ИОНИН Игнатий ВячеславовичИпостась

ИОРДАНСКИЙ Николай Николаевич

Найдено 3 определения термина ИОРДАНСКИЙ Николай Николаевич

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

Иорданский Николай Николаевич

18.4.1863 – 9.1.1941) - педагог, деятель народного образования, доктор педагогических наук (1938), проф. (1922). Основные труды И. посвящены всесторонней разработке вопросов организации отечественной школы (школоведению). И. выступал за стимулирование творческой инициативы каждого педагогического коллектива, каждого учителя в организации школьной жизни (Рымаков А. Видный деятель народного образования. - «Народное образование». 1964. - № 5).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Творчество. Краткий педагогический словарь

ИОРДАНСКИЙ Николай Николаевич (1863-1941)

деятель народного образования, д-р педагогических наук (1938), профессор (1922). Создатель первой в России общедоступной детской библиотеки (1905, Н. Новгород), детских столовых при начальных школах, групп продленного дня для детей городской бедноты. Участник земского движения, один из организаторов Всерос. съезда учителей (1913-14) и руководителей Всерос. учительского союза, заместитель председателя Комитета по народному образованию при Министерстве просвещения Временного правительства (1917). После октября 1917 на руководящей работе (в т.ч. в 1921-22 возглавлял Главсоцвос Наркомпроса РСФСР), вел преподавательскую и научную работу. Труды по вопросам организации отечественной школы (школоведению), школьному самоуправлению. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. ) (Нижегородская школа XVIII - начала XX века: Очерки истории образования. Под ред. И.В. Берельковского. - Н. Новгород, 2003. -227)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

ИОРДАНСКИЙ Николай Николаевич

18 (30).4.1863, с. Городец, ныне Нижегородской обл.,—9.1.1941, Москва], педагог, деятель нар. образования, д-р пед. наук (1938), проф. (1922). Окончил Казанскую духовную академию (1887). Пед. деятельность начал в ср. школах Ниж. Новгорода, одновременно работал в губернском об-ве нач. образования, был одним из организаторов и преподавателей жен. воскресной школы. Создатель первой в России общедоступной дет. б-ки (1905, Ниж. Новгород), дет. столовых при нач. школах, групп продленного дня для детей гор. бедноты. Как политически неблагонадежный выслан в прибалт. край (1911), работая инспектором нар. уч-щ, оказывал содействие латыш. школам с преподаванием на родном языке. В 1914—17 занимался разработкой вопросов нар. образования в Моск. земстве. Один из организаторов Всерос. съезда учителей (1913—14). Преподавал в ун-те им. А. Л. Шанявского, на Высш. пед. курсах (1915). Один из руководителей Всерос. учительского союза. В сент.— нояо. 1917 зам. пред. Комитета по нар. образованию при Мин-ве просвещения Врем, правительства. После Окт. революции возглавлял образоват. отдел Совета всерос. кооперативных съездов (1918—19). В 1921—22 зав. Главсоцвосом Наркомпроса РСФСР. В 1920—31 преподавал педагогику в Сергиевском пед. техникуме (в 1920—24 руководитель), в Центр. ин-те организаторов нар. просвещения (в Москве), на Высш. науч.-пед. курсах при 2-м МГУ. С 1926 вел науч. работу в пед. н.-и. учреждениях Москвы.

Осн. труды И. посвящены всесторонней разработке вопросов организации отеч. школы (школоведению). И. считал школоведение комплексной дисциплиной, изучающей как общие основы организации шк. дела, так и тесно связанные между собой разл. стороны внутр. жизни школы (управление школой в адм.-хоз. и пед. отношениях, материальную базу школы, организацию уч.-воспитат. процесса, положение педагогов и учеников, шк. самоуправление). В таком подходе отразилось понимание И. школы как относительно автономного образоват. института. И. выступал за стимулирование творческой инициативы каждого пед. коллектива, каждого учителя в организации шк. жизни. Обосновывал пути и средства осуществления массового нар. образования, выступал за создание обществ.-гос. системы управления шк. делом, за широкое привлечение населения к участию в жизни школы, убеждал в необходимости тесной связи уч. заведений с трудовой жизнью населения. Школа, по мысли И., должна не только руководствоваться потребностями общества, но и существенно влиять на его совершенствование.

И. разрабатывал вопросы шк. самоуправления, к-рое связывал с участием воспитанников в разнообразных трудовых процессах. Он рассматривал самоуправление как естеств. стремление детей к самоорганизации, в к-ром педагогу должна принадлежать направляющая роль. Деятельность шк. советов, выборность директоров и т. п. И. трактовал в перспективе демократизации шк. жизни. Большое значение И. придавал шк. кооперации, к-рую понимал как одно из социализирующих начал (школа — место для кооперативного просвещения и пропаганды), как изучение кооперации в курсе краеведения и как организацию шк. кооперативов, теоретич. основы и принципы организации к-рых И. разработал применительно к условиям сов. школы.

И. обосновал необходимость развертывания широкой сети объединений учащихся для удовлетворения их разнообразных интересов и для создания воспитывающей дет. среды. Разработал способы применения методов наблюдения, опроса, анкетирования, тестов, анализа результатов дет. труда и творчества для изучения дет. среды и составил соответств. программы.

В 50-х гг. школоведч. взгляды И. были истолкованы как «чрезмерно расширительные» (А. Н. Волковский), под влиянием этой критики предмет школоведения был сужен до выявления лишь адм. взаимоотношений.

Соч.: Бытовые и семейные условия жизни школьников Нижнего Новгорода, Н.-Н., 1907; Вопросы нар. образования среди старообрядцев, М., 1909; Меры привлечения детей в нач. школу, [Н.-Н., 1911J; Руководство школой, М., 1918; Дет. дом-коммуна, М., 1919; Самоуправление в сел. школе, М., 1924; Основы и практика социального воспитания, М.; Массовая трудовая школа и программы ГУСа, M.; Организация дет. среды, М., 1925; Школоведение, M.

Лит.: P ы маков А., Видный деятель нар. образования, НО, 1964, № 5.

М. В. Богуславский.

 

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме ИОРДАНСКИЙ Николай Николаевич — 0

Найдено научныех статей по теме ИОРДАНСКИЙ Николай Николаевич — 0

Найдено книг по теме ИОРДАНСКИЙ Николай Николаевич — 0

Найдено презентаций по теме ИОРДАНСКИЙ Николай Николаевич — 0

Найдено рефератов по теме ИОРДАНСКИЙ Николай Николаевич — 0