ИРАН

Найдено 1 определение
ИРАН
Исламская Республика Иран, гос-во в Юго-Зап. Азии. Пл. 1648 тыс. км2. Нас. 56,2 млн. чел. (1990, оценка). Офиц. яз.— фарси (персидский). Столица — Тегеран.
Первые школы на терр. И. возникли в период Араб. халифата (7—9 вв.). До сер. 19 в. господствовала религ. система образования, представленная мектебами и медресе. Светское уч. заведение европ. типа — Дарольфонун (Дом науки) был открыт в Тегеране в 1852, готовил воен. специалистов, преподавателей и чиновников. В 1872—73 в Тегеране осн. светская школа иностр. языков «Моршиде», в 1875 в Тебризе — пед. школа. В 1898 возникло об-во просвещения, к-рое создавало школы во мн. городах И.
В период антифеод. революции 1905— 1911 приняты законы о создании светской системы образования и обязат. нач. обучении, однако они не были реализованы. Образование по-прежнему подчинялось нормам мусульм. вероучения.В 1928 издан закон о всеобщем нач. обучении (продолжительностью 4 года); согласно закону стала формироваться подведомственная гос. органам объединенная сеть общеоб-разоват. школ — основа развивающегося гос. сектора системы уч. заведений И. На всех ступенях обучения религия была обязат. уч. предметом. Закон. 1943 предусматривал осуществление в течение 10 лет всеобщего нач. образования, но в кон. 50-х гг. 67% мужчин и 88% женщин оставались неграмотными. В 1963 был образован «корпус просвещения» из мобилизованных в армию юношей со ср. образованием, к-рые обучали население в деревнях, где нет школ, грамоте, основам мусульм. религии. В 1963—75 в корпусе работало ок. 90 тыс. чел., в т. ч. св. 5 тыс. девушек (с 1968); было обучено грамоте св. 3,7 млн. чел. В 1965 создан Нац. к-т по борьбе с неграмотностью.
В 1968 проведена реформа просвещения (срок обучения в нач. школе увеличен до 4 лет, в ср. школе введен 3-летний ориентационный цикл), в 1974 принят закон о бесплатном обучении во всех нач. и неполных ср. школах, в 1975 — в ср. школах.
После провозглашения Исламской республики (1979) было объявлено всеобщее бесплатное образование на всех ступенях. Декретом 1980 в стране создан Совет культурной революции, к-рый возглавил реорганизацию и исламизацию системы просвещения, высш. образования и культурных учреждений. Введено раздельное обучение в дневных и вечерних школах. Женщинам запрещено преподавать в муж. школах. В уч. программах нач., неполных ср. и ср. школ, проф.-тех. уч. заведений особое внимание уделяется изучению ислама, трудовому обучению, воен. подготовке. В нач. школах отменено преподавание иностр. языка.
Современная система образования включает: дошк. учреждения для детей 3—5 лет; 12-летнюю школу, к-рая состоит из 3 ступеней: нач., неполной средней (ориентационной), полной средней; проф. уч. заведения, вузы.
Управление системой уч. заведений возложено на мин-ва: образования и подготовки (школы, проф.-тех. училища) и высшего образования и культуры (вузы). В 80-х гг. на нужды образования выделялось ежегодно ок. 7% ВНП. В 1987 св. 60% иракцев (св. 70% мужчин и св. 51% женщин) считались грамотными.
Дошкольное воспитание детей 3—5 лет осуществляется в дет. садах. В 1985 в дет. садах было ок. 107 тыс. детей, ок. 5,8 тыс. воспитателей. Дет. сады в сел. местностях практически отсутствуют.
Общее образование. Нач. школа 5-летняя. Миним. возраст для поступления в нее 6 лет, максимальный — 10. Программа нач. школы включает перс. яз. и лит-ру, исламскую культуру, математику, гигиену, естеств. науки, географию, историю ислама и исламской революции. После 5 лет обучения уч-ся держат экзамен по 20-балльной системе. Набравшие 12—13 баллов могут продолжать обучение в неполной средней (общеобразоват. ) школе. В 1990 в нач. школах было св. 7356,2 тыс. уч-ся, св. 282,2 тыс. учителей. Неполная ср. школа 3-летняя. Обучение проводится на физ.-матем., естеств.-науч., культуры и лит-ры, социально-экон. отделениях, ставится задача выявления склонностей и способностей учащихся.
Полная ср. школа 4-летняя: 9—12-й кл. (последний является подготовительным для поступления в вуз). Обучение в полной ср. школе проводится на естеств.-науч. и гуманитарном отделениях. Макс, возраст для поступления в ср. школу 24 года. В уч. плане естеств.-матем. отделения 80% предметов обязательные и 20% — факультативные. Уч. план гуманитарного отделения дает ученикам общие знания по филологии, истории, географии, экономике, социологии, основам иск-ва. На 1-м году обучения 80% уч. предметов обязательны, на 2-м и 3-м годах — 60% . Общими предметами во всех классах на обоих отделениях являются персидский язык и лит-ра, иностр. яз. и религия. В 1990 в ср. школах обучалось ок. 3376,2 тыс. уч-ся. Ок. 30% детей в возрасте 6—13 лет не было охвачено школой.
Система профессионально-технической подготовки включает 1—2-летние нач. проф. школы, в к-рые можно поступать после окончания общеобразоват. начальной, 2- и 4-годич-ные средние проф.-тех. и спец. уч-ща для окончивших неполную ср. школу и успешно сдавших вступит, экзамены. Право на поступление в техн. ин-ты дает диплом об окончании 4-годичных ср. проф.-тех. уч-щ. Проф.-тех. уч-ща и ср. спец. уч. заведения готовят рабочих и квалифицир. специалистов для пром-сти, с. х-ва, учителей для проф. школ и уч-щ. В 1990/91 уч. г. в проф.-тех. уч. заведениях обучалось св. 253,5 тыс. уч-ся. Имеются школы для детей религ. меньшинств, официально признанных конституцией И. (христиане, зороастрийцы, иудаисты). Наряду с дневной формой существуют также вечерняя и заочная формы обучения. Во всех крупных городах имеются проф.-тех. школы и ср. спец. уч. заведения, в с.-х. р-нах — с.-х. школы.
В 60—70-х гг. СССР оказывал помощь И. в орг-ции уч. центров подготовки техн. кадров и квалифицир. рабочих. Первый центр создан в 1968 в Исфахане. В 1971 закончено стр-во еще двух уч. центров (в Тебризе и Эраке).
В Тегеране функционирует (с 1982) спец. школа «Корпус стражей исламской революции» по подготовке кадровых офицеров, в к-рую принимаются лица до 15 лет, окончившие неполную ср. школу. Уч. программа (3 года) включает изучение ислама, перс, лит-ры, араб. яз., физики, химии, математики, воен. и физич. подготовку (изучение оружия, спорт, альпинизм, стрельба из ручного оружия и воен.-тренировочные сборы).
Высшее образование дают ун-ты (состоят из высш. школ и ин-тов, срок обучения от 4 до 6 лет), самостоят. ин-ты и высш. школы. Крупнейшие вузы (1987): Тегеранский гос. ун-т (осн. в 1934; по др. источникам, 1932; 12 ф-тов, св. 28,1 тыс. студентов), Технол. и инж. ун-т в Тегеране (1928; 8 ф-тов, 6 тыс. студентов), Иран. нац. ун-т в Тегеране (1959; 7 ф-тов, св. 11,3 тыс. студентов), Исфа-ханский ун-т (1950; 6 ф-тов, ок. 7,3 тыс. студентов, ин-т, 3 высш. школы), Технол. ин-т в Абадане (1939; 550 студентов), С.-х. ин-т в Кередже, Высш. коммерч. школа в Ширазе и др. В 1990 в вузах И. обучалось ок. 168 тыс. студентов.
Педагогическое образование. Подготовка учителей и воспитателей для нач. школ и дет. садов осуществляется в пед. уч-щах и на курсах с 1—3-годичным сроком обучения на базе первого цикла ср. школы. Преподавателей для ср. школ готовят пед. ин-ты и ун-ты (срок обучения 3 года).
Лит.: Дорошенко Е. А., Система просвещения в Иране, М., 1959; Совр. Иран, М., 1975; Садик И-, История просвещения Ирана, Тегеран, 1970 (на перс, яз.); Ш а-п у p Р., Обучение и воспитание в совр. мире, Тегеран, 1972 (на перс, яз.); A r a s t e h A. R., Education and social awakening in Iran, 1850-1968, Leiden. X. С. Авзалов.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
347.85 кб

Семья как источник традиционного семейного воспитания (на примере исламской Республики Иран)

Алави Андараджеми Сейеде Масума
Семья первая школа, которую проходит индивид.
Читать PDF
276.75 кб

Социальное обучение в условиях неформального образования в исламской Республике Иран

Абдолрахими Азра Махмуд
В статье рассматриваются проблемы больших городов, большая часть которых порождена современным индустриальным обществом.

Найдено книг по теме — 15