ИСПАНИЯ

Найдено 1 определение
ИСПАНИЯ
Espana), гос-во на Ю.-З. Европы, на Пиренейском п-ове, включает Канарские и Балеарские о-ва. Пл. ок. 504,8 тыс. км2. Нас. 39,1 млн. чел. (1989). Офиц. яз.— испанский. Столица — Мадрид.
На терр. И. до 6 в. действовали школы рим. образца (см. Античность), вытесненные после распространения христианства сетью монастырских и епископских школ. В период араб. владычества (с 8 в.) И. испытывала влияние мусульм. культуры: создавались б-ки, высш. уч. заведения. Школа в Вике (Каталония) уже в 11 в. стала местом паломничества иностр. студентов. В Гренаде был основан королевский коллеж, в к-ром изучались право, теология, медицина. В мусульм. школах, наряду с изучением Корана, особое внимание уделялось поэтике, риторике и грамматике. По мере освобождения И. от араб. господства (11—15 вв.) возникали центры европ. образования. В городах создавались коллежи (низшие и высшие), в к-рых обучали в основном исп. языку и лит-ре. Открылись ун-ты в Саламанке (1219), Вальядолиде (1346), Барселоне (1430), Севилье (1502), Мадриде (1508), Гранаде (1531) и др. В 1-й пол. 17 в. насчитывалось 32 ун-та. С кон. 16 в. развитие образования оказалось под сильным влиянием Ордена иезуитов. Наряду с коллегиями и др. иезуитскими уч. заведениями школы создавались пиаристами, «Братьями христ. школ», жен. монашескими и др. религ. орденами. Начиная с 16 в. в связи с ростом городов возникли школы для бедных.
Развитие капитализма вызвало в сер. 19 в. появление ремесл., торговых и с.-х. школ. С 1838 открывались дошк. учреждения. В 19 в. приняты законы: о нач. образовании (1825), об обязательном обучении детей 6—12 лет (1857), о всеобщем бесплатном нач. образовании (1868). Однако эти законы, как и многие последующие, не соблюдались. Сильное влияние на образование оказывала ка-толич. церковь.
В первый период Исп. революции и существования республики (провозглашена в 1931)было открыто ок. 7 тыс. нач. школ и дошк. учреждений. Расширялась роль гос-ва в нар. образовании, учителя были объявлены гос. чиновниками. В очередной раз было введено бесплатное нач. обучение. Но прогрессивные мероприятия проводились недостаточно последовательно, св. 50% нас. оставалось неграмотным. Только 50% детей соответств. возраста посещало школу.
В 1936—39 в р-нах, контролировавшихся респ. пр-вом Нар. фронта, была развернута широкая кампания по ликвидации неграмотности среди бойцов респ. армии и гражд. населения. Пр-во отменило плату за обучение в ср. школе, начало шк. стр-во.
После установления в И. франкистской диктатуры (1939) образование и воспитание молодежи приобрели клерикальный характер. Более 2/3 ср. школ оказалось в руках духовенства. На всех ступенях образования религия была обязательна.
В сер. 70-х гг., после смерти диктатора Франко, в стране начался процесс демократизации системы образования. Конституция 1978 декларировала право всех граждан на образование, обязательное 10-летнее обучение детей от 6 до 16 лет. Однако в 1979 лишь 62% детей соответствующего возраста было охвачено школой. Закон. 1981 ввел новое разделение осн. школы на 3 ступени.
Современная система образования включает дошк. учреждения для детей от 2 до 5 лет, основную (неполную среднюю) школу (1—8-й кл.) для детей с 6 лет, полную ср. школу (срок обучения 4 года), проф.-тех. школы, вузы.
Управление системой учебных заведений осуществляет Мин-во образования и науки, к-рое в основном определяет общее содержание шк. обучения и воспитания, руководит пед. исследованиями. После предоставления в нач. 80-х гг. автономии Каталонии, Стране Басков и Галисии в них созданы свои Мин-ва образования, к-рые руководят школами. Расходы на образование составили в 1985 3,3% ВНП.
Дошкольное воспитание. Дети 2—3 лет посещают ясли, дети 4—5 лет — дет. сады. В 1983 в дошк. учреждениях было св. 1171 тыс. детей (ясли посещало ок. 10% детей). Ок. половины дошк. учреждений частные.
Общее образование дает 8-летняя основная (неполная ср.) школа, к-рая имеет 3 ступени: начальная (1—2-й кл.), средняя (3—5-й кл.), старшая (6—8-й кл.). Программа 1-й ступени включает чтение, письмо, арифметику;
2-й и 3-й — исп. и иностр. языки (родной язык — в отд. провинциях), математику и естеств.-науч. предметы, а также историю и географию, религ., эстетич., трудовое и физич. воспитание. В 1987/88 уч. г. было ок. 172 тыс. неполных ср. школ, в них св. 5,6 млн. уч-ся. Полное ср. образование дают 3-летние ср. школы и спец. одногодичный курс, окончание к-рого дает право поступления в ун-т. Программа ср. школы включает обязат. предметы (исп. язык и лит-ра, иностр. яз., введение в лат. яз.) и (по выбору) спец. предметы (география и история, философия, основы конституции, математика, общее естествознание, физика, химия, рисование, музыка, физкультура, религия или этика и мораль). В 1987/88 уч. г. в полной ср. школе обучалось 1,1 млн. уч-ся. Программу предуниверситетских курсов определяют ун-ты.
Профессиональное образование осуществляется на базе неполной ср. школы на неск. уровнях. 3-летние проф.-тех. школы и проф.-тех. отделения полных ср. школ готовят рабочих для произ-ва. Работающие на их базе 3—4-летние проф.-тех. и коммерч. школы готовят специалистов ср. звена и дают право поступления на 2-ю ступень ун-та или в высш. техн. школу. В 1987/88 уч. г. в проф.-тех. уч. заведениях было 1220 тыс. уч-ся.
В совр. систему высшего образования входят ун-ты (35 — в 1989), политехн. ун-ты, высш. техн. школы и др.; их деятельность координируется (с 1983) Советом ун-тов. Программы рассчитаны на 3 цикла: 1-й (3-летний курс по фундамент, наукам), по окончании его выдается диплом специалиста ср. звена, предоставляющий право продолжить образование; 2-й (2-летний) дает проф. диплом; 3-й цикл (2-летний) — докторантура, готовит специалистов высш. квалификации и науч. сотрудников. В 1988 в вузах обучалось св. 954 тыс. студентов.
Крупнейшие ун-ты (1990): в Мадриде (осн. в 1508; св. 134 тыс. студентов, 17 ф-тов), Барселоне (1450; 16 ф-тов, св. 80,5 тыс. студентов), Севилье (1502; 15 ф-тов, 46,6 тыс. студентов), Валенсии (1510; 11 ф-тов, св. 55,3 тыс. студентов), Гранаде (1526; 15 ф-тов, 51 тыс. студентов).
Образование взрослых осуществляется в вечерних, сменных и заочных школах в больших городах. Согласно закону 1948, предприятия, отдаленные от школ, должны обеспечить обязат. образование своих рабочих и служащих. В 1963 был создан Нац. центр для заочного ср. образования с помощью радио и телевидения.
Педагогическое образование оформилось в кон. 18 в. В 19 в. открылись нормальные школы, в к-рых до сих пор осуществляется подготовка воспитательниц дошк. учреждений и учителей нач. школ (в течение 2—3 лет на базе осн. школы). Учителей ср. школ готовят ун-ты. В 1988 было 133,8 тыс. учителей нач. школ (включая нач. классы), св. 162 тыс. учителей ср. школ, св. 58,1 тыс. преподавателей проф.-тех. учебных заведений.
Педагогическая наука. В 6 в. Исидор Севильский изложил в своих трудах систему «семи свободных искусств». В эпоху араб. господства мусульм. школы И. практиковали оригинальные методы обучения, в частности, чтению и письму учили одновременно. Первым законодателем в области образования стал король Кастилии и Леона Альфонс X Мудрый (1221—84), к-рый в своде законов «Семь книг» дал определение обучения, разделил его на общее и частное, установил принципы организации уч. заведений и обязанности учителей. Крупнейший философ и логик средневековья Раймунд луллий в соч. «Детское искусство» обосновал необходимость преподавания в школах на родном языке. В эпоху Возрождения пед. идеи развивал гуманист. X. Л. Вивес и врач-философ Хуан Уарте, трактат к-рого «Исследование способностей к наукам» (1575) ставил в пед. плане проблему индивидуальных различий, предвосхищая нек-рые идеи дифференциальной психологии и теории профориентации. С кон. 16 в. в И. распространилась иезуитская педагогика (см. Иезуитское воспитание).
Во 2-й пол. 18 в. с критикой традиций догматизма и схоластики, пропагандой идей франц. Просвещения выступил философ Г. М. Ховельянос. Преодоление культурной отсталости он связывал с постепенным преобразованием экон. и полит. устройства страны, в шк. практике центр. роль отводил естеств.-науч. дисциплинам и утверждению активных методов обучения (трактат «О воспитании»). Просветитель П. Р. Кампоманес в работе «О нар. образовании ремесленников» (1775) видел единственно эффективный путь развития отеч. образования в получении «реальных практических» знаний.
В 1803 в Таррагоне X. Воитель открыл первую школу, основанную на методах обучения Песталоцци. В 1806 в Мадриде по приказу короля была учреждена нач. «школа Песталоцци», в к-рой воспитывались преим. дети из аристократич. семей. В 1807 по инициативе Ф. Амороса открылся «Песталоцциевский ин-т», гл. внимание в к-ром уделялось физич. развитию детей. Основоположником дошк. педагогики и организатором первых дошк. учреждений стал П. Монтесино, развивавший учение Герберта о решающей значимости первых впечатлений для последующего развития ребенка. В 1830-х гг. в И. распространяется Белл-Ланкастер-ская система взаимного обучения.
Особую роль в истории нац. культуры сыграл кружок философа и педагога X. Санса дель Рио, осн. в 1855. Распространение активных методов обучения, дружеского сотрудничества учителя и его подопечного связывалось участниками кружка с развитием личной инициативы, свободы мысли, духовным преображением совр. общества. В 1876 ученики и последователи Санса дель Рио во главе с Ф. Хинером де лос Риос основали Свободный ин-т воспитания (Institute Libre de Ensenanza), ставший базовой экспериментальной школой в духе свободного воспитания. В 1907 Хинер де лос Риос, Б. Коссио и др. сотрудники ин-та составили" проект демокр. реформ нац. системы образования, ориентированный на создание благоприятных условий для становления индивидуальности ребенка. Идеи данной программы частично были осуществлены в ходе шк. реформ нач. 20-х гг. Б. Коссио и повлияли на науч.-практич. деятельность Института каталонских исследований, продолжившего традиции Свободного института.
В кон. 19 — нач. 20 вв. широкое развитие получили частные школы, представлявшие разл. направления совр. пед. мысли. Сторонником разностороннего развития личности, игровых методов обучения, проведения уроков «на свежем воздухе» в непосредственном общении ребенка с природой стал католич. священник А. Манхон, организовавший в 1895—1905 ряд бесплатных школ Ave Maria. Педагог А. Гали в своей «новой школе» разрабатывал методы, позволявшие направлять и объективно оценивать достижения учащихся. За уважение к своеобразию нравств. мира ребенка, поощрение его самостоятельности и самодеятельности, за совместное обучение детей разных сословий выступал педагог Ф. Феррер Гуардиа.
Дальнейшее углубление и развитие пед. мысль И. с ее обостренным вниманием к проблемам индивидуального получила в филос. концепциях 20 в. По убеждению М. де Унамуно, утвердившаяся форма-лизов. «дедуктивная педагогика», основанная на общих представлениях и навязывающая детям стереотипы поведения и мышления, наносит огромный нравств. вред. Подлинное воспитание возможно только в «пед. эросе» — естеств. любви к личности ребенка. Сходные идеи обосновывал в своих работах философ X. Ортега-и-Гасет. Экспансии «массового сознания», превращающей личность в усредненную и обезличенную величину, он противопоставлял воспитание и сохранение «духовных начал» (доступных лишь немногим) путем овладения подлинными ценностями культуры.
Совр. педагогика И., уделяя большое внимание новейшим эксперим. методам, продолжает развиваться большей частью в рамках пед. доктрины католицизма. Крупнейшим представителем эксперим. педагогики является В. Г. Ос, занимающийся также вопросами теории воспитания, дидактики, теории и практики нач. обучения. Среди теоретиков воспитания выделяется философ X. Сарагуэта, разработавший психогенетич. теорию индивидуальной воли.
Лит.: Лукьянова Л. И., Высш. школа и студенчество в условиях бурж.-демокр. преобразований в Испании, в кн.: Проблемы исп. истории, М., 1984; La educacion en Es-pana, Madrid, 1981; Espana. Desarrollo de la educacion en 1979—1981, Ginebra, 1981; His-toria de la educacion en Espana, t. 1—3, Madrid, 1982-852; Luque Alcaide E., La educacion en nueva Espana en el siglo XVIII, Sevilla, 1970; R u i z Berrio J., Politica escolar de Espana en el siglo XIX (1808-1833), Madrid, [1970l; С a s t i l l e j o J., Guerra de ideas en Espana. Filosofia, politica у educacion, Madrid, 1976; X i-rau J., Manuel B., Cossio у la educacion en Espana, Barcelona, 1969; T u n o n de Lara M., Medio siglo de cultura espanola, Madrid, 1973; Jimenez-Landi A., La Institution libre de ensenanza, Madrid, 1973; Guerrero Salom E., Quin-tana de Una D., Seage J., Una pedagogia de la libertad, Madrid, 1977; D i e z Hochleitner R., Tena Arti-gas J., Garcia Cuerpo M., Educati-on et travail dans la reforme educative espag-nol, P., 1984. H. M. Воскресенская.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
1.02 мб

2011 год перекрестный год «Россия Испания» в МГИМО: от истоков к перспективам

Романова Галина Семеновна, Ларионова Марина Владимировна -, Гонсалес Фернандес Алисия
Статья посвящена основным мероприятиям, проведенным Ибероамериканским центром и кафедрой испанского языка МГИМО в рамках перекрестного года «Россия Испания».
Читать PDF
300.48 кб

ИСПАНИЯ В БОЛОНСКОМ ПРОЦЕССЕ

Ермольева Элеонора Георгиевна
Болонский процесс продолжает оставаться «горячей» темой дискуссий в вузовском сообществе и в более широких кругах общественности как в Старом свете, так и за его границами в регионах, поддерживающих с Европой активные связи по лин
Читать PDF
261.32 кб

Изучение проблем социальной политики Испании и России в процессе преподавания правовых дисциплин сту

Валеева Э. Р., Бабюх В. А.
В статье проанализированы основные социальные проблемы Испании и России, обосновано их включение в первоочередные задачи социальной политики обеих стран.
Читать PDF
239.53 кб

Становление социальной работы в Испании и России: сравнительный анализ

Куприянов Р. В.
В этой статье рассматриваются некоторые особенности процесса становления социальной работы в Испании и России. Мы выявили некоторые общие тенденции в этих странах.
Читать PDF
64.13 кб

Близкородственное скрещивание угрожает научному сообществу Испании (пер. С англ. Е. Покатович)

Рокка Франсис К.
Читать PDF
642.23 кб

Опыт непрерывного образования одаренных детей в Испании

Кокорина Людмила Владимировна
Читать PDF
679.08 кб

Непрерывное образование в качестве модели для европейского образования (на примере Испании)

Морено-Лукас Франсиско Мануэль, Пенья-Акуна Беатриз, Рохас-Марин Изабель
Читать PDF
360.69 кб

Формирование качества empleabilidad в университетах России и Испании как ценностного компонента обще

Калинина Елена Юрьевна
Автор раскрывает понятие empleabilidad, получившее широкое распространение в современной Европе в связи с глобализацией рынков труда, с созданием единого образовательного пространства.
Читать PDF
290.57 кб

Европейское пространство высшего образования: основные тенденции его внедрения в Испании

В статье рассматривается система высшего образования в Испании, переживающая процесс трансформации и адаптации в условиях европейской конвергенции.
Читать PDF
2.18 мб

Cотрудничество еврорегионов Испании и Португалии в сфере культуры в контексте региональной политики

Нестеров Александр Геннадьевич, Зудова Екатерина Олеговна
Рассматриваются основные направления сотрудничества регионов Испании и Португалии в контексте европейской интеграции, одним из направлений которой является создание еврорегионов, играющих ключевую роль в реализации современной рег
Читать PDF
498.28 кб

Год России в Испании и Испании в России

Васильев Юрий Сергеевич
Примечание. В оригинале аннотация отсутствует, взята из ЭК ФБ СПбГПУ. Описание мероприятий по укреплению культурных связей между Россией и Испанией в связи с проведением года России в Испании и года Испании в России.
Читать PDF
485.63 кб

Особенности развития системы образования в Испании

Пашкова М.Н.
Настоящая статья посвящена анализу особенностей развития системы образования в Испании.
Читать PDF
0.00 байт

Инклюзивное образование в Испании: законодательные изменения, достижения и перспективы

Пашкова М.Н.
Статья посвящена теоретическим и практическим аспектам инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями.