Интонация
ИНТОНАЦИЯ
(лат. intonare громко произносить) ритмикомелодическая сторона речи, чередование повышений и понижений голоса.
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
ИНТОНАЦИЯ
от лат. intono — громко произношу) — совокупность акустических элементов речи (мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др.), фонетически организующих речь и являющихся средством выражения различных, в том числе синтаксических, значений экспрессивной, эмоциональной окраски. По данным психол. исследований, И. речи содержит в себе информацию не меньшего объема, чем ее смысловое содержание. Является важнейшим элементом коммуникативной культуры учителя.
Источник: Педагогический словарь
Интонация
лат. – громко произносить) – эмоциональное тонирование речи с помощью силы ударения. Интонация – «душа звучащей речи», включает в себя следующие ее характеристики: мелодика, интенсивность, длительность, паузы, темп речи и тембр произношения звуков, звукосочетаний, слов и словосочетаний. С помощью интонации формируется высказывание и выявляется его смысл. Функции интонации: коммуникативная (побуждающая, вопросительная, восклицательная, повествовательная), указание важности частей высказывания; оформление высказывания в единое целое; разделение высказывания на ритмические части; выражение эмоций; выражение подтекста высказывания; характеристика говорящего и его отношение к высказыванию. Интонация – средство творения красивой, эмоциональной насыщенной и смысле содержащей речи.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ИНТОНАЦИЯ
(лат. intonare - громко произносить) - совокупность звуковых средств языка, которые фонетически организуют речь, устанавливают между частями фразы смысловые отношения, сообщают фразе повествовательное, вопросительное или повелительное значение, позволяют выражать разные чувства. Фонетические средства И.: распределение динамического ударения между словами, мелодика речи, пауза, темп речи, эмоциональные оттенки голосового тембра. В письме И. в известной мере выражается посредством знаков препинания и примыкающих к ним графических средств. Однако полного соответствия между И. и пунктуацией не наблюдается: круг значений и смысловых отношений, выражаемых И., значительно шире, чем тот, который доступен пунктуационному выражению, особенно в области эмоциональной. Устная речь по природе своей благодаря И. значительно более конкретна, чем речь письменная. Один и тот же письменный текст допускает при помощи И. ряд конкретных истолкований.
Источник: Терминологический словарь по логопедии и нейропсихологии.
Интонация
(от нем. Intonation; от франц. intonation < лат. intonatio — громкое произнесение) — звуковая форма высказывания, система изменений высоты, громкости и тембра голоса, организованная при помощи темпа, ритма и пауз и выражающая коммуникативное намерение говорящего, его отношение к себе и адресату, а также к содержанию речи и обстановке, в которой она произносится; важнейший элемент коммуникативной культуры учителя. И. называют зеркалом эмоциональной жизни человека; культура чувств и эмоциональных взаимоотношений неразрывно связана с культурой интонационного оформления высказывания. Чем ярче эмоциональная отзывчивость человека, тем богаче его речь мелодичной выразительностью. Речь, лишенная должных мелодичных акцентов, бесчувственна. В высказывании И. выполняет следующие функции: различает коммуникативные типы высказывания — побуждение, вопрос, восклицание, повествование, подразумевание; различает части высказывания соответственно их важности, выделенности; оформляет высказывание в единое целое, одновременно расчленяя его на ритмические группы и синтагмы; различным образом окрашивает тексты разных стилей и жанров; является активным фактором эмоционально-эстетического воздействия на слушателя; выполняет изобразительную функцию, рисуя некоторые элементы действительности: скорость движения (быстро — медленно, ускорение — замедление), температурные ощущения (холодно — жарко), рост и сложение людей, размеры предметов и т. п.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
ИНТОНАЦИЯ
(от лат. intono – громко произносить). Ритмико-мелодическая сторона речи, чередование повышений и понижений голоса, служащих для выражения смысловых и эмоциональных различий высказываний. И. членит речевой поток на смысловые отрезки, противопоставляет предложения по цели высказывания. В качестве составных элементов интонации выступают: 1) мелодика речи, осуществляемая повышением и понижением голоса во фразе (ср. произнесение повествовательного и вопросительного предложений); 2) ритм речи, т. е. чередование ударных и безударных, долгих и кратких слогов (ср. речь прозаическую и речь стихотворную); 3) интенсивность речи, т. е. сила или слабость голоса при произнесении, связанные с усилением или ослаблением выдоха (ср. речь в небольшом помещении и на площади); 4) темп речи, т. е. скорость протекания речи по времени и величина пауз между речевыми отрезками (ср. речь замедленную и речь скороговоркой); 5) тембр речи, звуковая окраска, придающая речи те или иные эмоционально-экспрессивные оттенки (например, голос «бархатный», «металлический», «дребезжащий», «звонкий» и др.); 6) фразовое и логическое ударение, служащие средством выделения речевых отрезков или отдельных слов во фразе. В русском языке принято выделять семь основных типов интонационных конструкций, являющихся предметом практического изучения на занятиях по фонетике. Описание И. при помощи интонационных конструкций стало использоваться и в теоретических работах, что является примером влияния лингводидактики на теоретическую лингвистику (Муханов, 1995; Любимова, 1982).
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
ИНТОНАЦИЯ
от лат. intonare — громко произношу) — звуковая форма высказывания, система изменений (модуляций) высоты, громкости и тембра голоса, организованная при помощи темпа, ритма и пауз (темпоритмически организованная) и выражающая коммуникативное намерение говорящего, его отношение к себе и адресату, а также к содержанию речи и обстановке, в которой она произносится. Интонирование высказывания в целом и каждого его элемента (слова, слога, звука) ограничено возможностями голоса говорящего. Например, голосом узкого высотного диапазона можно реализовать лишь маловыразительную, монотонную И.; недостаточно гибкий голос не позволит говорить быстро и четко. Важно отметить, что модуляции голоса в процессе интонирования речи осуществляются относительно характерного (конституционального) звучания данного человека. Так, увеличения и уменьшения громкости реализуются по отношению к среднему уровню громкости; изменения окраски голоса сравниваются с обычным, чаще всего используемым тембром; мелодическое движение воспринимается как отклонение вверх и вниз от средней (обусловленной типом голоса) высоты звучания речи. Эта средняя высота — «зона облегченной фонации», разговорная доминирующая тональность, т. е. небольшой ряд тонов (обычно в середине диапазона), на которые изначально настроен голосовой аппарат данного человека и которые поэтому извлекаются с большей легкостью и естественностью. При восприятии мелодики учитывается также, в какой тесситуре (или на какой «диапазонной высоте») интонируется речь. Зона облегченной фонации обычно соответствует средней (наиболее удобной) тесситуре. Следовательно, низкая и особенно высокая тесситуры обусловливают повышенную экспрессивность И. В высказывании И. выполняет следующие функции: различает коммуникативные типы высказывания — побуждение, вопрос, восклицание, повествование, подразумевание (импликацию); различает части высказывания соответственно их важности, выделенности; оформляет высказывание в единое целое, одновременно расчленяя его на ритмические группы и синтагмы; различным образом окрашивает тексты разных стилей и жанров; является активным фактором эмоционально-эстетического воздействия на слушателя; выполняет изобразительную функцию, рисуя некоторые элементы действительности: скорость движения (быстро — медленно, ускорение — замедление), температурные ощущения (холодно — жарко), рост и сложение людей, размеры предметов (большой — маленький, толстый — тонкий, высокий — низкий) и т. п. В системе И. вычленяют также интонационные конструкции и фигуры: повышения и понижения мелодического движения на различных участках фразы (восходящая И., нисходящая И.), мелодические пики, которые могут изменять коммуникативные и тема-рематические характеристики высказывания. Лит.: Артемов В.А. Психология речевой интонации.— М., 1979; Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи.— 3-е изд. — М., 1977; ЗиндерЛ.Р. Общая фонетика. — М., 1979; Кантер Л.А. Системный анализ речевой интонации. — М., 1988; Светозарова Н.Д. Интонационная система русского языка. —- Л., 1982; Торсуева И.Г. Интонация // ЛЭС— М., 1990; Цеплитис Л.К. Анализ речевой интонации. — Рига, 1974; Че-ремисина Н.В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь. — М., 1989. А. А. Князьков
ИНТОНАЦИЯ
(от лат. intonare — ‘громко произносить") — ритмико-мелодическая сторона звучащей речи. У И. важная роль. Во-первых, она является грамматическим признаком предложения: именно ею предложение отличается от словосочетания. Произнесём предложение Мы поехали в лес, но не полностью, а только до слова в лес («захлопнем» рот после слова поехали, как посоветовал A.M. Пешковский) и запомним интонацию. А теперь произнесем предложение Мы поехали. Есть разница? Есть. В первом случае мы поехали является частью предложения, во втором — законченным предложением, и показала нам это И. Именно она превращает одно слово и даже один звук в предложение:
Другая функция И. — выражать значения. Этому служит ряд средств: интонационная конструкция, место центра интонационной конструкции, синтагматическое членение.
1) Интонационная конструкция (ИК) — это интонационно оформленное предложение или его часть. В русском языке семь типов ИК.
ИК-1— это И. повествовательного предложения. Она начинается со среднего тона, на центре ИК тон понижается и сохраняется на этом уровне до конца предложения:
ИК-2 оформляет вопросительные предложения с вопросительным словом: Что случилось? Тон на гласном центра выше среднего, он может слегка понижаться в пределах ударного слога. Ударение усиленное. Эту И. часто называют восклицательной, т.к. она сопровождает восклицательные предложения: Ура! Мы ломим! Гнутся шведы!
ИК-3 — это И. предложений без вопросительного слова: Вы были в библиотеке? Это ваша машина? Предударная часть ИК-3 начинается на среднем тоне. На ударном слоге тон резко взлетает и тут же начинает понижаться. На заударной части тон ниже среднего.
ИК-4 типична для неполных вопросительных предложений с сопоставительным союзом а. А Наташа? А ты? А почитать? Предцентровая часть произносится на среднем тоне, на центре тон резко понижается, но сразу же, в пределах ударного слога, начинает повышаться и сохраняется на этом уровне в заударной части:
ИК-5 наиболее ярко выступает в предложениях со значением положительной оценки ('восхищение’), содержащих местоименное слово:
У ИК-5 два центра: первый находится на местоимении, второй — на слове, с которым это местоимение связано. Предударная часть ИК-5 произносится на среднем тоне. На первом центре тон повышается выше среднего и сохраняется на этом уровне до второго центра. На втором центре тон падает, и заударная часть произносится на уровне ниже среднего. Гласные обоих центров произносятся с большей силой.
ИК-6 начинается на среднем тоне, на гласном центра тон повышается; высота тона сохраняется и на заударной части:
ИК-6 чаще всего употребляется как И. незавершенности, «живёт» в самых разных предложениях, но особенно любит сказки: Царь с царицею прости6лся, / В путь-дорогу снарядил6ся, / А царица у окна6 / Села ждать его одна1. (А. Пушкин)
ИК-7 ярче всего выступает в предложениях, выражающих отрицательную оценку. Предударная часть произносится на среднем тоне, на гласном центра тон резко повышается и заканчивается смычкой голосовых связок (временное прекращение выдоха, обрыв тона, как, напр., в слове: Не-а!) В заударной части тон ниже среднего. _ /
Типы ИК различают смысл предложений, ср.: Та1м. Та3м? Та2м! Ср. также примеры ИК 5/6/7.
2) Центр интонационной конструкции. Он находится на ударном гласном какого-л. слова. Именно движением тона в центре различаются 7 типов ИК. Центр ИК выделяет наиболее важное в сообщении или вопросе: Ма3ша пошла за грибами? Маша пошла3 за грибами? Маша пошла за гриба3ми? Передвижение центра ИК может выражать и более сложные смыслы, напр.: На международном конкурсе пианистов один музыкант спросил профессора Московского консерватории: «Что вы думаете о моей игре?» И профессор ответил: «У вас высокая техника. Но ваша игра говорит: Я2 играю Шопена. А я учу студентов так: Я играю Шопе2на. (пример Е.А. Брызгуновой).
3) Синтагма.Предложение может содержать в себе одну интонационную конструкцию: Высохли цветы1. Две: И глядят уны6ло / голые кусты1. (А. Плещеев). Более двух: Но царевна всех миле3е, всех румя3ней и беле1е. (А. Пушкин) Интонационно оформленные звучащие отрезки называются синтагмами. В предложении столько синтагм, сколько ИК. Синтагматическое членение также может различать смыслы, ср.: Зде3сь они жили раньше — сообщение. Зде3сь они жили ра1ньше? — вопрос. Дайте мне дру2гую интересную книгу — предыдущая книга была интересной. Дайте мне другу2ю, / интере2сную книгу — книга была неинтересной.
Определять смысл предложения могут центр ИК и синтагматическое членение одновременно: 1) Казни1ть, /нельзя1 помиловать; 2) Казнить нельзя1, /поми1ловать.
Помимо ситуативных смыслов (примеры выше) И. может выражать стилистические различия, ср.: 1) Закро2йте окно! — требование; Закро3йте окно! — просьба. 2) Здра1вствуйте. / Запишите тему уро1ка — нейтрально. Здра4вствуйте./ Запишите тему уро4ка — назидательно. 3) На Красную пло6щадь / вступают та2нки — нейтрально. На Красную плобщадъ / вступают та2нки! — празднично-торжественно. Умелое использование стилистических возможностей И. является признаком хорошего владения языком.
Лит.: Брызгунова Е.А. Эмоционально-стилистические различия русской звучащей речи. М., 1984; Брызгунова Е.А. Интонация // Русская грамматика. Том I. М., 1980; Румянцев М.К. Интонация: проблема нормативности // ФН. 2010. № 2.
Л.Б. Парубченко
Другая функция И. — выражать значения. Этому служит ряд средств: интонационная конструкция, место центра интонационной конструкции, синтагматическое членение.
1) Интонационная конструкция (ИК) — это интонационно оформленное предложение или его часть. В русском языке семь типов ИК.
ИК-1— это И. повествовательного предложения. Она начинается со среднего тона, на центре ИК тон понижается и сохраняется на этом уровне до конца предложения:
ИК-2 оформляет вопросительные предложения с вопросительным словом: Что случилось? Тон на гласном центра выше среднего, он может слегка понижаться в пределах ударного слога. Ударение усиленное. Эту И. часто называют восклицательной, т.к. она сопровождает восклицательные предложения: Ура! Мы ломим! Гнутся шведы!
ИК-3 — это И. предложений без вопросительного слова: Вы были в библиотеке? Это ваша машина? Предударная часть ИК-3 начинается на среднем тоне. На ударном слоге тон резко взлетает и тут же начинает понижаться. На заударной части тон ниже среднего.
ИК-4 типична для неполных вопросительных предложений с сопоставительным союзом а. А Наташа? А ты? А почитать? Предцентровая часть произносится на среднем тоне, на центре тон резко понижается, но сразу же, в пределах ударного слога, начинает повышаться и сохраняется на этом уровне в заударной части:
ИК-5 наиболее ярко выступает в предложениях со значением положительной оценки ('восхищение’), содержащих местоименное слово:
У ИК-5 два центра: первый находится на местоимении, второй — на слове, с которым это местоимение связано. Предударная часть ИК-5 произносится на среднем тоне. На первом центре тон повышается выше среднего и сохраняется на этом уровне до второго центра. На втором центре тон падает, и заударная часть произносится на уровне ниже среднего. Гласные обоих центров произносятся с большей силой.
ИК-6 начинается на среднем тоне, на гласном центра тон повышается; высота тона сохраняется и на заударной части:
ИК-6 чаще всего употребляется как И. незавершенности, «живёт» в самых разных предложениях, но особенно любит сказки: Царь с царицею прости6лся, / В путь-дорогу снарядил6ся, / А царица у окна6 / Села ждать его одна1. (А. Пушкин)
ИК-7 ярче всего выступает в предложениях, выражающих отрицательную оценку. Предударная часть произносится на среднем тоне, на гласном центра тон резко повышается и заканчивается смычкой голосовых связок (временное прекращение выдоха, обрыв тона, как, напр., в слове: Не-а!) В заударной части тон ниже среднего. _ /
Типы ИК различают смысл предложений, ср.: Та1м. Та3м? Та2м! Ср. также примеры ИК 5/6/7.
2) Центр интонационной конструкции. Он находится на ударном гласном какого-л. слова. Именно движением тона в центре различаются 7 типов ИК. Центр ИК выделяет наиболее важное в сообщении или вопросе: Ма3ша пошла за грибами? Маша пошла3 за грибами? Маша пошла за гриба3ми? Передвижение центра ИК может выражать и более сложные смыслы, напр.: На международном конкурсе пианистов один музыкант спросил профессора Московского консерватории: «Что вы думаете о моей игре?» И профессор ответил: «У вас высокая техника. Но ваша игра говорит: Я2 играю Шопена. А я учу студентов так: Я играю Шопе2на. (пример Е.А. Брызгуновой).
3) Синтагма.Предложение может содержать в себе одну интонационную конструкцию: Высохли цветы1. Две: И глядят уны6ло / голые кусты1. (А. Плещеев). Более двух: Но царевна всех миле3е, всех румя3ней и беле1е. (А. Пушкин) Интонационно оформленные звучащие отрезки называются синтагмами. В предложении столько синтагм, сколько ИК. Синтагматическое членение также может различать смыслы, ср.: Зде3сь они жили раньше — сообщение. Зде3сь они жили ра1ньше? — вопрос. Дайте мне дру2гую интересную книгу — предыдущая книга была интересной. Дайте мне другу2ю, / интере2сную книгу — книга была неинтересной.
Определять смысл предложения могут центр ИК и синтагматическое членение одновременно: 1) Казни1ть, /нельзя1 помиловать; 2) Казнить нельзя1, /поми1ловать.
Помимо ситуативных смыслов (примеры выше) И. может выражать стилистические различия, ср.: 1) Закро2йте окно! — требование; Закро3йте окно! — просьба. 2) Здра1вствуйте. / Запишите тему уро1ка — нейтрально. Здра4вствуйте./ Запишите тему уро4ка — назидательно. 3) На Красную пло6щадь / вступают та2нки — нейтрально. На Красную плобщадъ / вступают та2нки! — празднично-торжественно. Умелое использование стилистических возможностей И. является признаком хорошего владения языком.
Лит.: Брызгунова Е.А. Эмоционально-стилистические различия русской звучащей речи. М., 1984; Брызгунова Е.А. Интонация // Русская грамматика. Том I. М., 1980; Румянцев М.К. Интонация: проблема нормативности // ФН. 2010. № 2.
Л.Б. Парубченко
Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.