Исповедь

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Исповедь
таинство православной церкви, называемое таинством покаяния. Исповедь – это искреннее раскаяние в содеянных грехах перед священнослужителем с целью получения прощения у Бога. Исповедь включает в себя рассказ кающегося о грехах своих, о признании греховности своих помыслов, слов, чувств и поступков, и отпущение грехов разрешительными словами священника от имени Иисуса Христа. Наше понимание того, что нужно на исповеди, растет по мере духовного роста. Идя на исповедь, надо видеть свои грехи, идти надо «каков есть» и постараться говорить о том в себе, за что стыдно перед людьми и собой. Исповедь совершается перед литургией, а по завершению литургии исповедовавшиеся получают причастие. Исповедь рассматривается как акт духовного очищения, омовения души. Таинство исповеди почитается как целительное и очистительное «второе крещение».

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ИСПОВЕДЬ
жанр церковно-религиозного стиля; в христианстве — одно из семи Таинств, первая часть Таинства покаяния, в которой исповедующийся раскрывает свои грехи перед духовником. Вторая часть Таинства, произносимая священнослужителем, заключается в молитвенном прощении и разрешении грехов (чтение разрешительной молитвы). История христианской И. начинается с установления этого Таинства Иисусом Христом, говорившего Апостолам: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Евангелие от Матфея, гл. 18, стих 18).
Апостолы передали право «разрешать» грехи епископам, которые при совершении Таинства рукоположения передают его священникам. Священник выступает как проситель за кающегося перед Богом.
Формально жанр И. представляет собой беседу кающегося христианина и духовника: покаянное исповедание грехов и разрешительная молитва священника, иногда с его вопросами и наставлениями. Однако основная духовная цель И. — это не облегчение душевного состояния через перечисление грехов и прочувствованное слушание пастыря. Первостепенные цели И. заключаются в удалении от раскаянных грехов, в «изменении образа жизни, приводящего ко греху» [архиепископ Иоанн Шаховской: http://molitva.com.ua/node/4219]. В этом смысле И. направлена в коммуникативное будущее — пересмотр жизненных ценностей, своего отношения к Богу и людям, коренное изменение себя, своих взглядов, поступков и др. Исповедь христианина — это примирение с Богом, Церковью, людьми.
В православном храме к И. допускаются принявшие Таинство Крещения православные христиане, принимающие Бога и Библию. И. требует особой подготовки. Перед И. нужно вспомнить все свои злые дела, признать вину в их совершении, простить людям все обиды. В подготовке к И. могут помочь Священное Писание и специальная литература. Однако самым главным остаётся личное осознание содеянного зла. В осмыслении своих грехов и последующем покаянии, прежде всего, нужно опираться на Заповеди, нарушение которых и влечёт за собой основные грехи. Нарушение первой Заповеди «Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов пред лицом Моим» (Евангелие от Матфея, гл. 7, стих 21) — основа таких грехов, как безбожие, лжеучения, магия, гордыня, хвастовство, себялюбие и др. Нарушение Заповеди «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли не поклоняйся им и не служи им» (Второзаконие, гл. 5, стихи 8—9) приводит к идолопоклонству, вызыванию духов, гаданию, человекоугодию, сребролюбию. Нарушение Заповеди «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» (Второзаконие, гл. 5, стих 11) влечёт кощунство, издевательство над святыней и др. грехи. Оскорбление родителей, отсутствие почтения к старшим в основе имеют нарушение Заповеди «Почитай отца твоего и мать твою» (Второзаконие, гл. 5, стих 16). Нарушая Заповедь «Не убивай» (Второзаконие, гл. 5, стих 17), человек приходит к таким грехам, как убийство, аборты, гнев, ругань, драки, ненависть, злопамятство, раздражительность и др. Заповедь «Не прелюбодействуй» (Второзаконие, гл. 5, стих 18) призвана отвратить от блуда: измен, гомосексуализма, порнографии. Нарушение Заповеди «Не кради» (Второзаконие, гл. 5, стих 19) приводит к воровству, грабежу, мошенничеству, ростовщичеству, жадности. Заповедь «Не произноси ложного свидетельства» (Второзаконие, гл. 5, стих 20) отвращает человека от обмана, лжесвидетельства, клеветы, сплетен, предательства. На И. важно, прямо называя свой грех (напр., зависть, тщеславие, мстительность, блуд, гнев), искренне каяться, не оправдывая себя и не обвиняя в совершении греха кого-то другого, не перекладывая на других свою вину.
И. принимается в храме, тяжелобольного человека исповедуют на дому. Жанр церковной И. имеет свой ритуал (подробно. См. в приведенной лит.).
А.Д. Степанов, характеризуя И. как речевой жанр, говорит о необходимых условиях откровенного высказывания; основные из них следующие: искренность не может быть принудительной: слово исповедующегося всегда добровольно; предполагает сознательное намерение человека рассказать правду; И. приносит говорящему освобождение и такие чувства, как облегчение и внутренняя чистота; автобиографизм, документальность определяют и свободу композиции И.: в ней не должно быть никакой выстроенности, её форма определяется самим течением жизни; оценочная (самоосуждающая) сторона И. может быть бесконечно многообразна по числу возможных моральных установок, но при этом она всегда сохраняет одну константу: И. есть открытость; И. как текст отличается свободой в изложении событий личной жизни; контакт между исповедующимся и слушателем оказывается наиболее близок к недостижимому идеалу неопосредованности [Степанов].
И. становится основой таких литературных жанров, как автобиография, дневник, мемуары. И. в литературе представляет собой признание неблаговидности совершённых автором действий, собственной вины, стремление рассказать об этом людям, облегчить душу. Одно из основных отличий религиозной И. от исповеди-автобиографии, исповеди-дневника, исповеди-мемуаров — аналитичность литературной формы исповеди, слабая выраженность или отсутствие покаяния — необходимого условия церковной И. В литературной сфере И. «становится формой самоанализа, а порой и исповедания собственного учения, как, напр., у Л. Н. Толстого» [Пригарина 2011]. Искренность, открытость, правдивость, раскрытие собственной души, стремление рассказать о совершённом — черты, сближающие церковную и литературную И.
Лит.: Артамонова Е.В. Жанры русской речи: исповедь, просьба о прощении, принесение извинения: КД. Казань, 2008; Детская исповедь. М., 2006; Лествичник Иоанн, преподобный. Лествица. М., 2009; Митрополит Митрофан Бан. Руководство по исповеди для священников и мирян. М., 2006; Степанов А.Д. Сочувствие и искренность. Экспрессивные речевые жанры. URL: http://www.gumfak.ru/otech_html/chekhov/chekhov-kritics/problem/ problem7-2.shtml; Перечень наиболее распространённых грехов с объяснением их духовного смысла. М., 2003; Пригарина А.С. Религиозная исповедь как прототип общелитературных жанров. URL: www.gramota.net/articles/issn_1997-292X_2011_5-2_38.pdf; Худякова Е.С. Социальная обусловленность системы жанров и жанровой компетенции в церковно-религиозной сфере: КД. Пермь, 2009; Энциклопедия православной жизни / авторы-сост. Г. Калинина, Г. Стромынский. М., 2008.
А.Н. Смолина

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
88.50 кб

Исповедь педагога-психолога (смех сквозь слезы)

Дубровина Ирина
Читать PDF
360.92 кб

Школы ведомства православного исповедания Калганского района Забайкальской области в конце XIX начал

Басалаев Анатолий Егорович
В статье анализируется уровень развития образования в одном из районов Забайкальской области, Калганском, в конце XIX начале XX вв.
Читать PDF
243.69 кб

Жан Жерсон об исповеди детей

Веса Микаэл Хирвонен
Жерсон поддерживал исповедь даже для довольно маленьких детей возраста 8–10 лет, так как, хотя и не в полной мере, они определенным образом использовали разум.
Читать PDF
761.65 кб

Исповедимы ли пути педагогической науки?

Кошелева Ольга Евгеньевна
Статья проблематизирует историческую обусловленность зарождения и угасания феномена педагогики как науки.

Похожие термины:

  • ПОДДЕРЖИВАЮЩИЙ ИСПОВЕДАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ

    интимно-личностное доверительное диалогическое общение, в котором взрослый отказывается от иллюзии «всепонимания» и лишь стремится к возможно большей правде и глубине диалога. В таком диалоге р