Интонация

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ИНТОНАЦИЯ
(лат. intonare громко произносить) ритмикомелодическая сторона речи, чередование повышений и понижений голоса.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

ИНТОНАЦИЯ
от лат. intono — громко произношу) — совокупность акустических элементов речи (мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др.), фонетически организующих речь и являющихся средством выражения различных, в том числе синтаксических, значений экспрессивной, эмоциональной окраски. По данным психол. исследований, И. речи содержит в себе информацию не меньшего объема, чем ее смысловое содержание. Является важнейшим элементом коммуникативной культуры учителя.

Источник: Педагогический словарь

Интонация
лат. – громко произносить) – эмоциональное тонирование речи с помощью силы ударения. Интонация – «душа звучащей речи», включает в себя следующие ее характеристики: мелодика, интенсивность, длительность, паузы, темп речи и тембр произношения звуков, звукосочетаний, слов и словосочетаний. С помощью интонации формируется высказывание и выявляется его смысл. Функции интонации: коммуникативная (побуждающая, вопросительная, восклицательная, повествовательная), указание важности частей высказывания; оформление высказывания в единое целое; разделение высказывания на ритмические части; выражение эмоций; выражение подтекста высказывания; характеристика говорящего и его отношение к высказыванию. Интонация – средство творения красивой, эмоциональной насыщенной и смысле содержащей речи.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ИНТОНАЦИЯ
(лат. intonare - громко произносить) - совокупность звуковых средств языка, которые фонетически организуют речь, устанавливают между частями фразы смысловые отношения, сообщают фразе повествовательное, вопросительное или повелительное значение, позволяют выражать разные чувства. Фонетические средства И.: распределение динамического ударения между словами, мелодика речи, пауза, темп речи, эмоциональные оттенки голосового тембра. В письме И. в известной мере выражается посредством знаков препинания и примыкающих к ним графических средств. Однако полного соответствия между И. и пунктуацией не наблюдается: круг значений и смысловых отношений, выражаемых И., значительно шире, чем тот, который доступен пунктуационному выражению, особенно в области эмоциональной. Устная речь по природе своей благодаря И. значительно более конкретна, чем речь письменная. Один и тот же письменный текст допускает при помощи И. ряд конкретных истолкований.

Источник: Терминологический словарь по логопедии и нейропсихологии.

Интонация
(от нем. Intonation; от франц. intonation < лат. intonatio — громкое произнесение) — звуковая форма высказывания, система изменений высоты, громкости и тембра голоса, организованная при помощи темпа, ритма и пауз и выражающая коммуникативное намерение говорящего, его отношение к себе и адресату, а также к содержанию речи и обстановке, в которой она произносится; важнейший элемент коммуникативной культуры учителя. И. называют зеркалом эмоциональной жизни человека; культура чувств и эмоциональных взаимоотношений неразрывно связана с культурой интонационного оформления высказывания. Чем ярче эмоциональная отзывчивость человека, тем богаче его речь мелодичной выразительностью. Речь, лишенная должных мелодичных акцентов, бесчувственна. В высказывании И. выполняет следующие функции: различает коммуникативные типы высказывания — побуждение, вопрос, восклицание, повествование, подразумевание; различает части высказывания соответственно их важности, выделенности; оформляет высказывание в единое целое, одновременно расчленяя его на ритмические группы и синтагмы; различным образом окрашивает тексты разных стилей и жанров; является активным фактором эмоционально-эстетического воздействия на слушателя; выполняет изобразительную функцию, рисуя некоторые элементы действительности: скорость движения (быстро — медленно, ускорение — замедление), температурные ощущения (холодно — жарко), рост и сложение людей, размеры предметов и т. п.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

ИНТОНАЦИЯ
(от лат. intono – громко произносить). Ритмико-мелодическая сторона речи, чередование повышений и понижений голоса, служащих для выражения смысловых и эмоциональных различий высказываний. И. членит речевой поток на смысловые отрезки, противопоставляет предложения по цели высказывания. В качестве составных элементов интонации выступают: 1) мелодика речи, осуществляемая повышением и понижением голоса во фразе (ср. произнесение повествовательного и вопросительного предложений); 2) ритм речи, т. е. чередование ударных и безударных, долгих и кратких слогов (ср. речь прозаическую и речь стихотворную); 3) интенсивность речи, т. е. сила или слабость голоса при произнесении, связанные с усилением или ослаблением выдоха (ср. речь в небольшом помещении и на площади); 4) темп речи, т. е. скорость протекания речи по времени и величина пауз между речевыми отрезками (ср. речь замедленную и речь скороговоркой); 5) тембр речи, звуковая окраска, придающая речи те или иные эмоционально-экспрессивные оттенки (например, голос «бархатный», «металлический», «дребезжащий», «звонкий» и др.); 6) фразовое и логическое ударение, служащие средством выделения речевых отрезков или отдельных слов во фразе. В русском языке принято выделять семь основных типов интонационных конструкций, являющихся предметом практического изучения на занятиях по фонетике. Описание И. при помощи интонационных конструкций стало использоваться и в теоретических работах, что является примером влияния лингводидактики на теоретическую лингвистику (Муханов, 1995; Любимова, 1982).

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ИНТОНАЦИЯ
от лат. intonare — громко произношу) — звуковая форма высказывания, система изменений (модуляций) высоты, громкости и тембра голоса, организованная при помощи темпа, ритма и пауз (темпоритмически организованная) и выражающая коммуникативное намерение говорящего, его отношение к себе и адресату, а также к содержанию речи и обстановке, в которой она произносится. Интонирование высказывания в целом и каждого его элемента (слова, слога, звука) ограничено возможностями голоса говорящего. Например, голосом узкого высотного диапазона можно реализовать лишь маловыразительную, монотонную И.; недостаточно гибкий голос не позволит говорить быстро и четко. Важно отметить, что модуляции голоса в процессе интонирования речи осуществляются относительно характерного (конституционального) звучания данного человека. Так, увеличения и уменьшения громкости реализуются по отношению к среднему уровню громкости; изменения окраски голоса сравниваются с обычным, чаще всего используемым тембром; мелодическое движение воспринимается как отклонение вверх и вниз от средней (обусловленной типом голоса) высоты звучания речи. Эта средняя высота — «зона облегченной фонации», разговорная доминирующая тональность, т. е. небольшой ряд тонов (обычно в середине диапазона), на которые изначально настроен голосовой аппарат данного человека и которые поэтому извлекаются с большей легкостью и естественностью. При восприятии мелодики учитывается также, в какой тесситуре (или на какой «диапазонной высоте») интонируется речь. Зона облегченной фонации обычно соответствует средней (наиболее удобной) тесситуре. Следовательно, низкая и особенно высокая тесситуры обусловливают повышенную экспрессивность И. В высказывании И. выполняет следующие функции: различает коммуникативные типы высказывания — побуждение, вопрос, восклицание, повествование, подразумевание (импликацию); различает части высказывания соответственно их важности, выделенности; оформляет высказывание в единое целое, одновременно расчленяя его на ритмические группы и синтагмы; различным образом окрашивает тексты разных стилей и жанров; является активным фактором эмоционально-эстетического воздействия на слушателя; выполняет изобразительную функцию, рисуя некоторые элементы действительности: скорость движения (быстро — медленно, ускорение — замедление), температурные ощущения (холодно — жарко), рост и сложение людей, размеры предметов (большой — маленький, толстый — тонкий, высокий — низкий) и т. п. В системе И. вычленяют также интонационные конструкции и фигуры: повышения и понижения мелодического движения на различных участках фразы (восходящая И., нисходящая И.), мелодические пики, которые могут изменять коммуникативные и тема-рематические характеристики высказывания. Лит.: Артемов В.А. Психология речевой интонации.— М., 1979; Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи.— 3-е изд. — М., 1977; ЗиндерЛ.Р. Общая фонетика. — М., 1979; Кантер Л.А. Системный анализ речевой интонации. — М., 1988; Светозарова Н.Д. Интонационная система русского языка. —- Л., 1982; Торсуева И.Г. Интонация // ЛЭС— М., 1990; Цеплитис Л.К. Анализ речевой интонации. — Рига, 1974; Че-ремисина Н.В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь. — М., 1989. А. А. Князьков

Источник: Педагогическое речеведение. Словарь-справочник

ИНТОНАЦИЯ
(от лат. intonare — ‘громко произносить") — ритмико-мелодическая сторона звучащей речи. У И. важная роль. Во-первых, она является грамматическим признаком предложения: именно ею предложение отличается от словосочетания. Произнесём предложение Мы поехали в лес, но не полностью, а только до слова в лес («захлопнем» рот после слова поехали, как посоветовал A.M. Пешковский) и запомним интонацию. А теперь произнесем предложение Мы поехали. Есть разница? Есть. В первом случае мы поехали является частью предложения, во втором — законченным предложением, и показала нам это И. Именно она превращает одно слово и даже один звук в предложение:

Другая функция И. — выражать значения. Этому служит ряд средств: интонационная конструкция, место центра интонационной конструкции, синтагматическое членение.
1) Интонационная конструкция (ИК) — это интонационно оформленное предложение или его часть. В русском языке семь типов ИК.
ИК-1— это И. повествовательного предложения. Она начинается со среднего тона, на центре ИК тон понижается и сохраняется на этом уровне до конца предложения:

ИК-2 оформляет вопросительные предложения с вопросительным словом: Что случилось? Тон на гласном центра выше среднего, он может слегка понижаться в пределах ударного слога. Ударение усиленное. Эту И. часто называют восклицательной, т.к. она сопровождает восклицательные предложения: Ура! Мы ломим! Гнутся шведы!

ИК-3 — это И. предложений без вопросительного слова: Вы были в библиотеке? Это ваша машина? Предударная часть ИК-3 начинается на среднем тоне. На ударном слоге тон резко взлетает и тут же начинает понижаться. На заударной части тон ниже среднего.

ИК-4 типична для неполных вопросительных предложений с сопоставительным союзом а. А Наташа? А ты? А почитать? Предцентровая часть произносится на среднем тоне, на центре тон резко понижается, но сразу же, в пределах ударного слога, начинает повышаться и сохраняется на этом уровне в заударной части:

ИК-5 наиболее ярко выступает в предложениях со значением положительной оценки ('восхищение’), содержащих местоименное слово:

У ИК-5 два центра: первый находится на местоимении, второй — на слове, с которым это местоимение связано. Предударная часть ИК-5 произносится на среднем тоне. На первом центре тон повышается выше среднего и сохраняется на этом уровне до второго центра. На втором центре тон падает, и заударная часть произносится на уровне ниже среднего. Гласные обоих центров произносятся с большей силой.
ИК-6 начинается на среднем тоне, на гласном центра тон повышается; высота тона сохраняется и на заударной части:

ИК-6 чаще всего употребляется как И. незавершенности, «живёт» в самых разных предложениях, но особенно любит сказки: Царь с царицею прости6лся, / В путь-дорогу снарядил6ся, / А царица у окна6 / Села ждать его одна1. (А. Пушкин)
ИК-7 ярче всего выступает в предложениях, выражающих отрицательную оценку. Предударная часть произносится на среднем тоне, на гласном центра тон резко повышается и заканчивается смычкой голосовых связок (временное прекращение выдоха, обрыв тона, как, напр., в слове: Не-а!) В заударной части тон ниже среднего. _ /

Типы ИК различают смысл предложений, ср.: Та1м. Та3м? Та2м! Ср. также примеры ИК 5/6/7.
2) Центр интонационной конструкции. Он находится на ударном гласном какого-л. слова. Именно движением тона в центре различаются 7 типов ИК. Центр ИК выделяет наиболее важное в сообщении или вопросе: Ма3ша пошла за грибами? Маша пошла3 за грибами? Маша пошла за гриба3ми? Передвижение центра ИК может выражать и более сложные смыслы, напр.: На международном конкурсе пианистов один музыкант спросил профессора Московского консерватории: «Что вы думаете о моей игре?» И профессор ответил: «У вас высокая техника. Но ваша игра говорит: Я2 играю Шопена. А я учу студентов так: Я играю Шопе2на. (пример Е.А. Брызгуновой).
3) Синтагма.Предложение может содержать в себе одну интонационную конструкцию: Высохли цветы1. Две: И глядят уны6ло / голые кусты1. (А. Плещеев). Более двух: Но царевна всех миле3е, всех румя3ней и беле1е. (А. Пушкин) Интонационно оформленные звучащие отрезки называются синтагмами. В предложении столько синтагм, сколько ИК. Синтагматическое членение также может различать смыслы, ср.: Зде3сь они жили раньше — сообщение. Зде3сь они жили ра1ньше? — вопрос. Дайте мне дру2гую интересную книгу — предыдущая книга была интересной. Дайте мне другу2ю, / интере2сную книгу — книга была неинтересной.
Определять смысл предложения могут центр ИК и синтагматическое членение одновременно: 1) Казни1ть, /нельзя1 помиловать; 2) Казнить нельзя1, /поми1ловать.
Помимо ситуативных смыслов (примеры выше) И. может выражать стилистические различия, ср.: 1) Закро2йте окно! — требование; Закро3йте окно! — просьба. 2) Здра1вствуйте. / Запишите тему уро1ка — нейтрально. Здра4вствуйте./ Запишите тему уро4ка — назидательно. 3) На Красную пло6щадь / вступают та2нки — нейтрально. На Красную плобщадъ / вступают та2нки! — празднично-торжественно. Умелое использование стилистических возможностей И. является признаком хорошего владения языком.
Лит.: Брызгунова Е.А. Эмоционально-стилистические различия русской звучащей речи. М., 1984; Брызгунова Е.А. Интонация // Русская грамматика. Том I. М., 1980; Румянцев М.К. Интонация: проблема нормативности // ФН. 2010. № 2.
Л.Б. Парубченко

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
203.78 кб

Методические аспекты овладения разговорной интонацией студентами - будущими актерами, как речевым ср

Младенова М.Б., Дянкова Г.Х.
Данное исследование сосредоточено на процессе освоения устной интонацией как действующим средством выражения в пределах речевого образования стадии из студентов будущих актеров.
Читать PDF
91.71 кб

Роль интонации в понимании сказочных текстов детьми с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии

Саматова Ксения Михайловна
Читать PDF
1.68 мб

Изучение развития эмотивной интонации у дошкольников с нарушением зрения

Рау Елена Юрьевна, Севастьянова Елена Валерьевна
В статье представлены теоретические аспекты изучения развития эмотивной интонации. Основные понятия рассмотрены с точек зрения психологии, лингвистики и психолингвистики.
Читать PDF
153.38 кб

Особенности методической системы обучения русской интонации в группах американских стажёров (II и II

Рябова Ольга Валентиновна
В статье рассматриваются проблемы формирования и развития навыков интона- ционного оформления речи американскими стажерами, изучающими русский язык на продвинутом этапе.
Читать PDF
385.50 кб

Вокальные упражнения как средство коррекции интонации в логопедическом детском саду

Т.С. Овчинникова
Читать PDF
272.31 кб

Проблема необходимости обучения интонационной выразительности речи детей с различными речевыми наруш

Дудко Я. О.
Читать PDF
661.34 кб

Особенности развития эмотивной интонации у дошкольников с нарушением зрения

Севастьянова Елена Валерьевна
В статье представлены результаты экспериментального изучения развития эмотивной интонации детей старшего дошкольного возраста с функциональными нарушениями зрения.
Читать PDF
1.10 мб

Промежуточный контроль успешности экспериментального обучения иностранцев русской интонации на начал

Нефедьева В.С.
Цель экспериментального обучения подтверждение рабочей гипотезы о возможности формирования у иностранцев интонационных навыков на русском языке на базе специального комплекса упражнений.
Читать PDF
1.10 мб

Промежуточный контроль успешности экспериментального обучения иностранцев русской интонации на начал

Нефедьева В.С.
Цель экспериментального обучения подтверждение рабочей гипотезы о возможности формирования у иностранцев интонационных навыков на русском языке на базе специального комплекса упражнений.
Читать PDF
124.95 кб

Особенности формирования вокально-интонационных навыков учащихся ДМШ (ДШИ) на уроках сольфеджио

Ефремова Марина Геннадиевна
Читать PDF
252.79 кб

Моделирование компетентностно-ориентированного обучения фразовой интонации студентов-билингвов

Белкова Татьяна Михайловна
В статье представлены несколько подходов к обучению в системе высшего образования, направленных на достижение результатов в профессиональной деятельности будущего специалиста, в том числе и компетентностно-ориентированное обучение
Читать PDF
515.29 кб

Формирование у учащихся умения использовать элементы интонации на уроках русского языка в 5 классе

Мишарина Марина Михайловна
В данной статье рассматриваются элементы интонации, предлагаются методы развития у учащихся 5 класса таких элементов интонации, как темп, ритм, мелодика и др.
Читать PDF
0.00 байт

Интонационная основа взаимодействия учебных дисциплин в подготовке педагога-музыканта

Мазай Лариса Юрьевна
Проблема интонирования, понимания стиля и ведущих интонаций является значимой в области музыкознания, исполнительства, педагогической практики.
Читать PDF
0.00 байт

Интонационная теория музыки в практике музыкального воспитания детей

Дубровская Елена Александровна
Традиции музыкальной педагогики заставляют задуматься о перспективных путях музыкального развития ребенка. Интонационная теория Б. В.
Читать PDF
95.97 кб

Межпредметные связи в развитии интонационно речевой культуры студентов при изучении иностранного язы

Антонова Ольга Владимировна
В статье рассматривается образовательный потенциал межпредметных связей иностранного языка с другими областями гуманитарного учебного знания, реализуемый в различных формах организации учебной и внеучебной деятельности студентов в

Похожие термины:

  • ИНТОНАЦИЯ РЕЧЕВАЯ

    (лат. intonare – громко произносить) — совокупность просодических элементов речи, таких как мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др. И. р. фонетически организует речь, является с
  • АФАЗИЯ ИНТОНАЦИОННАЯ

    (a. intonationalis) – общее название нарушений интонационного строя речи, при которых речь становится монотонной. См.: Апросодия. Просодия.
  • ИНТОНАЦИОННАЯ КОНСТРУКЦИЯ

    (ИК) Единица обучения интонации, демонстрирующая изменения основного тона голоса, которая служит для различения модального, коммуникативного и синтаксического типов предложений. Значения, залож
  • ИНТОНАЦИОННЫЙ СТИЛЬ ЯЗЫКА

    подсистема интонационной системы языка, регулирующая отбор интонационных средств для определенных целей общения. И. с. я. отличается частотностью использования интонем с той или иной семантикой.
  • ИНТОНАЦИОННЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ

    разновидность интонационного оформления речевых высказываний, типическое применение И. с. языка. И. с. р. учителя — разновидности интонационного оформления речевых высказываний учителя, связанны
  • РИТМИКО-ИНТОНАЦИОННЫЙ НАВЫК

    Навык интонационного и ритмически правильного оформления речи и понимания речи других людей. Входит в состав фонетического навыка.