного обучения. Реализуется в сочетании с репродуктивным обучением, призванным сократить время на приобретение значительного объема знаний и показать оптимальные пути познания. А.С.
Источник: Методика преподавания литературы.
ОБУЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ
аналитическая образовательная деятельность, включающая: 1) проблемный анализ – осуществление проблемного структурирования, которое предусматривает выделение комплекса проблемных ситуаций, их типологии, характеристик, последствий, путей решения; 2) системный анализ – определение характеристик, структуры ситуации, ее функций, взаимодействия с окружающей и внутренней средой; 3) причинно-следственный анализ – исследование причин, которые привели к появлению данной ситуации и развертыванию ее последствий; 4) праксеологический анализ – диагностика содержания деятельности, ее моделирование и оптимизация; 5) аксиологический анализ – построение системы оценок ситуации, ее составляющих, условий, последствий, действующих лиц; 6) прогностический анализ – подготовка предвидений относительно вероятного, потенциального и возможного будущего; 7) рекомендационный анализ – выработка рекомендаций относительно поведения действующих лиц; 8) программно-целевой анализ – разработка программы деятельности в данной ситуации (Коваленко О. Е. Методични основи технолога навчання. – X.: Основа, 1996; Лутай В. С. Філософія сучасної освіти. – К., 1996; Подольська Є. А., Назаркіна В. М., Яковлєв А. О. Освіта як чинник розвитку особистості в соціокультурному контексті. – Х.: Золоті сторінки, 2002; Слєпкань З. І. Наукові засади педагогічного процесу у вищій школі. – К.: НПУ, 2000; Ситуационный анализ или Анатомия кейс-метода / под ред. Ю. П. Сур-мина. – К: Центр инноваций и развития, 2002. – 286 с.). Е. А. Подольская
Источник: Глоссарий современного образования.