Интенция

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ИНТЕНЦИЯ
направленность сознания, мышления на какой-либо предмет; намерение, цель.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

Интенция
[лат. intentio – стремление] – 1) направленность сознания, мышления на какой-л. объект; 2) намерение, цель.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

Интенция
от лат. inttntio - намерение, стремление) - имманентная направленность сознания на свой предмет безотносительно к тому, является ли он реальным или только воображаемым.

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

ИНТЕНЦИЯ
лат. intentio стремление) (речевая интенция). Намерение говорящего выразить некий коммуникативно-значимый смысл, например эмоциональную оценку (предпочтение, удивление, любопытство и т. д.). См. также речевая интенция.

Источник: Словарь терминов и понятий тестологии

ИНТЕНЦИЯ
(от лат. intentio – стремление). Направленность сознания на какойл. предмет; на решение задачи, проблемы. В основе такой направленности лежит желание, замысел. В отличие от желания, которое представляет собой влечение, стремление к осуществлению чего-л., замысел понимается как задуманный план действий, поэтому представляется целесообразным связывать И. прежде всего с замыслом. И. – коммуникативное намерение – может возникнуть в виде замысла построить высказывание в том или ином стиле речи, в монологической или диалогической форме. Разновидностью И. является речевая интенция – намерение осуществить речевой акт.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Интенция
лат. – стремление) – врожденное стремление человека к познанию предметов и явлений, способность человека направлять свой ум на познание смыслов. Используется для характеристики различных проявлений человеческой психики и поведения: потребности человека проникать в сущность явлений; направленность познавательной деятельности на объект; акт придания познаваемому и самому познанию смыслов; возможности и стремления человека принять в себя высшее бытие и наиболее полно его выразить; стремление человека к совершенству во всем; установка на обучение и воспитание ребенка вопреки его нежеланию и даже активному сопротивлению. Интенция отражает смыслообразующую роль сознания по отношению к миру, вещам, предметам. Интенция – это механизм инкультурации человека, т.е. процесса усвоения культуры и особенно духовной.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ИНТЕНЦИЯ
авторский замысел, коммуникативное намерение, целевая установка. И. имеет терминологические аналоги в ряде концепций. В самом общем значении — намерение, стремление, цель — широко используется в гуманитарных науках: праве, логике, философии, этике.
В теории речевых актов именуется иллокутивной целью, или Иллокуцией (См.) [Сёрль 1986; Вендлер 1985].
В теории Речевых жанров (См.) интенция именуется коммуникативным намерением и понимается как один из жанрообразующих факторов, различающих информативные, императивные, оценочные и этикетные жанры [Шмелёва 1990]. Коммуникативное намерение может быть выражено эксплицитно (Прошу Вас подготовить доклад), имплицитно (Доклад к понедельнику. Хорошо?) или косвенно (Вы не сможете подготовить доклад к понедельнику?). Способ выявления коммуникативного намерения относится к стилистике языкового воплощения РЖ и имеет различные стилистические последствия, в т.ч. социального характера.
В семантическом синтаксисе И. рассматривается как один из модусных метасмыслов, в обычных коммуникативных обстоятельствах не выражаемый. Если бы он получал выражение, то обычная просьба починить телефон могла выглядеть следующим образом: Хочу сказать (1), хочу попросить, или сказать, избрав жанр просьбы (2), хочу говорить о телефоне (3), хочу, чтобы его починили (4). Таким образом оказываются выражены коммуникативные намерения относительно акта речи (1), его жанра (2), темы высказывания (3) и его ремы (4). Смысл коммуникативного намерения постоянно находится в центре внимания адресата, который при недостаточной ясности может задавать вопросы типа Что вы этим хотите сказать? Так что же вы хотите, наконец? Ну и что? В обязанности адресата входит и расшифровка скрытых коммуникативных намерений, выраженных косвенно, замаскированно (вопрос как просьба, намёки и др.). Экспликация коммуникативного намерения происходит чаще всего в ситуациях начала общения, при подозрениях автора на его неправильное толкование адресатом. Средства его выражения — глагол хотеть в сочетании с глаголами речи или глаголы жанровой семантики: Хочу добавить несколько слов; Мне хочется обратить внимание на следующее; Но я предупреждаю вас, что я живу последний раз (А. Ахматова). Способы выражения авторского намерения относятся к авторскому началу текста и характеризуют речевую культуру автора [Шмелёва 1988].
В Медиалингвистике (См.) понятие И. выдвигается в число ключевых, при этом медиатекст понимается как полиинтенциональное образование, его Интенциональность (см.) определяется рядом факторов, в т.ч. традициями профессии и индивидуальностью автора [Медиатекст ... 2012]. Основные И. медиатекста — осведомлять о фактах; оценивая, диагностировать действительность, стимулировать социальную активность [Дускаева 2004]. Иерархия И. и способы их выражения изучаются на материале современных медиа.
Лит.: Вендлер З. Иллокутивное самоубийство // H3J1. Вып. XVI. Лингвистическая прагматика. М., 1985; Дускаева Л.Р. Диалогическая природа газетных речевых жанров. Пермь, 2004; Майданова Л.М. Речевая интенция и типология вторичных текстов // Человек - Текст — Культура. Коллективная монография. Екатеринбург, 1994; Матвеева Т.В. Полный словарь лингвистических терминов. Ростов н/Д., 2010; Медиатекст как полиинтен-циональная система: сб. статей. СПб., 2012; Сёрль Дж. Р. Классификация иллокутивных актов // НЗЛ. Вып. XVII. Теория речевых жанров. М., 1986; Шмелёва Т.В. Модус и средства его выражения в высказывании // Идеографические аспекты русской грамматики. М., 1988; Шмелёва Т.В.Речевой жанр (Возможности описания и использования в преподавании языка) // Russistik (Русистика. Научный журнал актуальных проблем преподавания русского языка). Berlin, 1990. № 2.
Т.В. Шмелёва

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
4.50 мб

Гуманистические интенции отечественного историко-педагогического наследия

Ситаров Вячеслав Алексеевич, Романюк Лариса Валерьевна, Онищенко Элла Васильевна
Читать PDF
704.62 кб

Смысловые интенции современной профессиональной педагогической культуры

Фролов Олег Викторович
Проблематика сущности педагогической деятельности определяется доминирующей парадигмой культуры.
Читать PDF
170.39 кб

Внешний имидж вуза в контексте образовательных интенций выпускников школы

Музалевский Николай Валерьевич
Рассматривается соотношение внешнего имиджа вуза и образовательных интенций старшеклассников. Основные вопросы в рамках изучаемой проблематики: зачем школьники хотят получить высшее образование и каким образом они выбирают вуз?
Читать PDF
1.56 мб

Интенциональная структура педагогического спора в  аспекте формирования профессиональной коммуникати

Зотова Татьяна Юрьевна
В данной статье рассматриваются особенности комплексного коммуникативного замысла педагогического спора как профессионального высказывания учителя.
Читать PDF
1.25 мб

Педагогическая интенциональность в профессиональной деятельности учителя

Дудко Виктория Валерьевна, Чернявская Валентина Станиславовна
Читать PDF
201.79 кб

Интенциональный учебный диалог в контексте исторической ретроспективы

Е. П. Александров
Читать PDF
219.23 кб

Медиаобразование в интенциях обучения и медиакультуры

Возчиков В.А.
Читать PDF
96.92 кб

Эстетическое развитие детей дошкольного возраста с опорой на принцип интенциональности

Бутенко Наталья Валентиновна
Статья посвящена анализу особенностей реализации принципа интенциональности в эстетическом развитии детей дошкольного возраста. Анализируются взгляды ученых на интенциональность с античных времен до нашего времени.
Читать PDF
174.37 кб

Механизмы формирования интенциональности образовательных социокультурных сред*

Александров Е. П.
Образовательные среды в статье понимаются как ансамбль специализированных и адаптированных к образовательным целям социальных пространств. Пространственные компоненты среды заимствуются из социума.
Читать PDF
864.01 кб

Методический потенциал интернет-технологий в области развития педагогической интенциональности учите

Дудко Виктория Валерьевна
Обеспечение процесса повышения квалификации учителей средствами информатизации образования позволяет осуществлять научно-методическую поддержку учителя в решении актуальных педагогических задач.
Читать PDF
198.54 кб

Интенциональные модели субъектов педагогического взаимодействия в вузе: конструкты диагностического

Александров Евгений Павлович
В статье интерпретируется экзистенциально-феноменологическая концепция интенциональности сознания применительно к проблематике педагогических взаимодействий в социокультурной среде высшего профессионально-образовательного учрежден
Читать PDF
159.22 кб

Типовые модели вербализации интенциональных смыслов и их учет при обучении иноязычной грамматике в о

Усенко И. Ю.
Использование разработанной модели вербализации интенций позволяет установить взаимосвязи между интенциональными значениями и разноуровневыми единицами языковой системы, что дает возможность более успешно соотнести грамматический

Похожие термины:

  • РЕЧЕВАЯ ИНТЕНЦИЯ

    лат. intentio стремление). Намерение говорящего выразить некий коммуникативно значимый смысл. Р.и. делятся на контактоуста-навливающие (инициирование беседы, изменение темы разговора и т. д.), регулиру
  • Интенциональное (телеологическое или финалистское) объяснение

    объяснение, ориентирующееся на установление интенций (стремлений) субъекта, на раскрытие целей и намерений людей.
  • ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ

    (от лат. intentio – намерение) – понятие в философии, означающее центральное свойство человеческого сознания: быть направленным на некоторый предмет. Формы проявления интенциональной природы психик