ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД обучения

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ
организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ
Метод обучения, предусматривающий организацию поисковой творческой деятельности учащихся путем постановки новых для них проблем и проблемных задач. Получил распространение в 20-е гг. XX в. на занятиях по языку и другим дисциплинам. В ходе его применения учащиеся выполняли большой объем самостоятельной работы, усваивая значительный программный материал.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ
метод, исходной посылкой которого служит идея о наличии определенного сходства этапов и логики учебного и научного познания; предполагает организацию учебного процесса, при которой обучаемый осваивает элементы методологии и методики научного анализа явлений и процессов и овладевает умениями самостоятельно получать новое для него знание; способствует воспитанию активности, инициативности, любознательности, развивает мышление.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ
организация обучения, при котором учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют и ставят проблему, находят методы ее решения, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде. В зависимости от уровня сложности и подготовки учащихся выделяются несколько уровней такого рода обучения. На первом уровне преподаватель ставит проблему и намечает методы ее решения. На втором уровне преподаватель только ставит проблему, учащиеся самостоятельно находят методы ее решения. На третьем уровне учащиеся самостоятельно формулируют проблему и предлагают методы ее решения.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного, творческого решения. С помощью этого метода организуется творческий поиск и применение знаний учеников, обеспечивается овладение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску, что является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании. Идеи М. о. и. появились в педагогике в последней трети XIX в. Биолог А. Л. Герд, историк М. М. Стасюлевич в России, химик Р. Э. Армстронг, естествоиспытатель Т. Гексли в Великобритании и др. формулировали общую идею метода, оказавшегося у разных педагогов эвристическим, лабораторно-эвристическим, опытно-испытательным, методом лабораторных уроков, естественнонаучным, исследовательским принципом, подходом и т. д. Проникая в практику обучения, М. о. и. способствовал ликвидации системы заучивания учебного материала, формированию готовности к самостоятельной умственной деятельности учеников, создавая в школе атмосферу увлеченности учением, доставляя учащимся радость состояния поиска и открытия. При реализации М. о. и. у учащихся формируется такие элементы творческой деятельности, как самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию, видение задачи в знакомой ситуации, выявление новой функции и структуры объекта, самостоятельное комбинирование из известных способов деятельности нового, альтернативный подход к поиску решения проблемы. Указанная процедура творческой деятельности проявляется при решении задач, предполагающих поиск нестереотипного способа решения (Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов.– М.: Больш. Рос. энцикл., 1993. – 608 с. – Т. 1: А–М. – С. 386–387). М. В. Удовенко

Источник: Глоссарий современного образования.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ
метод обучения, заключающийся в постановке педагогом познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Сущность исследовательского метода обучения обусловлена его функциями. Он организует творческий поиск и применение знаний, обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании. При реализации исследовательского метода у обучающегося формируются такие элементы творческой деятельности, как: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; выявление новой функции и структуры объекта; самостоятельное комбинирование из известных способов деятельности нового; альтернативный подход к поиску решения проблемы. Указанные процедуры творческой деятельности проявляются при решении задач, предполагающих поиск нестереотипного способа решения. Это могут быть краткие текстовые задачи, вопросы, предполагающие наличие у обучающихся некоторого исходного фонда знаний и умений; исследование более или менее длительного характера в лаборатории, на биоплощадках и т. д.; постановка задачи для ее решения на основе текста учебника, дополнительной литературы и т. п. Исследовательский метод способствует достижению оптимальных результатов обучения при построении в рамках учебного предмета системы задач, при пропедевтической подготовке к их решению, обеспечении психологического климата, благоприятствующего творчеству. Однако исследовательский метод не охватывает весь процесс обучения. Обучающийся не может и не должен усваивать весь объём знаний только путём личного исследования и открытия новых для себя законов, правил и т. д., поскольку самостоятельное исследование требует больше времени, чем восприятие объяснения педагога или материала учебника. Для практической реализации исследовательского метода в обучении должна быть разработана система задач, которая должна включать основные типы проблем, обусловленных содержанием учебного предмета, курса. Система задач должна включать важные и доступные для обучающихся методы науки. При затруднениях в выполнении исследовательских заданий обучающимся оказывается помощь, но так, чтобы проблемность задачи сохранялась. Например, введением дополнительных данных сужают поле поиска решения, дают сходную, но более лёгкую задачу, членят трудную задачу на 2-3 подзадачи и т. д. Все подобные виды помощи в решении задач преобразуют исследовательский метод в эвристический метод (частичнопоисковый). Самостоятельное решение задач предполагает формирование у обучающегося таких поисковых навыков, как соотнесение данных условия задачи и каждого шага поиска между собой и с вопросом задачи, доказательность каждого суждения и операции, проверка полноты и достаточности доказательства и решения, соотнесение результата решения с вопросом задачи. Важную роль в применении исследовательского метода играет индивидуализация обучения путём регулирования сложности и типов задач. Исследовательский метод применим на всех ступенях обучения с учётом возрастных возможностей и подготовки обучающихся. Литература: [56, 70].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД обучения
организация поисковой, познават. деятельности учащихся путем постановки учителем познават. и практич. задач, требующих самостоят. творческого решения. Сущность И. м. обусловлена его функциями. Он организует творческий поиск и применение знаний, обеспечивает овладение методами науч. познания в процессе деятельности по их поиску, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании.
Идеи И. м. появились в педагогике в последней трети 19 в. Биолог А. Я. Герд, историк M. M. Стасюлевич в России, химик Р. Э. Армстронг, естествоиспытатель Т. Гексли в Великобритании сформулировали общую идею метода, называвшегося у разных педагогов эвристическим, лабораторно-эвристическим, опытно-испытательным, методом лабораторных уроков, естественно-научным, исследоват. принципом, подходом и т. д. Проникая в практику обучения, И. м. способствовал ликвидации системы заучивания уч. материала, формированию готовности к самостоят. умственной деятельности школьников, создавал в школе атмосферу увлеченности учением, доставлял учащимся радость самостоят. поиска и открытия. Большую роль в пропаганде и внедрении И.м. в отеч. пед. практике сыграли Б. В. Всесвятский, Б. Е. Райков, К. П.Ягодовский, филологи Н. Кульман, И. И. Срезневский и др. Однако отсутствие достаточной теоретич. базы привело к одностороннему развитию И. м., признанию его подчас единственным универсальным методом обучения в 20-х гг. Мн. ошибки проистекали от некритич. применения метода проектов, комплексной системы обучения и др. Увлекаясь внеш. активностью учащихся, педагоги упускали из виду активность их мысли, преувеличивалось значение индукции в усвоении знаний, не уделялось внимания усвоению теории, формированию системы обобщенных понятий. Крайние увлечения И. м. были устранены в 1931—32,но, вопреки науч. рекомендациям о целесообразности сохранения И. м., привели к замене его в практике школы методами информац. изложения материала учителем и репродуктивной деятельности учащихся.
В кон. 50-х гг. усилилось внимание исследователей к активизации познават. деятельности учащихся (Б. П. Есипов, М. А. Данилов, M. H. Скаткин), в нач. 60-х гг. в условиях НТР и обществ. потребности в интеллектуальном потенциале идея И.м. была восстановлена и получила дальнейшее развитие. При реализации И. м. у учащихся формируются такие элементы творческой деятельности, как самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию, видение задачи в знакомой ситуации, выявление новой функции и структуры объекта, самостоят. комбинирование из известных способов деятельности нового, альтернативный подход к поиску решения проблемы. Указанные процедуры творческой деятельности проявляются при решении задач, предполагающих поиск нестереотипного способа решения. Это могут быть краткие текстовые задачи, вопросы, предполагающие наличие у учеников нек-рого исходного фонда знаний и умений; исследование более или менее длит. характера в лаборатории, на шк. гео- и биоплощадках, агроучастке и т. д.; постановка задачи для ее решения на основе изложения учителя, текста учебника, доп. лит-ры и т. д. Важное значение И. м. имеет в трудовом обучении. Большинство исследоват. заданий в школе — небольшие поисковые задачи, требующие, однако, всех (или большинства) этапов исследования: наблюдения и изучения фактов и явлений; постановки задачи (выявления непонятных явлений, подлежащих исследованию); выдвижения гипотез; построения и осуществления плана; выявления связей изучаемого явления с другими; решения, его объяснения и проверки; выводов о возможном и необходимом применении полученных знаний. И. м. способствует достижению оптимальных результатов обучения при построении в рамках уч. предмета системы задач, при пропедевтич. подготовке к их решению, обеспечении психол. климата, благоприятствующего творчеству. Однако И. м. не охватывает весь процесс обучения. Ученик не может и не должен усваивать весь объем знаний только путем личного исследования и открытия новых для себя законов, правил и т. д., поскольку самостоят. исследование требует больше времени, чем восприятие объяснения учителя. Для практич. реализации И. м. в обучении необходимо разработать систему задач, к-рая должна включать осн. типы проблем, напр., по экон. географии задачи определения взаимосвязей между элементами геогр. среды и отраслями х-ва, влияния технико-экон. особенностей произ-ва на принципы его размещения и др. Система задач должна включать важные и доступные для общего образования методы науки и рационализаторской деятельности. С точки зрения методики уч. предмета система задач должна быть построена с учетом таких признаков, как содержание, способы решения, повторяемость типов, их сочетаний и связь с предметным содержанием, доступность для данного возраста. Формы заданий при И. м. обучения различны. Это или задания, поддающиеся быстрому решению в классе и дома, или задания, требующие целого урока, домашние задания на определенный срок. При затруднениях в выполнении исследоват. заданий учащимся оказывается помощь, но так, чтобы проблемность задачи сохранялась. Напр., введением доп. данных сужают поле поиска решения, дают сходную, но более легкую задачу, членят трудную задачу на 2—3 подзадачи и т. д. Все подобные виды помощи в решении задач преобразуют И. м. в эвристический метод (частично-поисковый). Самостоят. решение задач предполагает формирование у учащихся таких поисковых навыков, как соотнесение данных условия задачи и каждого шага поиска между собой и с вопросом задачи, доказательность каждого суждения и операции, проверка полноты и достаточности доказательства и решения, соотнесение результата решения с вопросом задачи. Важную роль в применении И. м. играет индивидуализация обучения путем регулирования сложности и типов задач.
И. м. применим на всех ступенях обучения с учетом возрастных возможностей и подготовки учащихся. В гуманитарных предметах И. м. применяется в трех направлениях: включение элементов поиска во все задания учащихся (работа над док-тами, картами, статистич. таблицами, анализ худож. произведений, участие в археологич. раскопках и т. д.); раскрытие учителем познават. процесса, осуществляемого при доказательстве того или иного положения, организация целостного исследования, осуществляемого учащимися самостоятельно, но под руководством и наблюдением учителя (доклады, сообщения, проекты, основанные на самостоят. поиске, анализе, обобщении фактов). При обучении естеств. наукам И. м. реализуется через систему эксперим. работ, для к-рой характерно, с одной стороны, постепенное усложнение содержания познават. задач, с другой — увеличение степени самостоятельности учащихся в их решении. Первые, посильные для учащихся элементы исследования, как правило, связаны с наблюдениями разл. явлений, растительных и животных организмов с целью установления нек-рых фактов, необходимых для первонач. обобщений. Более сложные исследоват. работы предполагают решение познават. задач путем постановки и проведения опытов, сопровождаемых выдвижением гипотез.
Лит.: Райков Б. Е., Исследоват. метод в пед. работе, Л., 1924; его же, Пути и методы натуралистич. просвещения, М., 1960; Связь обучения в восьмилетней школе с жизнью, под ред. Э. И. Моносзона и M. H. Скаткина, М., 1962, гл. 5; Напольно-в а Т. В., Познават. задачи в обучении рус. языку, М., 1968; Иванкова Н. В., Исследоват. метод в обучении, Ростов н/Д., 1969; Познават. задачи в обучении гуманитарным наукам, под ред. И. Я. Лернера, М., 1972; Лернер И. Я., Дидактич. основы методов обучения, М., 1981; Дидактика ср. школы, под ред. М. Н. Скаткина, M., гл. 5. И. Я. Лернер.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
3.26 мб

Метод проектов как основа организации исследовательского обучения

Гаврилова М. А.
В статье с современных позиций рассматривается метод проектов. Предлагается его определение, выделяются достоинства и недостатки с точки зрения организации исследовательского обучения.
Читать PDF
1.52 мб

Метод исследовательского обучения-основа развития одаренной личности

Фахретдинова Ф. Р.
Читать PDF
652.24 кб

Исследовательский метод обучения и здоровьесбережение младшего школьника

Румянцева Людмила Николаевна
В статье формирование исследовательских способностей ре бенка рассматривается как важнейший образовательный ресурс здоровьесбережения.
Читать PDF
272.35 кб

Исследовательский метод обучения и здоровьесбережение младшего школьника

Румянцева Людмила Николаевна
В статье исследуется деятельность ученика при открытии в себе личности как “Я-знания”. Отображается в деятельности учащегося как гипотетическое мышление. При этом учитывается не только метод и прием обучения, но и его содержание.
Читать PDF
180.13 кб

Опыт внедрения исследовательского метода обученияв лабораторный практикум

Кучеренко Лилия Владимировна, Слабженникова Ирина Михайловна
Статья посвящена необходимости повышения уровня способности к саморазвитию и самообразованию будущих специалистов.
Читать PDF
190.90 кб

Исследовательский подход в обучении младшего школьника (метод проектирования)

Сабирова Эльвира Гильфановна
В статье исследовательская деятельность (метод проектирования) ребенка рассматривается как особое направление учебной и внеклассной работы, ориентированной на развитие исследователь-ской, творческой активности детей.
Читать PDF
405.50 кб

Использование исследовательских методов в процессе обучения иностранному языку

Разенкова Татьяна Петровна
Концепция одаренности является ключевой концепцией Академического лицея. Для развития одаренности необходимо создавать творческое поле, в котором личность будет иметь возможность для самореализации и самоутверждения.
Читать PDF
343.00 кб

Исследовательский метод обучения эффективный способ развития творчества учащихся

Лукьянова Татьяна Сергеевна
Российскому обществу в настоящее время нужны высоко нравственные, хорошо образованные, предприимчивые люди с креативным типом мышления.
Читать PDF
461.75 кб

Использование исследовательского метода обучения в проектной деятельности учащихся

Ильина Лидия Басильевна
В данной статье автор делиться собственным многолетним опытом по использованию новых форм уроков, инновационных технологий и методов преподавания, которые применяются им уже на протяжении более двадцати лет и носят системный харак
Читать PDF
814.78 кб

Перспективы научно-исследовательской деятельности кафедры методики научного обучения

Агаркова Нелли Георгиевна
Читать PDF
132.82 кб

Применение метода исследовательского обучения в развитии творческих способностей учащихся

Фахретдинова Ф. Р.
В статье творчество рассматривается не только как профессиональная характеристика, но и как необходимые личностные качества, позволяющие человеку адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях и ориентироваться во все боле
Читать PDF
111.56 кб

Выбор форм и методов обучения при организации исследовательской деятельности на уроках физики

Лебедева О.В., Степанова О.Ю.
Авторы рассматривают проектирование урока физики при организации исследовательской деятельности учащихся. Соотнесены степень самостоятельности учащихся на каждом этапе учебного процесса и ведущие методы и формы обучения.
Читать PDF
231.04 кб

Методологические основы проектно-исследовательской деятельности в обучении лиц с нарушениями слуха

Туджанова К.И.
В статье рассматриваются основные методологические положения, на основе которых организуется процесс обучения в общей и специальной (коррекционной) дидактике.
Читать PDF
380.76 кб

Методы вторично-электронной спектроскопии в исследовательском обучении студентов физике поверхности

Хинич Иосиф Исаакович
Рассматриваются методические подходы к изучению возможностей структурных исследований поверхности твердых тел методами вторично-электронной спектроскопии в учебно-исследовательской деятельности студентов старших курсов вузов.
Читать PDF
295.80 кб

Особенности обучения методологии исследовательской деятельности студентов специальности «Технология

Челтыбашев Александр Анатольевич
Рассматриваются методологические основы научно-исследовательской деятельности.